Бес (египетская мифология)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Бес
D58G29G1Aa18Z5
хранитель домашнего очага
Мифология Древнеегипетская религия
Местность Древний Египет
Толкование имени от нуб. «беса» — «кот»
Характерные черты карлик с бородкой, длинным высунутым языком, иронической усмешкой и короткими толстыми ногами
Упоминания с Нового царства

Бес (Бэс, Бесу, Беза) — в древнеегипетской мифологии собирательное название различных карликовых божеств, считавшихся хранителями домашнего очага, защитниками от злых духов и бедствий, покровитель семьи[1][2]. Охранитель детей, особенно при рождении[3] и от опасных животных[2]. Покровитель будущих матерей[2].

Образ

Бес изображался в виде уродливого карлика с бородкой, длинным высунутым языком, иронической усмешкой и короткими толстыми ногами. Нередко встречается на предметах домашнего обихода, в частности на кроватях — как украшение и амулет[2]. Беса изображают как карлика с арфой или флейтой в руках, он спутник богини матери, когда она разъярена, потому что Бес способен ее умиротворять[источник не указан 1558 дней].

Происхождение и родство

Бес — не отдельное божество, а собирательное название различных, отличающихся друг от друга карликовых божеств, которые начиная с эпохи Нового царства смешиваются, сливаются друг с другом. Бес, изображенный с ножом, большей частью назывался «Аха» («боец против опасности и зла»), Бес танцующий — Хит, или Хати[2]. Карликовые боги нередко изображались вместе с богиней Хатхор[2]. Окончательное формирование культа Беса связано с отождествлением десяти второстепенных божеств (нубийского Беса, Аха, Амама, Хайета, Ихти, Мефджета, Менева, Сегеба, Сопду и Тететену) в едином божестве, которое известно под именем Беса[4].

Имена «Бес» и «Баст» обычно связывают с нубийским словом «беса», означающим «кот». Это обстоятельство позволяет предположить, что первоначально культ этот бога был связан с почитанием кота, который считался защитником дома от мышей, крыс и змей (отсюда и роль Беса в качестве покровителя домашнего очага).

Очень редко встречаются изображения Беса с головой и хвостом льва, что некоторые египтологи считают этот факт доказательством того, что первоначально Бес ассоциировался со львом[2].

М. А. Коростовцев связывает Беса с богом Пта, с которым имели «родство», и считались его «детьми», карликообразные божества, называемые в науке «патэками». Патэки, как и Бес, имели защитные функции — охраняли от опасных животных. Защитная функция была характерна и для греческих кабиров финикийского происхождения, считавшихся в Греции великими богами[2]. Согласно М. А. Коростовцеву, Бес схож с западноевропейскими гномами — безобразными карликовыми существами, доброжелательными к людям. Коростовцев предполагал, что бесы, патэки, кабиры, гномы относятся к одному кругу представлений, бытовавших на той ступени умственного и духовного развития человечества, когда люди населяли землю несметным количеством божков или духов[2].

Распространение

Баночка для краски коля в форме бога Беса. Лувр

Сохранилось огромное количество имевших защитный характер амулетов в виде Беса. Их находят при археологических раскопках далеко за пределами Египта, в частности в Передней Азии, на побережье Средиземного и Эгейского морей, в Северном Причерноморье, на Урале, в Сибири, в Средней Азии вплоть до Алтая[3][2][5].

Бес не имел никаких храмов или святилищ, хотя была молельня в Абидосе[6] и идол в храме бога Пта в Мемфисе[7][2], а почитался в домах египтян, почитавших его изображения и приносивших ему жертвы[8].

У современных исследователей есть сведения только о почитании Беса в позднейшие эпохи египетской истории — периоды Нового и Позднего царств, однако первые упоминания о Бесе можно обнаружить в источниках Среднего царства. Вероятнее всего, образ уродливого бога-карлика был заимствован египтянами из Нубии или же сложился в конце Древнего царства под впечатлением от находившихся при дворе фараонов VI династии карликов-пигмеев из тропических лесов Центральной Африки.

Впоследствии культ Беса был воспринят финикийцами и киприотами[2].

Персидский царь Камбис, покоривший Египет в 525 г. до н. э., посетив в Мемфисе храм бога Пта, издевался над идолом Беса, походившим на финикийских кабиров, имевших вид карликов[7][2].

В период, когда Египет был римской провинцией, есть сведения что культ бога Беса (лат. Beza) был популярен в IV веке н. э. в городе Абиде (Абидос). У этого бога был свой оракул, которому посылались вопросительные записки относительно будущего и других тревожащих людей тем[9].

Бес в литературе

В романе Брэма Стокера «Логово белого червя» Эдгар Касуолл находит статуэтку Беса и отправляет её к своему воздушному змею-коршуну.

В романе Томаса Манна «Иосиф и его братья» — земное воплощение Беса — добрый карлик с тем же именем — покровитель Иосифа в доме Петепра.

Примечания

  1. Солкин, 2005.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 Коростовцев, 1976, Глава «Некоторые другие локальные и нелокальные божества. Представление египтян о божестве».
  3. 3,0 3,1 Рубинштейн, 1987.
  4. Bacquerisse C., Lupo S. The god Bes at Tell El-Ghaba, a site in the ancient egyptian eastern border Архивная копия от 19 августа 2017 на Wayback Machine, p. 138.
  5. Киселёв С. В. Древняя история Южной Сибири. — МИА № 9. — М.Л., 1949. — 364 с. Архивная копия от 16 марта 2017 на Wayback Machine
  6. Коростовцев, 1976, Глава «Магия».
  7. 7,0 7,1 Геродот. III, 37.
  8. Bes — Ancient History Encyclopedia. Дата обращения: 3 июля 2017. Архивировано 19 августа 2017 года.
  9. Аммиан Марцеллин. Книга XIX // Деяния.

Литература

Дополнительная литература

  • Баллод Ф. В. Введение в историю бородатых карликообразных божеств в Египте. — М., 1913.
  • Баллод Ф. В. Ваза с фигурой — изображением Беса // Памятники Музея Изящных Искусств. — М., 1912. — Вып. I. — С. 31–36.
  • Васильева О. А., Малых С. Е. Боги Средиземноморья: греко-египетский культурно-религиозный синкретизм эллинистического и римского времени // Цивилизации классического Востока в памятниках собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина / отв. ред. И. А. Ладынин, О. А. Васильева, А. А. Немировский. — М.—СПб.: Изд-во РХГА, 2021. — С. 116-124. — ISBN 978-5-907505-19-3.
  • Васильева О. А., Малых С. Е., Томашевич О. В. Многоликий Бэс. Древнеегипетские терракотовые статуэтки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина // Восток (Oriens). — 2022. — № 1. — С. 245-257. — doi:10.31857/S086919080017322-1.
  • Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1976. — 336 с.
  • Попов М. Бестиарий. Бесы и черти // Мир фантастики. — № 7 (71); июль 2009. — С. 126—130.
  • Павлов В. В., Ходжаш С. И. Египетская пластика малых форм. — М.: Искусство, 1985. — 116 с. + 219 ил. с. — (Из истории мирового искусства).
  • Ходжаш С. И. Изображения древнеегипетского бога Беса в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина. — М.: Издат. фирма «Восточная литература» РАН, 2004. — 173 с.