Бесы (фильм, 2014)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Бесы
Постер фильма
Жанр драма
артхаус
Режиссёр Роман Шаляпин
Продюсер Роман Шаляпин
Евгений Ткачук
Автор
сценария
Роман Шаляпин
Евгений Ткачук
В главных
ролях
Евгений Ткачук
Нина Лощинина
Роман Шаляпин
Оператор Павел Беклемишев
Композитор Антон Орлов
Кинокомпания Мармот-фильм
Длительность 67 мин.
Страна Россия
Год 2014

«Бесы» — художественный фильм режиссёра Романа Шаляпина 2014 года по мотивам романа Ф. М. Достоевского «Бесы». Фильм-участник конкурсной программы фестиваля «Окно в Европу»-2014[1][2].

Сюжет

Современная интерпретация произведения Ф. М. Достоевского «Бесы». Сюжет фильма — история убийства Шатова, действующие лица — только члены тайного общества Верховенского.

В ролях

  • Евгений Ткачук — Пётр Верховенский
  • Нина Лощинина — Эркель
  • Александр Алябьев — Шатов
  • Олег Соколов — Липутин
  • Евгений Матвеев — призрак Ставрогина
  • Роман Шаляпин
  • Андрей Щипанов

История создания

В начальных титрах значится: «Фильм Романа Шаляпина и Евгения Ткачука». Два молодых театральных актёра-однокурсника написали сценарий, думая вначале, что будут снимать двадцатиминутную короткометражку по мотивам романа Достоевского. В итоге сняли полнометражную картину. Бюджет фильма — менее двух миллионов рублей. Все на этом проекте работали бесплатно. Фильм снимался на территории заброшенного завода на Сетуни[3]. Работа над фильмом продолжалась два с половиной года. Первые полтора года финансирования у проекта вообще не было, потом Валерий Петрович Тодоровский со своей продюсерской компанией «Мармот-фильм» помог довести фильм до конца[4].

В принципе, любое произведение искусства можно назвать неким высказыванием. Вот что такое революция? — это проба изменить что-то вне, поменять мысли, людей и так далее. А самая главная революция — это внутренняя, духовная. Все остальные пути без духовной революции, они ни к чему не приведут. Насколько ты способен произвести революцию внутри себя, настолько ты и человек. Идея в фильме — это человек, который проходит путь и хочет изменить всех, но не себя, в итоге он меняется, но не принимает это и сходит с ума. А человек, который идёт по пути внутренней революции, готов к перемене, он не знает, что с ним будет, но он готов к тому, чтобы эта внутренняя революция с ним произошла[4]

режиссёр Роман Шаляпин

За время съёмок фильма Евгений Ткачук получил приглашение от Владимира Хотиненко и снялся в телесериале «Бесы» в роли Шатова.

Критика и отзывы

Фильм вызвал разноречивые отзывы кинокритиков.

Критик Денис Корсаков («Комсомольская правда») отмечает, что «такому сверхэмоциональному и готовому пуститься в разнос актёру, как Ткачук, требуется хороший, как минимум — жёсткий режиссёр. Роман Шаляпин, взявшийся за экранизацию Достоевского, пока себя таковым не зарекомендовал»[5].

Оксана Гаврюшенко («Новые известия») считает фильм «Бесы» авантюрой для своих, экспериментальным фильмом, которому категорически не хватает концепции и режиссуры[6].

По мнению Екатерины Агеевой («Выборг»), «в случае с „Бесами“ вообще нет смысла говорить о молодости, максимализме или пробе пера. Это — самое настоящее поколенческое кино… Выбор актёра на главную роль — несомненный успех. У Шаляпина актёр работает, как гигантский пресс, впечатывающий и вбивающий неумолкаемыми речами немногочисленных персонажей. Как молоток — гвозди, по самую шляпку». Критик отмечает удачный антураж «Бесов»: «по безысходной картинке — это точно Достоевский. Устаревший разрушающийся завод, давно покинутые территории, сгнившие доски, пыль, ветошь, ржавое железо, разлагающаяся осень. Тотальный некроз. Это не противоречит литературной основе, потому что герои Достоевского обычно пребывают в перманентно кризисном пространство-времени, взыскуя выхода»[7].

Анастасия Сычевая («FashionTime») считает, что молодость режиссёра и актёров ощутимо отражается на структуре сюжета и съёмках: «Им есть что сказать, а кровь бурлит так сильно, что всё перемешивается в едином горячем порыве, который не сглаживает углы, а только еще больше затачивает. Насыщенность этой по-настоящему достоевской безысходности просто обрушивается на сознание: ты можешь понять всё или ничего». По мнению критика, «это концентрат, выжатый из книги, и он бьет в самую цель»[8].

Кинокритик Виктор Матизен («Новые известия») отмечает смелость эксперимента молодых авторов, «открыто смешавших в своей экранизации „Бесов“ реальное трущобное пространство, где современные террористы вынашивают свои дикие планы, с пространством сугубо виртуальным, в котором голый Ткачук-Верховенский, как на тарзанке, раскачивается на трупе повесившегося Ставрогина»[9].

Мария Безрук («Трибуна») отмечает скрупулёзнейшую работу режиссёра с авторским текстом, продуманность оригинального решения и актёрское мастерство Евгения Ткачука, которому многие прочили очередную награду фестиваля «Окно в Европу»[10].

Примечания

  1. Бесы. Информация о фильме (недоступная ссылка). Официальный сайт кинофестиваля «Окно в Европу». Дата обращения: 5 сентября 2014. Архивировано 9 февраля 2015 года.
  2. Ирина Волочковская. Кино на любой вкус // Выборгские Ведомости. — 2014. — 22 август (№ 61). Архивировано 5 марта 2016 года.
  3. Сергей Сычёв. В Выборге показали «Бесы» Романа Шаляпина и Евгения Ткачука. Filmpro.ru. Дата обращения: 5 сентября 2014. Архивировано 6 сентября 2014 года.
  4. 4,0 4,1 Интервью с режиссёром Романом Шаляпиным. 365mag.ru (6 октября 2014). Дата обращения: 18 октября 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  5. Денис Корсаков. Бесы, пацаны, сыновья и пациенты. Комсомольская правда (18 августа 2014). Дата обращения: 5 сентября 2014. Архивировано 3 сентября 2014 года.
  6. Оксана Гаврюшенко. Не инородные тела. На фестивале «Окно в Европу» мэтры кино соседствуют с дебютантами. Новые известия (12.августа 2014). Дата обращения: 5 сентября 2014. Архивировано 4 марта 2016 года.
  7. Екатерина Агеева. Каждое поколение имеет право на своего Достоевского // Выборг. — 2014. — 14 август (№ 119). Архивировано 4 марта 2016 года.
  8. Анастасия Сычевая. «Бесы»: отзыв FashionTime.ru // fashiontime.ru. — 2015. — 28 февраль. Архивировано 4 марта 2016 года.
  9. Виктор Матизен. Дела семейные. Закончился XXII Выборгский кинофестиваль «Окно в Европу». Новые известия (18 августа 2014). Дата обращения: 5 сентября 2014. Архивировано 26 августа 2014 года.
  10. Мария Березук. «Окно в Европу» - 2014. Эпилог. Трибуна (22 августа 2014). Дата обращения: 5 сентября 2014.

Ссылки