Бесприданница (фильм, 1936)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Бесприданница
Постер фильма
Жанр драма
Режиссёр Яков Протазанов
Автор
сценария
Яков Протазанов
Владимир Швейцер
В главных
ролях
Нина Алисова
Ольга Пыжова
Михаил Климов
Анатолий Кторов
Оператор Марк Магидсон
Композитор Давид Блок
Кинокомпания «Рот-Фронт»
Длительность 81 мин.
Страна  СССР
Год 1936
Ссылки
Кинопоиск ID 46101
IMDb ID 0028622
Культура.РФ
 Кино 

«Бесприда́нница» — художественный фильм режиссёра Якова Протазанова по одноимённой пьесе А. Н. Островского.

Сюжет

Ларисе Огудаловой пора выходить замуж. И поклонников у неё много, но женихам нужно приданое, а у Ларисы его нет. Юлий Карандышев был не самым видным из её кавалеров, но единственный сделал предложение, которое Лариса без особой радости принимает. Готовится свадьба. И тут в город приезжает блестящий барин Сергей Паратов, которого Лариса когда-то любила. Между ними вновь вспыхивают давние чувства, и Лариса убегает с Паратовым на прогулку за Волгой. Там, после пикника, происходит их решительное объяснение, в ходе которого Паратов сознаётся, что он уже обручён. Между Ларисой и подоспевшим Карандышевым происходит бурная сцена, Карандышев предъявляет на неё свои права, но для Ларисы он слишком жалок и ничтожен. Тогда он убивает её выстрелом из пистолета («Так не доставайся же ты никому!»), и для разочаровавшейся в суровых жизненных реалиях Ларисы смерть становится великим благом.

В ролях

Съёмочная группа

Награды

Критика

Вскоре после выхода фильм критик Э. Бескин заявил, что «фильм даёт лишь слащаво-сентиментальную историю несчастной любви Ларисы к Паратову»[1][2]. Рецензенты Григорий Чахирьян и Иосиф Маневич в газете «Кино» от 21 января 1937 года писали: «Паратов в фильме измельчён. Из роли вытравлены черты, характеризующие Паратова как человека большой воли и незаурядного ума».

«Нельзя же давать Паратова настолько откровенным и прямолинейным пошляком, как это сделали Кторов и Протазанов», — вторил им Г. Зельдович в журнале «Искусство кино» (1937, № 2)[1][2]. Критик В. Волькенштейн в том же журнале (1937, № 4) критиковал фильм: «Что же осталось в фильме от Островского? Только внешняя занимательность ситуаций и событий, только ряд трогательных моментов, только отдельные яркие реплики…»[3].

В то же время Михаил Арлазоров писал, что фильм совершил «триумфальный путь к зрителю» и «трагедия Ларисы, ожившая на экране, не могла оставить зрителей равнодушными»[4]. Он также отмечал прекрасный подбор актёров и высокое искусство монтажа[5].

Подробно проанализировали фильм Н. Д. Волков и О. Л. Леонидов[6]. Они отмечали поэтичность сцен фильма[7]. Отмечались удачные актёрские работы. В частности, по их мнению, «охота Кнурова за Ларисой — такая, как изобразил её на экране М. М. Климов, — навсегда останется образцом превосходной реалистической игры»[8].

В книге М. Алейникова эта оценка распространена на весь актёрский ансамбль: «В „Бесприданнице“ с особой яркостью сказался талант „актёрского режиссёра“. Исполнение главных и эпизодических ролей в этом классическом фильме навсегда останется образцом превосходной реалистической игры»[9]. Отмечалось «стремление Протазанова освободить экранизируемую пьесу от театральной специфики … за счёт изобретательного использования пластической выразительности кино»[9]. Указывалось, что «„Бесприданница“ Протазанова долго будет служить примером кинематографического мышления режиссёра», и что «оставаясь верным идеям великого русского драматурга, Протазанов создал большое цельное произведение кинематографического искусства»[10].

Противоречиво оценивала фильм киновед Нея Зоркая: «Спору нет — велико мастерство постановщика, удачно его переложение классического текста, сочны актёрские образы… Но в изображении чувств и страстей, страданий и трагедии Ларисы вдруг не хватает того „чуть-чуть“, о котором любил говорить Вл. И. Немирович-Данченко и которое часто служит границей между художественным произведением и заурядной мелодрамой»[11].

Режиссёр Эльдар Рязанов назвал фильм блестящим и считал, что «сила воздействия Протазановской ленты оказалась такова, что заслонила первоисточник, как бы подменила его»[12][13]. Он особо выделял «филигранный профессионализм авторов фильма: сценариста В. Швейцера, режиссёра Я. Протазанова, оператора М. Магидсона и блистательных исполнителей ролей»[14][15]. «Все компоненты фильма настолько безукоризненны, что, соединившись, образуют шедевр», — писал режиссёр[16].

Вместе с тем Э. Рязанов отмечал, что «„Бесприданница“ Протазанова, хотя и была звуковой картиной, но делалась в стилистике немого кино». Он писал: «Непревзойдённые артисты, собранные Протазановым в „Бесприданнице“, играли в манере „великого немого“. Они ещё не могли иначе. Им всем — пожалуй, кроме молодого Б. Тенина, не имевшего опыта в немых фильмах, — были свойственны излишняя внешняя выразительность, почти плакатность, подчёркнутость жеста (это шло от недоверия к звуку), некоторая преувеличенность актёрской подачи. И в этом их винить неисторично, несправедливо…»[17].

Примечания

Литература

  • Волков Н. Д., Леонидов О. Л. «Бесприданница» // Яков Протазанов: Сборник статей и материалов / Сост. М. Н. Алейников. — М.: Госкиноиздат, 1948. — С. 199—229. — 335 с.
  • Алейников М. Н. Яков Протазанов. — М.: Искусство, 1961. — 206 с.
  • Зоркая Н. М. Портреты. — М.: Искусство, 1966. — С. 162. — 310 с.
  • Арлазоров М. С. Протазанов. — М.: Искусство, 1973. — С. 231—252. — 282 с.
  • Рязанов Э. А. Неподведённые итоги. — М.: Вагриус, 1995. — С. 226—230, 243—244. — 305 с. — (Мой 20 век). — ISBN 978-5-9697-0117-5. — ISBN 5-9697-0117-3. — ISBN 978-5-9697-0497-8. — ISBN 978-5-7027-0509-5. — ISBN 5-264-00430-7.
  • Рязанов Э. А. Грустное лицо комедии, или Наконец подведённые итоги / Редактор Д. В. Савиных. — М.: ПРОЗАиК, 2010. — С. 397—403, 427. — 637 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-91631-061-0.

См. также

Ссылки