Беспилотный грузовой космический корабль

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Беспилотный грузовой космический корабль (автоматический грузовой корабль, АГК) — беспилотный космический корабль, предназначенный для снабжения пилотируемой орбитальной станции (ОС) топливом, научным оборудованием и материалами, продуктами, воздухом, водой и прочим, производящий с ней стыковку.

Беспилотные грузовые космические корабли, используемые для доставки грузов на МКС.

Действующие АГК: Россия «Прогресс» (с 1978), Япония HTV-X (с 2024), Соединённые Штаты Америки Cygnus (с 2013), Китай «Тяньчжоу» (с 2017), Соединённые Штаты Америки Dragon 2 (с 2020).

Конструкция

Существуют варианты таких кораблей только для доставки грузов, а также как для доставки, так и возвращения грузов, имеющие в последнем случае один или более спускаемый аппарат. Кроме того, с помощью двигателей АГК осуществляется коррекция орбиты ОС. Невозвращаемые АГК и невозвращаемые отсеки возвращаемых АГК используются для освобождения ОС от отработанных материалов и мусора.

Как правило, АГК или разрабатываются на основе пилотируемого космического корабля, или, наоборот, становятся базой для модификационного развития в таковой.

История

Первыми АГК были советские невозвращаемые корабли серии «Прогресс» и многофункциональные корабли серии ТКС, имевшие возвращаемые аппараты. До сих пор эти корабли остаются самыми мощными АГК в истории (12,6 тонн), однако в 1985 году их полёты были прекращены. АГК «Прогресс» снабжали ОС «Салют» и «Мир», АГК ТКС стыковались только с ОС «Салют».

США в национальной космической программе АГК не использовали.

Для снабжения Международной космической станции были разработаны и использовались европейские (ЕКА) корабли ATV и японские (JAXA) корабли HTV, а также продолжают использоваться модернизированные российские АГК «Прогресс». Кроме того, по заказу НАСА, для снабжения МКС частные фирмы разработали и используют АГК «Дракон» и «Сигнус». Также для снабжения МКС и будущих станций (в том числе, возможно, ОС орбитального космического туризма) существуют проекты других компаний.

По данным на 2016 год, Роскосмос разрабатывал транспортный грузовой корабль повышенной грузоподъёмности (ТГК ПГ[en])[1], способный доставить на МКС до 3,4 тонны груза[2], однако с 2018 года этот проект заморожен[3].

Китай для своих ОС разработал АГК «Тяньчжоу», на начало 2020-х годов имеющий наибольшую грузоподъёмность из действующих: он доставляет на ОС «Тяньгун», высота орбиты которой, как и у МКС, примерно равна 400 км, около 6,5 тонн полезной нагрузки.

Сравнение характеристик бывших и действующих беспилотных грузовых космических кораблей
Название ТКС Прогресс ATV HTV Dragon Dragon 2 Cygnus Тяньчжоу (天舟)
Разработчик Союз Советских Социалистических Республик ОКБ-52 Союз Советских Социалистических Республик > Россия РКК «Энергия» Европейский союз ЕКА Япония JAXA Соединённые Штаты Америки SpaceX Соединённые Штаты Америки SpaceX Соединённые Штаты Америки Northrop Grumman Китай CNSA
Внешний вид TKS spacecraft drawing (svg).svg Progress M-47 departs ISS.jpg ATV-4 approaches the International Space Station 1.jpg Iss021e017623.jpg COTS2Dragon.6.jpg Cargo Dragon CRS-21 Undocking.png ISS-45 Cygnus 5 approaching the ISS - crop.jpg Tianzhou-1 paper model.png
Первый полёт 15 декабря 1976 20 января 1978 9 марта 2008 10 сентября 2009 8 декабря 2010 6 декабря 2020 18 сентября 2013 20 апреля 2017
Последний полёт 27 сентября 1985
(полёты прекращены)
26 октября 2022 (Прогресс МС) 29 июля 2014?! (полёты прекращены) 20 мая 2020 (полёты стандартной версии прекращены) 07 марта 2020 (полёты прекращены) 26 ноября 2022 7 ноября 2022 10 мая 2023
Всего полётов (неудачных) 8 174
(3 из-за ракеты-носителя)
5 9 22
(1 из-за ракеты-носителя)
6 19
(1 из-за ракеты-носителя)
5
Габариты 13,2 м длина
4,1 м ширина
49,88 м³ объём
7,48—7,2 м длина
2,72 м ширина
7,6 м³ объём
10,7 м длина
4,5 м ширина
48 м³ объём
10 м длина
4,4 м ширина
14 м³ объём (герметичный)
7,2 м длина
3,66 м ширина
11 м³ объём (герметичный),
14—34 м³ объём (не герметичный)
8,1 м длина
4,0 м ширина
9,3 м³ объём (герметичный),
37 м³ объём (не герметичный)
5,14—6,25 м длина
3,07 м ширина
18,9—27 м³ объём
9 м длина
3,35 м ширина
15 м³ объём
Многоразовость да, частичная нет нет нет да, частичная да, частичная нет нет
Масса, кг 21 620 кг (стартовая) 7 150 кг (стартовая) 20 700 кг (стартовая) 10 500 кг (сухая)
16 500 кг (стартовая)
4 200 кг (сухая)
7 100 кг (стартовая)
6 400 кг (сухая)
12 000 кг (стартовая)
1 500 кг (сухая)
1 800 кг (сухая улучшенный)
14 000 кг (стартовая)
Полезная нагрузка, кг 12 600 кг 2 500 кг (Прогресс МС) 7 670 кг 6 200 кг 3 310 кг 6 000 кг 2 000
3 500 кг (улучшенный)
7 400 кг
Возвращение груза, кг 500 кг утилизация утилизация до 6500 кг утилизация до 2 500 кг до 3 300 кг утилизация 1 200 кг утилизация
Время полёта в составе ОС до 90 суток до 180 суток до 190 суток до 30 суток до 38 суток до 720 суток до 720 суток
Время полёта до стыковки до 4 суток до 4 суток до 4,5 суток до 2 суток до 2 суток
Ракета-носитель
Описание Доставка грузов на орбитальную станцию «Алмаз». В виде автоматического грузового корабля стыковался к орбитальным станциям «Салют». Первоначально разрабатывался как пилотируемый корабль. Применяется для снабжения МКС, корректировки орбиты МКС. Первоначально использовался для советских и российских космических станций. Использовался для снабжения МКС, корректировки орбиты МКС. Используется для снабжения МКС. Частный частично многоразовый космический корабль, в рамках программы COTS, предназначенный для доставки и возвращения полезного груза. Частный частично многоразовый космический корабль, в рамках программы COTS, предназначенный для доставки и возвращения полезного груза. Новое поколение грузовых космических кораблей. Частный космический корабль снабжения, в рамках программы COTS. Предназначен для снабжения МКС. Доставка грузов к станции «Тяньгун»

Примечания