Беспилотный грузовой космический корабль
Беспилотный грузовой космический корабль (автоматический грузовой корабль, АГК) — беспилотный космический корабль, предназначенный для снабжения пилотируемой орбитальной станции (ОС) топливом, научным оборудованием и материалами, продуктами, воздухом, водой и прочим, производящий с ней стыковку.

Конструкция
Существуют варианты таких кораблей только для доставки грузов, а также как для доставки, так и возвращения грузов, имеющие в последнем случае один или более спускаемый аппарат. Кроме того, с помощью двигателей АГК осуществляется коррекция орбиты ОС. Невозвращаемые АГК и невозвращаемые отсеки возвращаемых АГК используются для освобождения ОС от отработанных материалов и мусора.
Как правило, АГК или разрабатываются на основе пилотируемого космического корабля, или, наоборот, становятся базой для модификационного развития в таковой.
История
Первыми АГК были советские невозвращаемые корабли серии «Прогресс» и многофункциональные корабли серии ТКС, имевшие возвращаемые аппараты. До сих пор эти корабли остаются самыми мощными АГК в истории (12,6 тонн), однако в 1985 году их полёты были прекращены. АГК «Прогресс» снабжали ОС «Салют» и «Мир», АГК ТКС стыковались только с ОС «Салют».
США в национальной космической программе АГК не использовали.
Для снабжения Международной космической станции были разработаны и использовались европейские (ЕКА) корабли ATV и японские (JAXA) корабли HTV, а также продолжают использоваться модернизированные российские АГК «Прогресс». Кроме того, по заказу НАСА, для снабжения МКС частные фирмы разработали и используют АГК «Дракон» и «Сигнус». Также для снабжения МКС и будущих станций (в том числе, возможно, ОС орбитального космического туризма) существуют проекты других компаний.
Так, по данным на сентябрь 2016 года, Роскосмос разрабатывал транспортный грузовой корабль повышенной грузоподъёмности (ТГК ПГ )[1], способный доставить на МКС до 3,4 тонны груза[2].
Китай для своих ОС разработал АГК «Тяньчжоу», на начало 2020-х годов имеющий наибольшую грузоподъёмность из действующих: он доставляет на ОС «Тяньгун», высота орбиты которой, как и у МКС, примерно равна 400 км, около 6,5 тонн полезной нагрузки.
Сравнение характеристик бывших и действующих беспилотных грузовых космических кораблей | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Название | ТКС | Прогресс | ATV | HTV | Dragon | Dragon 2 | Cygnus | Тяньчжоу (天舟) |
Разработчик | ![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Внешний вид | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Первый полёт | 15 декабря 1976 | 20 января 1978 | 9 марта 2008 | 10 сентября 2009 | 8 декабря 2010 | 6 декабря 2020 | 18 сентября 2013 | 20 апреля 2017 |
Последний полёт | 27 сентября 1985 (полёты прекращены) |
26 октября 2022 (Прогресс МС) | 29 июля 2014 (полёты прекращены) | 20 мая 2020 (полёты стандартной версии прекращены) | 07 марта 2020 (полёты прекращены) | 26 ноября 2022 | 7 ноября 2022 | 10 мая 2023 |
Всего полётов (неудачных) | 8 | 174 (3 из-за ракеты-носителя) |
5 | 9 | 22 (1 из-за ракеты-носителя) |
6 | 19 (1 из-за ракеты-носителя) |
5 |
Габариты | 13,2 м длина 4,1 м ширина 49,88 м³ объём |
7,48—7,2 м длина 2,72 м ширина 7,6 м³ объём |
10,7 м длина 4,5 м ширина 48 м³ объём |
10 м длина 4,4 м ширина 14 м³ объём (герметичный) |
7,2 м длина 3,66 м ширина 11 м³ объём (герметичный), 14—34 м³ объём (не герметичный) |
8,1 м длина 4,0 м ширина 9,3 м³ объём (герметичный), 37 м³ объём (не герметичный) |
5,14—6,25 м длина 3,07 м ширина 18,9—27 м³ объём |
9 м длина 3,35 м ширина 15 м³ объём |
Многоразовость | да, частичная | нет | нет | нет | да, частичная | да, частичная | нет | нет |
Масса, кг | 21 620 кг (стартовая) | 7 150 кг (стартовая) | 20 700 кг (стартовая) | 10 500 кг (сухая) 16 500 кг (стартовая) |
4 200 кг (сухая) 7 100 кг (стартовая) |
6 400 кг (сухая) 12 000 кг (стартовая) |
1 500 кг (сухая) 1 800 кг (сухая улучшенный) |
14 000 кг (стартовая) |
Полезная нагрузка, кг | 12 600 кг | 2 500 кг (Прогресс МС) | 7 670 кг | 6 200 кг | 3 310 кг | 6 000 кг | 2 000 3 500 кг (улучшенный) |
7 400 кг |
Возвращение груза, кг | 500 кг | утилизация | утилизация до 6500 кг | утилизация | до 2 500 кг | до 3 300 кг | утилизация 1 200 кг | утилизация |
Время полёта в составе ОС | до 90 суток | до 180 суток | до 190 суток | до 30 суток | до 38 суток | до 720 суток | до 720 суток | — |
Время полёта до стыковки | до 4 суток | до 4 суток | — | до 4,5 суток | — | до 2 суток | до 2 суток | — |
Ракета-носитель |
|
|
||||||
Описание | Доставка грузов на орбитальную станцию «Алмаз». В виде автоматического грузового корабля стыковался к орбитальным станциям «Салют». Первоначально разрабатывался как пилотируемый корабль. | Применяется для снабжения МКС, корректировки орбиты МКС. Первоначально использовался для советских и российских космических станций. | Использовался для снабжения МКС, корректировки орбиты МКС. | Используется для снабжения МКС. | Частный частично многоразовый космический корабль, в рамках программы COTS, предназначенный для доставки и возвращения полезного груза. | Частный частично многоразовый космический корабль, в рамках программы COTS, предназначенный для доставки и возвращения полезного груза. Новое поколение грузовых космических кораблей. | Частный космический корабль снабжения, в рамках программы COTS. Предназначен для снабжения МКС. | Доставка грузов к станции «Тяньгун» |
Примечания
- ↑ Новости. РКК «Энергия» разрабатывает грузовой космический корабль повышенной грузоподъёмности . www.roscosmos.ru. Дата обращения: 6 сентября 2016. Архивировано 6 сентября 2016 года.
- ↑ New-generation cargo ship design is ready (англ.)