Беспилотный грузовой космический корабль

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Беспилотный грузовой космический корабль (автоматический грузовой корабль, АГК) — беспилотный космический корабль, предназначенный для снабжения пилотируемой орбитальной станции (ОС) топливом, научным оборудованием и материалами, продуктами, воздухом, водой и прочим, производящий с ней стыковку.

Беспилотные грузовые космические корабли, используемые для доставки грузов на МКС.

Конструкция

Существуют варианты таких кораблей только для доставки грузов, а также как для доставки, так и возвращения грузов, имеющие в последнем случае один или более спускаемый аппарат. Кроме того, с помощью двигателей АГК осуществляется коррекция орбиты ОС. Невозвращаемые АГК и невозвращаемые отсеки возвращаемых АГК используются для освобождения ОС от отработанных материалов и мусора.

Как правило, АГК или разрабатываются на основе пилотируемого космического корабля, или, наоборот, становятся базой для модификационного развития в таковой.

История

Первыми АГК были советские невозвращаемые корабли серии «Прогресс» и многофункциональные корабли серии ТКС, имевшие возвращаемые аппараты. До сих пор эти корабли остаются самыми мощными АГК в истории (12,6 тонн), однако в 1985 году их полёты были прекращены. АГК «Прогресс» снабжали ОС «Салют» и «Мир», АГК ТКС стыковались только с ОС «Салют».

США в национальной космической программе АГК не использовали.

Для снабжения Международной космической станции были разработаны и использовались европейские (ЕКА) корабли ATV и японские (JAXA) корабли HTV, а также продолжают использоваться модернизированные российские АГК «Прогресс». Кроме того, по заказу НАСА, для снабжения МКС частные фирмы разработали и используют АГК «Дракон» и «Сигнус». Также для снабжения МКС и будущих станций (в том числе, возможно, ОС орбитального космического туризма) существуют проекты других компаний.

Так, по данным на сентябрь 2016 года, Роскосмос разрабатывал транспортный грузовой корабль повышенной грузоподъёмности (ТГК ПГ[en])[1], способный доставить на МКС до 3,4 тонны груза[2].

Китай для своих ОС разработал АГК «Тяньчжоу», на начало 2020-х годов имеющий наибольшую грузоподъёмность из действующих: он доставляет на ОС «Тяньгун», высота орбиты которой, как и у МКС, примерно равна 400 км, около 6,5 тонн полезной нагрузки.

Сравнение характеристик бывших и действующих беспилотных грузовых космических кораблей
Название ТКС Прогресс ATV HTV Dragon Dragon 2 Cygnus Тяньчжоу (天舟)
Разработчик Союз Советских Социалистических Республик ОКБ-52 Союз Советских Социалистических Республик > Россия РКК «Энергия» Европейский союз ЕКА Япония JAXA Соединённые Штаты Америки SpaceX Соединённые Штаты Америки SpaceX Соединённые Штаты Америки Northrop Grumman Китай CNSA
Внешний вид TKS spacecraft drawing (svg).svg Progress M-47 departs ISS.jpg ATV-4 approaches the International Space Station 1.jpg Iss021e017623.jpg COTS2Dragon.6.jpg Cargo Dragon CRS-21 Undocking.png ISS-45 Cygnus 5 approaching the ISS - crop.jpg Tianzhou-1 paper model.png
Первый полёт 15 декабря 1976 20 января 1978 9 марта 2008 10 сентября 2009 8 декабря 2010 6 декабря 2020 18 сентября 2013 20 апреля 2017
Последний полёт 27 сентября 1985
(полёты прекращены)
26 октября 2022 (Прогресс МС) 29 июля 2014[en] (полёты прекращены) 20 мая 2020 (полёты стандартной версии прекращены) 07 марта 2020 (полёты прекращены) 26 ноября 2022 7 ноября 2022 10 мая 2023
Всего полётов (неудачных) 8 174
(3 из-за ракеты-носителя)
5 9 22
(1 из-за ракеты-носителя)
6 19
(1 из-за ракеты-носителя)
5
Габариты 13,2 м длина
4,1 м ширина
49,88 м³ объём
7,48—7,2 м длина
2,72 м ширина
7,6 м³ объём
10,7 м длина
4,5 м ширина
48 м³ объём
10 м длина
4,4 м ширина
14 м³ объём (герметичный)
7,2 м длина
3,66 м ширина
11 м³ объём (герметичный),
14—34 м³ объём (не герметичный)
8,1 м длина
4,0 м ширина
9,3 м³ объём (герметичный),
37 м³ объём (не герметичный)
5,14—6,25 м длина
3,07 м ширина
18,9—27 м³ объём
9 м длина
3,35 м ширина
15 м³ объём
Многоразовость да, частичная нет нет нет да, частичная да, частичная нет нет
Масса, кг 21 620 кг (стартовая) 7 150 кг (стартовая) 20 700 кг (стартовая) 10 500 кг (сухая)
16 500 кг (стартовая)
4 200 кг (сухая)
7 100 кг (стартовая)
6 400 кг (сухая)
12 000 кг (стартовая)
1 500 кг (сухая)
1 800 кг (сухая улучшенный)
14 000 кг (стартовая)
Полезная нагрузка, кг 12 600 кг 2 500 кг (Прогресс МС) 7 670 кг 6 200 кг 3 310 кг 6 000 кг 2 000
3 500 кг (улучшенный)
7 400 кг
Возвращение груза, кг 500 кг утилизация утилизация до 6500 кг утилизация до 2 500 кг до 3 300 кг утилизация 1 200 кг утилизация
Время полёта в составе ОС до 90 суток до 180 суток до 190 суток до 30 суток до 38 суток до 720 суток до 720 суток
Время полёта до стыковки до 4 суток до 4 суток до 4,5 суток до 2 суток до 2 суток
Ракета-носитель
Описание Доставка грузов на орбитальную станцию «Алмаз». В виде автоматического грузового корабля стыковался к орбитальным станциям «Салют». Первоначально разрабатывался как пилотируемый корабль. Применяется для снабжения МКС, корректировки орбиты МКС. Первоначально использовался для советских и российских космических станций. Использовался для снабжения МКС, корректировки орбиты МКС. Используется для снабжения МКС. Частный частично многоразовый космический корабль, в рамках программы COTS, предназначенный для доставки и возвращения полезного груза. Частный частично многоразовый космический корабль, в рамках программы COTS, предназначенный для доставки и возвращения полезного груза. Новое поколение грузовых космических кораблей. Частный космический корабль снабжения, в рамках программы COTS. Предназначен для снабжения МКС. Доставка грузов к станции «Тяньгун»

Примечания