Бескин, Осип Мартынович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Осип Мартынович Бескин
Маяковский после возвращения из Америки (ноябрь—декабрь 1925 г.). Фотография сделана на квартире Маяковского и Бриков в Сокольниках. Сидят (слева направо): Э. Ю. Триоле, Л. Ю. Брик, Р. С. Кушнер, Е. В. Пастернак, О. В. Третьякова. Стоят: Маяковский, О. М. Брик, Б. Л. Пастернак, С. М. Третьяков, В. Б. Шкловский, Л. А. Гринкруг, О. М. Бескин, П. В. Незнамов.

Осип Мартынович (Меерович) Бескин (11 ноября 1892, Вильна — 1969[уточнить], СССР[уточнить]) — российский и советский литературный и художественный критик, редактор.

Биография

Родился 11 ноября 1892 года в Вильна, в семье купца второй гильдии (впоследствии таксатора) Меера Израилевича (Мартына Яковлевича, 1851—1904) и Екатерины Самойловны Бескиных. У него были сёстры Мина (1879), Пелагея (1883) и Елена (1886) и братья Абрам (провизор), Эммануил (впоследствии театральный критик) и Михаил (поэт, драматург, журналист, редактор).

Окончил экономическое отделение Киевского коммерческого института. Член РКП(б) — ВКП(б) (1919—1949 и с 1950).

Секретарь «Театральной газеты» (1916—1918); зав. Городского РОНО г. Москвы и член Моссовета (1920—1921); член правления Госиздата (1923—1925); председатель редакционно-издательского отдела Главполитпросвета и ответственный редактор журнала «Советское кино» (1926—1928)[1][2]; учёный секретарь Института литературы и искусства Комакадемии (1929—1931); ректор новооткрывшегося Воронежского аграрно-педагогического института (1931—1932); главный редактор Государственного издательства изобразительного искусства (Изогиз) (1932—1934), главный инспектор Наркомпроса РСФСР по изобразительному искусству (1934—1936), одновременно ответственный редактор журналов Искусство и «Творчество» (1932—1940), директор и главный редактор издательства «Искусство» (1936—1938); директор выставки «Вторая Великая Отечественная война» в Дирекции художественных выставок и панорам (1942—1943), старший консультант по творческим вопросам Московского товарищества художников (1943—1946), художественный руководитель и ответственный редактор Товарищества художников «Советский график» (1946—1948), художественный руководитель по выпуску эстампов Комбината графических работ (1954—1963).

Член СП СССР (с 1934), член правления и президиума оргкомитета Союза художников СССР (1939—1950), член правления МОСХ (1939—1960-е).

Прозвище: «мелкий Бескин» (Виктор Шкловский, 20-е гг.). В конце 1940-х — начале 50-х гг. обвинялся в «космополитизме».

Персональный пенсионер республиканского значения с 1954 г. (в последние годы жизни — союзного значения).

Похоронен на Донском кладбище.

Творчество

Публиковался с 1917 года. В молодости чрезвычайно продуктивный и активный участник художественной жизни, легко вписался в идеологическую парадигму советской арт-критики 20-х гг., писал преимущественно о современных театре и поэзии (статьи о Клычкове, Клюеве, Орешине («Россеяне»), Багрицком («Больной Уленспигель»), Казине («Поэт, идущий стороной»), Асееве («Хорошо») и др.).

В 1930 году в книге «Кулацкая художественная литература и оппортунистическая критика» заклеймил «россеянство» в литературе, отождествляя его с «кулацко-патриархальной стихией» и «кулацкой агитацией».

"Она еще доживает свой век – старая, кондовая Русь с ларцами, сундуками, иконами, лампадным маслом, с ватрушками, шаньгами по «престольным» праздникам, с обязательными тараканами, с запечным медлительным, распаренным развратом, с изуверской верой, прежде всего апеллирующей к богу на предмет изничтожения большевиков, с махровым антисемитизмом, с акафистом, поминками и всем прочим антуражем.

Еще живет «россеянство», своеобразно дошедшее до нашего времени славянофильство, даже этакое боевое противозападничество с верой по-прежнему, по старинке, в «особый» путь развития, в народ-«богоносец», с погружением в «философические» глубины мистического «народного духа» и красоты «национального» фольклора".

Уличал критиков А. Воронского и В. Полонского в том, что они выдали «мандат на представительство от крестьянской литературы псевдокрестьянским, кулацким писателям — всяческим и разных масштабов Есениным, Клюевым, Клычковым, Орешиным, Радимовым и пр.».

В 30-х гг. яростно обличал «формализм» в литературе («Вывихнутое, формалистическое творчество Заболоцкого, ярко демонстрирует, в какой тупик приходит поэт, не связанный вплотную с жизнью, с нашей действительностью, не понимающий её процессов. Бытование в скворешнике приводит к скворцовому сознанию, скворцовой поэзии. А скворцовый язык, как бы ни был он забавен, есть все же только птичий язык»[3]) и живописи (в книге «Формализм в живописи» обвиняются в реакционности все художники, чье творчество отмечено эстетическим поиском за пределами соцзаказа: Шевченко, Штеренберг, Истомин, Фонвизин, Тышлер и Лабас, Древин и Удальцева, Филонов, Пунин, Малевич, Клюн, Суетин и др.).

Автор нескольких монографий о советских художниках.

Семья и личная жизнь

У Осипа Бескина был роман с актрисой Вероникой Полонской[4].

Сын — Никита (1931—1992), физик[5].

Его сестра Пелагея (1883—?), зубной врач, была с 1905 года замужем за математиком Израилем Яковлевичем Кабачником, который служил в чаеразвесочной фабрике Высоцкого; их сыновья — советский химик, академик АН СССР Мартин Израилевич Кабачник[6] и математик-статистик Яков Израилевич Кабачник.

Интересные факты

Бескин послужил прототипом отрицательного персонажа Осипа Давыдовича Иванова-Петренко в романе Ивана Шевцова «Тля»[7].

Сочинения

  • Кулацкая художественная литература и оппортунистическая критика. М., 1930, 1931
  • Творческий путь Маяковского. Воронеж, 1931
  • Формализм в живописи. М., 1933
  • Художник-герой. М., 1956
  • Екатерина Белашова. М., 1958
  • Юрий Пименов. М., 1960
  • Виктор Шестаков. М., 1965
  • Георгий Ечеистов. М., 1969

Примечания

  1. Периодика по литературе и искусству за годы революции. 1917—1932 / К. Д. Муратова. — Л.: Изд-во АН СССР, 1933. — С. 240. — 344 с. Архивная копия от 21 января 2021 на Wayback Machine
  2. Советское кино. Отв. редактор О. М. Бескин // Советское кино : журнал. — 1926. — № 1. Архивировано 22 июля 2021 года.
  3. Бескин О. О поэзии Заболоцкого, о жизни и о скворешниках // Литературная газета, 1933, № 32 (260), 11 июля. С. 2.
  4. Интервью с В. Б. Дувакиным. Дата обращения: 31 марта 2017. Архивировано 1 апреля 2017 года.
  5. Громова Н. Странники войны: Воспоминания детей писателей. 1941—1944. — М., 2012.
  6. Мартин Израилевич Кабачник. Дата обращения: 31 марта 2017. Архивировано 1 апреля 2017 года.
  7. газета "Московские новости 19 декабря 2000 г. Архивировано 29 мая 2014 года.