Бернштейн, Эльза

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эльза Бернштейн

Эльза Бернштейн (нем. Elsa Bernstein; 28 октября 1866, Вена — 12 июля 1949, Гамбург) — австрийско-немецкая писательница, драматург и литературный деятель, актриса и хозяйка литературного салона[1]; известна также под псевдонимом Эрнст Розмер (нем. Ernst Rosmer)[2]. Пережила Холокост; бывшая узница концентрационного лагеря Дахау и Терезиенштадтского гетто[en].

Биография

Эльза Поргес родилась 27/28 октября 1866 года в городе Вене в семье музыкального критика еврейского происхождения Генриха Поргеса (близкого друга Рихарда Вагнера). Она с ранних лет впитала в себя влияния домашней атмосферы, сказавшиеся впоследствии на характере ее литературного творчества[3].

В 1876 году в Байройте в возрасте десяти лет она, по собственной просьбе, посетила первое полное представление цикла «Кольцо нибелунга» из четырёх опер, на котором её отец был специальным документальным архивистом Вагнера; в оперной традиции Эльза считается самой молодой зрительницей цикла[4].

В 1890 году[3], выйдя замуж за журналиста Макса Бернштейна[en] (1854—1925), она стала хозяйкой одного из самых известных музыкальных и литературных салонов конца XIX века — начала XX вв. В разное время среди посетителей были Герхарт Гауптманн (чей сын женился на дочери Бернштейн — Еве), Гуго фон Гофмансталь, Энгельберт Хампердинк, Генрик Ибсен, Аннета Кольб, Герман Леви, Альма Малер и Густав Малеры, Томас Манн, Райнер Мария Рильке, Рихард Штраус, Бруно Вальтер, Макс Вебер и другие знаменитости.

Эльза Бернштейн

Получив образование в Мюнхене, она некоторое время также выступала на театральной сцене, но дегенеративное заболевание глаз вынудило её уйти в отставку[3]. Но она не бросила театр совсем и с тех пор посвятила себя драматической литературе. В 1892 году она написала свою первую пьесу «Вир Дрей» (букв. «Мы трое»), вызвавшую бурное обсуждение; некоторые видели в этом инсценировку супружеских и сексуальных взглядов Тэна и Золя. И хотя книга была написана под псевдонимом Эрнст Росмер, её личность как автора пьесы никогда не была секретом. Следующие несколько её пьес не вызывали такого резонанса и прошли почти незамеченными, хотя российский литератор и искусствовед М. Г. Сыркин[5] на страницах «Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона» написал об одном из них следующие строки:

«Наиболее цельное и законченное ее произведение "Dämmerung" (драма, 1893) навеяно личными переживаниями: в ней патетически описана судьба молодой девушки, которой грозит слепота[3].»

Безграничное восхищение вызвала драматическая сказка Эдьзы Бернштейн «Кенигскиндер», изданная в 1895 году. Хотя сюжет был довольно простым, красота темы и его поэзия были таковы, что его можно было отнести к «Талисману» Людвига Фульды.

По мнению историка немецкой литературы Энгеля, она — «единственная женщина-писательница, заслуживающая быть поставленной наряду с лучшими из современных драматургов. В произведениях Б. отразилась борьба двух противоположных тенденций: доживающего свой век реализма и нарождающегося символизма. Эти две тенденции постоянно чередуются в ее произведениях, подчас даже несколько искусственно переплетаясь[3]

Хотя композитор Энгельберт Хумпердинк был недоволен своей первой концертной постановкой «Königskinder» в 1897 году, авангардной мелодрамой, которая требовала от солистов новаторской техники «speak-singing» (несмотря на возникшие проблемы, она, тем не менее, была показана более чем в 120 спектаклях по всей Европе), он убедил Бернштейн в 1907 году разрешить традиционную оперную постановку, которая дебютировала на немецком языке в Метрополитен-опере в Нью-Йорке в декабре 1910 года и исполнялась несколько десятилетий подряд.

С приходом к власти Гитлера начались гонения на евреев и Винифред Вагнер в 1941 году помогла Эльзе Бернштейн получить выездную визу в Соединённые Штаты Америки, но она отказалась оставить свою сестру Габриэле (которая, как и Эльза, почти полностью потеряла зрение), поскольку была её единственным опекуном. Имея еврейское происхождение, обе женщины были доставлены в лагерь смерти Дахау. 25 июня 1942 года, руководство лагеря признало в Бернштейн автора «Кенигскиндера», в результате чего, на следующий день сестёр отправили в Терезиенштадтское гетто[en]. Габриэле вскоре умерла, а Эльза Бернштейн числится среди заключённых отмеченных в Терезиенштадтских документах[en].

После окончания Второй мировой войны Эльза Бернштейн использовала специальную пишущую машинку для слепых, чтобы написать подробный отчёт о своем заключении в лагерном «Prominentenhaus» («Доме знати»). Спустя более чем пять десятилетий после её смерти машинописный текст был случайно обнаружен и опубликован на немецком языке под названием «Das Leben als Drama. Erinnerungen an Theresienstadt»[6].

Эльза Бернштейн умерла 12 июля 1949 года в Гамбурге и была похоронена рядом с мужем.

Библиография

Примечания

  1. Lexikon deutsch. Frauen der Feder, I, 61, II, 203
  2. Росмер, Эрнст // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 М. С. Бернштейн, Эльза // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  4. Rita Bake; Birgit Kiupel. Das Leben als Drama. Erinnerungen an Theresienstadt, edition eberbach / Landeszentrale für politische Bildung Hamburg 1999.
  5. Сыркин, Максимильян Григорьевич // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  6. Elsa Bernstein: Das Leben als Drama. Erinnerungen an Theresienstadt, Edition Ebersbach, Dortmund 1999 (Hrsg. Rita Bake Birgit Kiupel), ISBN 978-3931782542
  7. Gedicht Die Rose in Die Kunst unserer Zeit
  8. Gemälde Die Rose in Die Kunst unserer Zeit
  9. Бернштейн, Эльза в Немецкой национальной библиотеке.

Литература

  • Сыркин М. Г. Бернштейн, Эльза // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
    • Jew. Enc.;
    • Das jüngste Deutschland, стр. 317—320;
    • Brummer. Lexikon des deutsch. Dichter und Prosaisten, I;
    • Engel, Gesch. der deutsch. Liter.;
    • Lexikon deutsch. Frauen der Feder, I, 61, II, 203;
    • Когут. «Знаменитые евреи» (Эрнст Розмер);
    • Kürschner. Deutsch. Liter.-kalender, 1908.
  • Rita Bake; Birgit Kiupel. Das Leben als Drama. Erinnerungen an Theresienstadt, edition eberbach / Landeszentrale für politische Bildung Hamburg 1999.
  • Sigrid Borck. Weibliche Hauptfiguren in Elsa Bernsteins Dramen. VDM Verlag, Saarbrücken 2008, ISBN 978-3-639-05162-9.

Ссылки