Бернштам, Фёдор Густавович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Фёдор Густавович Бернштам
Бернштам Фёдор Густавович.jpg
Место рождения Тифлис
Место смерти Ленинград
Жанр графика, архитектура
Звания действительный член ИАХ (1908)[1]

Фёдор Густавович Бернштам (Беренштам[2]) (25 апреля 1862, Тифлис — 9 августа 1937, Ленинград) — российский художник, действительный член Императорской Академии художеств, действительный статский советник.

Биография

Будучи гимназистом 6 класса (1880), впервые приступил к печатанью статьи с иллюстрациями фресок Мцхетского монастыря и Гелатских эмалей. Обучаясь в реальном училище, делал иллюстрации к учебнику «Основания химии» своего педагога И. Д. Бокия, переводил и рисовал две книги «Жулика Мурье» «L'art au caneose», рисовал с О. И. Шмерлингом карикатуры в журнал «Фаланга».

Окончил курс на архитектурном отделении Императорской Академии художеств (1881—1886). Получил малую серебряную медаль (1888). Звание классного художника 3-й степени (1889).[1]

В 1887 году женился на Вере Александровне Пыпиной (1864—1930), старшей дочери литературоведа А.Н. Пыпина, двоюродной племяннице Н.Г. Чернышевского. 26 июня 1888 года у них родилась дочь Нина.[3]

Художник и архитектор, директор библиотеки Императорской Академии художеств, искусствовед и общественный деятель, главный редактор журнала «Открытое письмо» в 1904—1906 годах и более десяти лет — редактор архитектурного отдела журнала «Зодчий». Как художник-иллюстратор оставил след в многочисленных периодических изданиях начала века, внёс немалый вклад в книжную графику России. Его памятники-надгробия Балакиреву, Кони, Копытову, Самусьеву и другим весьма высоко оцениваются специалистами. Среди его архитектурных проектов — дворцы, соборы, дачи.

Действительный член Императорской Академии художеств (с 1908). Чиновник по особым поручениям при Президенте Академии художеств (с 1912).[1]

Был одним из лучших художников-рисовальщиков древних орнаментов и старых памятников архитектуры, неоднократно участвовал в археологических экспедициях. Эти качества в нём очень ценили В. В. Стасов и известный русский историк византийского и древнерусского искусства Н. П. Кондаков.

Коллекционерам хорошо знакомы его экслибрисы и открытки Общины святой Евгении, многочисленные плакаты, пригласительные билеты и программы различных вечеров и концертов. С его именем связано участие дореволюционной России в международных выставках.

И хотя 6 октября 1926 года в письме на имя Ф. Г. Бернштама отмечалось:

Ваши библиотечные, археологические, музейные, архитектурные труды известны всем, а художественные знания и опыт были бы для Гос. Художественного Музея в Асхабаде драгоценны… Ваш всегдашний почитатель и слуга А. А. Карелин.

но прошло время, и имя Ф. Г. Бернштама забылось.

Знавшие Берштама говорили о нём почти всегда только с восхищением.

Он всегда лидер в любом обществе. Весёлый, остроумный собеседник. Всеобщий любимец, покоритель дамских сердец и эрудит во всех вопросах!

Рада Молоканова. «Жёлтые листья клёна»

Ф. Г. Бернштама рисовали Репин, Щербов, Кругликова, Жаба, Визель, Фалилеев, Верейский и многие другие художники. Ему посвящали стихи.

Февральскую революцию, по словам Бернштама, он «принял, как сознательный гражданин». В апреле 1917 года Бернштам подал прошение об отставке; приказом Комиссара Временного Правительства над бывшим Министерством Двора и Уделов (№ 13 от 06.04.1917) был уволен со службы согласно прошению.

В 1918—1924 — хранитель дворцов-музеев в Петергофе. В эти тяжёлые годы ему удалось спасти и сохранить дворцы и павильоны; восстановить и пустить в ход фонтаны; зарегистрировать и описать редчайшие рукописи из собрания Марии Медичи. Работая в неотапливаемых помещениях, художник отморозил руки.

Был одним из организаторов библиотечных курсов в Петергофе и при Государственной Публичной библиотеке. В 1919 году разработал шрифты для «библиотечного письма» и карточек «подвижных каталогов».

В 1924—1930 работал в отделе искусств Государственной Публичной библиотеки. В послереволюционное время был активным участником многих творческих союзов и объединений.

В архивах Ф. Г. Бернштама — множество фотографий, писем, дневников, различных черновиков и записок.

Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище[4].

Примечания

Литература

Ссылки