Бентивольо, Эрколе (поэт)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эрколе Бентивольо
Ercole Bentivoglio
Род деятельности поэт
Жанр поэзия
Язык произведений итальянский

Эрколе Бентивольо (итал. Ercole Bentivoglio; 1507, Мантуя — 6 ноября 1573, Венеция) — итальянский поэт.

Биография

Десятый и младший сын Аннибале Бентивольо и Лукреции, внебрачной дочери Эрколе д’Эсте, родился в Мантуе в 1507 году.[1], после изгнания Бентивольо из Болоньи в ноябре 1506 года в силу интердикта, наложенного на город Папой Римским Юлием II. 18 августа 1507 года мать написала из Мантуи брату, кардиналу Ипполито д’Эсте в Феррару, с просьбой приютить её многочисленное семейство, и Бентивольо действительно были приняты во владениях д‘Эсте.

Вернувшись в Болонью в 1511 году, в короткий период восстановления там своей синьории, спустя год Бентивольо вновь оказались в Ферраре, окончательно утратив контроль над городом в результате поражения французской армии в битве при Равенне. При дворе своего дяди Альфонсо Эрколе посвятил себя изучению музыки и литературы, латинской и вульгарной, отдавая предпочтение гуманистам, среди которых в те времена особенно славился Лудовико Ариосто. В 1529 г. был вынужден принять участие в военной кампании, развёрнутой императором Карлом V против Флорентийской республики, поскольку семья д’Эсте считала себя обязанной предоставить войска для защиты имперских интересов.

Вернувшись в Феррару в 1530 году, опубликовал в Венеции небольшую поэму «Sogno amoroso» («Любовный сон»), написанную октавой (восьмистишием) и посвящённую Пьетро Антонио Аччиаюоли, канцлеру герцога Альфонсо. В это же время Бентивольо приступает к работе над «Сатирами», позднее получившими особое признание у публики, среди других сочинений были сонеты, посвящённые знаменитой куртизанке Туллии д’Арагона, которая жила несколько лет при дворе д’Эсте сразу после смерти герцога Альфонсо, которому наследовал сын Эрколе.

В 1539 году Эрколе Бентивольо женился на Сиджизмонде Сугана, в следующем году умер его отец Аннибале, а в 1543 г. — дочь Джулия. Его литературные интересы укрепились благодаря поездкам в Венецию и в Падую. Между тем в Ферраре он стал членом Академии возвышенных в 1540 г. и впоследствии, в 1554 г., — Академии филаретов[2], где подружился с Альберто Лоллио.

В 1544 году Эрколе опубликовал в Венеции свои первые комедии, написанные фалекейским, или одиннадцатисложным стихом (гендекасиллабом): «I fantasmi» («Привидения»), вольный перевод комедии Плавта «Mostellaria»[3] и «Il geloso» («Ревнивец»), поставленная в Вероне в 1549 г. Вторая из названных комедий является собственным произведением Эрколе Бентивольо, с реалистичными и убедительными персонажами, хотя фабула отвечает традициям комического театра и содержит клишированные образы ревнивого мужа и хитрой служанки, которая изрекает двусмысленности, высмеивая хозяина. Комедия имела огромный успех, и ещё в XVII веке по-прежнему была известна и высоко ценилась, выдержав перевод на французский язык, как и «Привидения».

Бентивольо написал ещё одну комедию, «I romiti» («Отшельники»), и трагедию «Arianna», подражания знаменитым современникам, Пьетро Аретино и Антона Франческо Дони. Однако, эти труды были известны только в рукописи, и их следы быстро затерялись.[4].

В 1546 г. в Венеции опубликованы шесть «Сатир» Бентивольо, вышедшие вместе с подборкой стихотворений, выдержанных в стиле Франческо Берни; книга переиздается в той же Венеции в 1550, 1557 и 1558 гг. В первой сатире, посвященной Андреа Наполетана, Бентивольо высмеивает людей, которые верят, будто любовь (которую автор воспринимает как нечто суетное и тщетное) является целью жизни, и не видят, что в принятии простейших понятий и явлений, присущих Природе, лежит реальный смысл существования. Вторая сатира, посвящённая Антонио Пьетро Аччиаюоли, самая яркая из всех: некоторые эпизоды жестокостей, совершённых испанскими войсками против крестьян Тосканы, описаны достоверно и с глубокой человечностью. Третья сатира, посвящённая Антонию Мусе, утверждает, что хорошие врачи встречаются очень редко, и что более любого другого средства человеку, страдающему от болезни, поможет сама Природа или старое средство, освящённое опытом отцов. В четвёртой сатире автор осуждает ненасытную жадность людей и призывает к ограничению желаний и привязанностей. В пятой сатире Бентивольо изображает свой обычный день, посвящённый исследованиям, тихим занятиям, беседам с друзьями. Один особенно интересный отрывок представляет Ариосто, который, прогуливаясь во дворе герцогского поместья, вместе с Бентивольо высмеивает некоторых рифмоплётов. Наконец, шестая сатира вновь воспевает незаметную и тихую жизнь людей, которые умеют сдерживать собственные потребности. Собранные здесь шуточные стихи сгруппированы в несколько разделов и представляют собой подражание творчеству Франческо Берни.

Первоначально «Сатиры» не были оценены современниками и затерялись среди множества похожих произведений, выходивших в те годы из печати. Следует отметить, что испанский поэт Педро де Падилла написал в подражание «Сатирам» и опубликовал в Мадриде в 1580 г. свою «Sátira en tercetos contra los enamorados» («Сатира в терцинах против всех влюблённых»), вошедшую в издание «Thesoro de varias poesías» («Сокровище разных стихов»), где часто воспроизводил целые терцины Бентивольо.

Около 1550 г., после смерти жены, Эрколе переселился в Венецию, где и провёл всю оставшуюся жизнь. Здесь, вместе с Антоном Франческо Дони и Франческо Сансовино, вступил в Академию пилигримов, которая, помимо обычных поэтических упражнений, ставила перед собой также и гуманитарные цели, такие как поддержка брошенных детей и помощь нуждающимся литераторам. Кроме того, в качестве потомка Джованни Бентивольо, Эрколе получил право участвовать в заседаниях Главного совета Республики.

30 мая 1561 г. Эрколе продиктовал канонику церкви Св. Марка завещание, из которого становится известно о существовании у него четырёх внебрачных детей: Джиневры, Эмилии, Лукреции и Виоланте.

Эрколе часто посещал Феррару. В 1562 г. состоял в свите герцога Альфонса II во время его визита в Венецию, в 1566 г. некоторое время жил в Ферраре.

Умер в Венеции и похоронен в церкви Санто-Стефано.

В 1719 г. в Париже аббатом Джузеппе да Капуа издано собрание сочинений Эрколе Бентивольо под названием «Opere poetiche del signor Ercole Bentivoglio» («Поэтические труды синьора Эрколе Бентивольо»). Помимо уже упоминавшихся здесь комедий, трагедий и сатир, в это издание вошли двадцать семь сонетов, несколько песен и куплетов, латинская эпиграмма на Лилио Грегорио Джиральди и две эклоги: «Галатея» и «Argilla» («Глина»).

Упоминания в литературе

Лудовико Ариосто в своей поэме «Неистовый Роланд», рассказывая о Луиджи Гонзага[5], славе которого, по мысли автора, завидуют мантуанские поэты (песнь 37, стих 12), говорит:

У наследных брегов своего Оллия
И на зависть братней реке
Он стяжал неслыханные трофеи
Писчим словом
Меж огней, мечей, вёсел и колёс.
А за ним славит женщин Геркулес
Бентиволий, за ним — Ренат
Тривульций,
Мой Гвидетт, и Мольца (ит.), избранник
Феба…[6]

Писатель и путешественник В. И. Немирович-Данченко в своих очерках о Венеции пишет в главе, посвящённой острову Мурано:

По обычаям счастливого времени, целые «академии» назначали заседания не в залах при глупом свете газа за длинным столом, покрытым зеленым сукном, а в садах Мурано. Тут говорили и спорили Геркулес Бентиволио, Язон де Норрес, Сансовино, Дольче, причем, по словам Замбелетти, «красота, окружающая их, отражалась в речах ораторов и самым спорам их сообщала свою мягкость[7]

.

Труды

  • «I fantasmi», Venezia, Gabriel Giolito de Ferrari 1544
  • «Il geloso», Venezia, Gabriel Giolito de Ferrari 1544
  • «Le Satire et altre rime piacevoli», Venezia, Gabriel Giolito de Ferrari 1546
  • «Opere poetiche», Parigi, Francesco Fournier 1719

Примечания

  1. Долгое время считалось, что Эрколе Бентивольо родился в Болонье в 1506 г., но Ренато Вердина в своей монографии в 1936 г. сообщил, что Лукреция в письме, отправленном Ипполито д’Эсте из Мантуи 3 апреля 1507 г. написала, что имеет девять детей, и что беременна. В письме от 18 августа 1507 г. она упомянула, что имеет десять детей. Таким образом, её последний сын Эрколе родился в Мантуе между апрелем и августом 1507 г.
  2. Филарет — от греч. φιλάρετος «любящий добродетель».
  3. Латинское название комедии Плавта можно перевести на русский как «Привидение» (см. «Библиотеку Мошкова», перевод А. В. Артюшкова [1]) или «Дом с привидениями»
  4. Дони писал в данной связи: «Я не сомневаюсь, что его пока не опубликованная комедия „Отшельники“ в конечном итоге разъяснит миру, каким образом сочиняются комедии»; цит. по: «La Libraria del Doni fiorentino divisa in tre trattati», Venezia, Gabriel Giolito, 1557, p. 65
  5. Участник разгрома Рима Луиджи Гонзага Хвастливый (Luigi Gonzaga «Rodomonte» 1500—1532 гг.),
  6. Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд». Песни 26-46. Перевод свободным стихом М. Л. Гаспарова. М.; Наука, 1993. С. 202
  7. В. И. Немирович-Данченко «Развенчанная царица. Очерки Венеции». Издание Товарищества Сытина. М.; 1908. С. 425

Литература

  • I. Sanesi, La commedia, I, Milano, Vallardi 1911;
  • R. Verdina, Umanisti e cinquecentisti minori. Ercole Bentivoglio, in «Rivista di Sintesi letteraria», I, 4, 1934;
  • A. Sautto, La vita e le opere del poeta Ercole Bentivoglio, in «Rassegna Nazionale», XXXII, 1935;
  • R. Verdina, Ercole Bentivoglio scrittore di satire e di commedie del secolo XVI, R. Accademia delle Scienze, Torino, 1936;
  • B. Croce, Poesia popolare e Poesia d’arte, Bari, Laterza, 1946;
  • N. De Biasi, Bentivoglio Ercole, in "Dizionario biografico degli Italiani ", vol. VIII, Roma, Istituto dell’Enciclopedia Italiana, 1966;
  • A. Corsaro, Ercole Bentivoglio e la satira cinquecentesca, in «Studi di filologia e critica offerti dagli allievi a Lanfranco Caretti», Roma, Salerno Editrice, 1985;
  • G. B. Giraldi Cinzio, Scritti estetici, I, Milano 1864, pp. 142 s.;
  • G. Ghilini, Teatro d’huomini letterati, I, Venetia 1647, pp. 141 s.;
  • G. Cinelli Calvoli, Biblioteca volante, I, Venezia 1734, p. 135;
  • F. S. Quadrio, Della storia e della ragione d’ogni poesia, I, Bologna 1739, p. 108; II, 1, Milano 1741, pp. 545 s., 612; II, 2, Milano 1742, p. 266; III, 2, Milano 1744, pp. 67, 139;
  • G. M. Mazzuchelli, Gli Scrittorid’Italia, II, 2, Brescia 1760, pp. 972—876;
  • G. Fantuzzi, Notizie degli scrittori bolognesi, II, Bologna 1782, pp. 79-85;
  • L. Ughi, Dizionario storico degli uomini illustri ferraresi…, I, Ferrara 1804, p. 41;
  • K. von Reinhardstoettner, Plautus. Spätere Bearbeitung Plautinischer Lustspiele. Ein Beitrag zur vergleichenden Literaturgeschichte, Leipzig 1886, pp. 451—454;
  • S. Bongi, Annali di Gabriele Giolito de' Ferrari, II, Roma 1890, pp. 77-79, 135—136;
  • M. Catalano, Vita di L. Ariosto ricostruita su nuovi documenti, I, Genève 1930, pp. 189, 484 s., 496; II, ibid. 1931, pp. 262, 299;
  • G. Fucilla, Una imitazione satirica di Pedro de Padilla, in Archivum romani. cum, XX (1936), n. 2, pp. 273—275;
  • M. Catalano, L. Ariosto, II, Messina 1951, pp. 60-61.

Ссылки