Бел (сын Посейдона)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Бел
Отец Посейдон
Мать Ливия
Брат Агенор
Дети Египт, Данай, Кефей, Финей, Фрония[en]

Бел (др.-греч. Βῆλος) — персонаж древнегреческой мифологии, царь Египта. Сын Посейдона и Ливии, брат-близнец Агенора. Предок ряда мифологических героев, включая Персея и Геракла. Во многих античных текстах отождествляется с восточным божеством Баалом.

Происхождение

Матерью Бела была Ливия, дочь царя Египта Эпафа — сына Зевса от Ио; таким образом, Бел происходил от первых царей Аргоса. Ливия забеременела от морского бога Посейдона и родила двух близнецов — Бела и Агенора.

Бел в мифологии

Бел был царём Египта, тогда как его брат Агенор правил Сидоном и Тиром в Финикии. Нонн Панополитанский называет его «Зевсом Ливийским»[1]. Бел фигурирует главным образом в родословных других персонажей греческой мифологии, а непосредственно о нём мифы рассказывают немногое[2]. При этом чем дальше, тем больше античные писатели отождествляют легендарного царя Египта с восточным божеством Баалом (другие варианты имени — Ваал, Бааль, Бел)[3]. Немецкий антиковед Карл Тюмпель полагает, что имя Бела могло быть греческого происхождения[3]. Роберт Грейвс уверен, что это имя и даже собственно персонаж — результат заимствования из восточной мифологии: «Бел — это Ваал Ветхого Завета и Бел апокрифов. Своё имя он получил от шумерской лунной богини Белили, которую сверг»[4].

Павсаний называет Бела «каким-то египтянином, сыном Ливии», имя которого получил вавилонский бог[5]. Согласно Псевдо-Гигину, Бел первым начал сражаться мечом (до него это делали дубинами), и поэтому от его имени было образовано слово, обозначающее войну (bellum)[6]. Диодор Сицилийский пишет, что Бел возглавил египетских переселенцев, основавших колонию на реке Евфрат; в новом городе он сформировал жреческую коллегию, получившую от вавилонян название «халдеи». Члены этой коллегии наблюдали за звёздами и были освобождены от каких-либо податей[7].

Потомки

Бел был женат на Анхиное, дочери речного бога Нила. В этом браке родились близнецы Египт и Данай; первый правил Египтом и Аравией, второй — Ливией[8]. Согласно Еврипиду, детьми Бела были также Кефей (царь Эфиопии) и Финей, жених Андромеды[9]. Ферекид пишет, что у Бела была ещё дочь по имени Дамно. Она вышла замуж за своего дядю Агенора и родила Феникса (основателя финикийского царства) и двух дочерей, Ису и Мелию, вышедших замуж за своих кузенов — Египта и Даная[10].

Согласно Гесиоду, у Бела была дочь Фрония, которая от Гермеса родила Араба, отца Кассиопеи и эпонима Аравии[11]. Нонн Панополитанский в своих «Деяниях Диониса» говорит, что Бел был отцом пятерых сыновей: Финея, Феникса, Агенора, Египта и Даная[12].

Примечания

  1. Нонн Паннополитанский, III, 296.
  2. Мифы народов мира, 1988, Бел.
  3. 3,0 3,1 Belos 3, 1897, s. 259.
  4. Грейвс, 2005, с. 297.
  5. Павсаний, IV, 23, 10.
  6. Гигин, Мифы, 274.
  7. Диодор Сицилийский, I, 28, 1.
  8. Гигин, Мифы, 124; 168; 273.
  9. Аполлодор, II, 1, 4; III, 1, 1.
  10. Belos 3, 1897, s. 261.
  11. Гесиод, Каталог женщин, 46—47.
  12. Нонн Паннополитанский, III, 300—301.

Источники и литература

Источники

  1. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Сайт «История Древнего Рима». Дата обращения: 27 января 2018.
  2. Гесиод. Каталог женщин. Сайт «История Древнего Рима». Дата обращения: 27 января 2018.
  3. Гигин. Мифы. Дата обращения: 27 января 2018.
  4. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Дата обращения: 27 января 2018.
  5. Нонн Паннополитанский. Деяния Диониса. Дата обращения: 27 января 2018.
  6. Павсаний. Описание Эллады. Сайт «История Древнего Рима». Дата обращения: 27 января 2018.

Литература

  1. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. — Екатеринбург: У-Фактория, 2005. — 1008 с. — ISBN 5-9709-0136-9.
  2. Мифы народов мира. — М.: Советская энциклопедия, 1988. — Т. 1.
  3. Tümpel K. Belos 3 // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. — 1897. — Bd. III, 1. — Kol. 259—264.