Белёв (станция)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Белёв
Тёплое — Духовская
Московская железная дорога
Belyov station.jpg
53°48′59″ с. ш. 36°07′10″ в. д.HGЯO
ДЦС ДЦС-4 Тульский
Регион ж. д. Тульский
Дата открытия 1899[1]
Количество платформ 1
Количество путей 5
Тип платформы боковая, низкая
Форма платформы прямая
Ток нет
Выход к г. Белёв, Вокзальная пл.
Расстояние до Москвы 317 км Яндекс.Расписания
Код в АСУЖТ 213500
Код в «Экспресс-3» 2000208
Перейти к шаблону «Волово — Духовская» 
Волово — Духовская
573,3
401,5
Духовская
566,0
567 км
561,0
Конец
557,0
Приднепровская
550,0
551 км
543,0
Добромино
540,0
541 км
537,0
Клоково
529,0
Глинка
523,0
524 км
518,0
Нежода
514,0
Демщина
509,0
Ельня
500,0
о.п. Калошино
495,0
Жегловка
Коробец
Ежевица
480,0
Теренино
474,0
475 км
469,0
рзд. Павлиново
464,0
465 км
458,0
Гривка
449,1
Спас-Деменск
438,0
Чипляево
433,0
434 км
429,1
98,6
Занозная
422,0
Шемелинки
414,6
Барятинская
403,0
Сутоки
397,0
398 км
393,0
Дабужа
389,0
390 км
386,0
387 км
384,0
ст. Матчино
379,0
380 км
?
378 км
371,0
Шлипово
366,0
367 км
361,0
362 км
356,3
256,3
Сухиничи-Узловые
352,4
о.п. Избавля
быв. обход Сухиничей
342,0
о.п. Музалёвка
335,0
о.п. 336 км
332,0
о.п. Рядинки
327,5
Козельск
325,6
о.п. 326 км
322,6
36,6
Тупик
316,7
ст. Слаговищи
310,5
о.п. 311 км
305,1
ст. Киреевская
302,1
о.п. 303 км
297,9
о.п. 298 км
295,0
рзд. Ишутино
292,7
о.п. 293 км
288,4
Белёв
278,0
Веженка
266,0
Манаенки
?,0
рзд. Рахлеево
249,8
Арсеньево
239,0
о.п. Гремячка
233,0
Истьино
225,0
о.п. 225 км
222,0
рзд. 221 км
на Орёл
214,7
275,1
Горбачёво
208,0
рзд. Плетнёво
200,0
ст. Пономарёво
190,0
рзд. Бабурино
181,0
Тёплое
171,0
рзд. Огарёво
159,0
рзд. 160 км
153,0
284,7
Волово
на Елец
152,0
151,0

Белёв — грузовая железнодорожная станция Московской железной дороги в городе Белёв Белёвского района Тульской области.

Однопутная не электрифицированная линия на Козельск и Горбачёво.

Грузовое движение исчезающее. До ст. Веженка составы пускались по мере необходимости. До ст. Горбачёво ходил путеремонтный поезд с остановками в Манаенках и Арсеньево.

До 1 января 2016 года существовало пассажирское сообщение до Козельска (40 км) и Сухиничей (70 км).

Паровозное депо разрушено до основания. Вокзал — одноэтажное здание жёлтой окраски, что весьма типично для этой линии.

История

В годы Великой Отечественной войны, с 21 апреля 1943 года, на железнодорожном участке Белёв — Слаговищи защищал Родину от врагов 31-й отдельный дивизион бронепоездов 61-й армии РККА[2].

В советские времена через станцию проходило несколько поездов с сидячими и плацкартными вагонами, которые хотя и были под разными номерами, но образовывали в обе стороны кольцевой единый маршрут Тула — Горбачёво — Белёв — Козельск — Сухиничи — Козельск — Черепеть — Тула.

До ст. Горбачёво пассажирского движения нет с 2001 года.

C марта 2010 года открылось пассажирское движение до Сухиничей и одновременно закрылось в связи с убыточностью движение до ст. Узловая I и далее до ст. Урванка[3]. То есть было закрыто пассажирское движение из областного центра.

Существовало пригородное пассажирское движение до станций Козельск и Сухиничи, ежедневно (автомотриса АЧ2).

С 1 по 5 февраля 2015 года пригородное движение по станции (2 пары до Сухиничей) было полностью отменено[4] (сокращено до Козельска) в рамках отмены пригородных поездов в Тульской области из-за конфликта перевозчиков ППК с регионами. С 6 февраля 2015 года движение двух пар пригородных поездов восстановлено в прежнем объёме.

С 1 января 2016 года прекращено движение пригородных поездов на участке Козельск — Белёв[5].

Ремонт пути

В ноябре 2011 года начался капитальный ремонт железнодорожного пути на участке Белёв-Слаговищи. Взамен устаревших, практически пришедших в негодность деревянных шпал, уложены бетонные[6]. В период ремонта движение поездов по линии было закрыто. Перевозку пассажиров между Белёвом и соседними городами в Тульской и Калужской областях осуществлялось автобусами.

Капремонт завершен 1 мая 2012 г. Железная дорога успешно сдана в эксплуатацию[7].

Музей железнодорожной истории Белёва

В 2016 году на железнодорожной станции был открыт мемориальный комплекс, который включает сохранившиеся со времен Великой Отечественной войны и восстановленные силами железнодорожников тепловоз ЭМ 725-18, цистерну и теплушку. Сам музей открыт 05 мая 2017 года. Включает мемориальный комплекс «Воинский эшелон» с паровозом-памятником, вагонами с полностью воссозданным интерьером, музейные экспозиции по истории Белёва, посвященные известным людям, прославившим край, а также строительству станции Белёв. Основные объекты музейного фонда:  документы и фотографии, отображающие историю создания и развития железных дорог в России и г. Белёве. Экспозиции «Блиндаж», «Кабинет начальника ж/д станции», «Санитарный вагон», «Железнодорожный состав военного времени».

Статистика посещений — 2186 человек в 2018 году.

Напротив здания музея находится памятник погибшим железнодорожникам в годы Великой Отечественной войны. Памятник открыт 18 июня 1967 года в память о погибших железнодорожниках в годы Великой Отечественной войны (1941–1945). Представляет собой стелу с именами погибших. Ниже – надпись: «Вечная слава героям, павшим за Родину».

В сквере напротив станции установлен 01 июня 2017 года бюст Л.Н. Толстого. Табличка на памятнике гласит, что Л.Н. Толстой был в Белёве проездом 28 октября 1910 года (скульптор В.В. Шульц).

Фотографии

Примечания

  1. Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М.: Транспорт, 1981
  2. В. Н. Синицын, Бронепоезда в боевых действиях в ходе битвы на Курской дуге, город Курск
  3. Отмена дизель-поезда до ст. Урванка (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 марта 2010. Архивировано 1 февраля 2014 года.
  4. В Тульской области с 1 февраля сокращена маршрутная сеть пригородного железнодорожного транспорта.. Дата обращения: 4 февраля 2015. Архивировано 4 февраля 2015 года.
  5. Оксана Грудинина. С января 2016 года в Белёве отменили поезд Белёв – Козельск // Myslo. — 2016. — 12 января.
  6. Ремонт путей в 2011-12 годах. Дата обращения: 28 февраля 2012. Архивировано 28 октября 2014 года.
  7. Железная дорога Белёв-Козельск после ремонта (ФОТО) (недоступная ссылка)

Литература

  • В. Н. Синицын. Бронепоезда в боевых действиях в ходе битвы на Курской дуге, город Курск;
  • Сост. ГУК ТО «ОЦРК». Паспорт муниципального образования Белёвский р-н в области культурно-познавательного туризма. Музей железнодорожной истории Белёва. стр. 6.