Бельман, Карл Микаэль

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Карл Микаэль Бельман

Карл Микаэль Бельман (швед. Carl Michael Bellman; 4 февраля 1740 — 11 февраля 1795) — шведский поэт и музыкант-любитель.

Биография

Родился 4 февраля 1740 г. в Стокгольме в семье служащего Королевской Канцелярии Юхана Арндта Бельмана и Катарины Хермонии.

В 16 лет он, проявив немалый поэтический талант, перевёл на шведский язык «Евангелические думы о смерти» Давида фон Швайдница. В течение последующих лет он написал несколько песен, которые, будучи во многом оригинальными, всё же отмечены влиянием Улофа Далина.

В 1757 г. Бельман поступил на службу в Банк государственных сословий, однако в 1764 г. оставил службу. В 1765 г. он вновь устроился в Генеральную дирекцию таможен, где к 1770 г. дослужился до чина штатного канцеляриста, но в 1771 г. дирекция была упразднена. В это время он пишет сатирические стихи, которые затем были им анонимно опубликованы в виде сборника «Bacchanaliska qväden».

За один из его стихов, напечатанный в газетах «Hvad nytt?» и «Dagligt Allehanda», стокгольмская городская консистория привлекла его к суду, расценив оный как выпад против духовенства. Однако всё ограничилось сделанным ему замечанием.

В 1775 г. Бельман был назначен секретарём номерной лотереи с годовым жалованием 3000 далеров медью, а также получил титул гоф-секретаря.

Большая часть стихотворений Бельмана состоит из импровизаций. На веселых пирах, в кругу своих близких друзей он брал цитру и нередко пел в продолжение целой ночи, пока не впадал в изнеможение. Слова рождались у него вместе со звуками. Мелодии песен большей частью он заимствовал из различных источников (по принципу контрафактуры), используя арии из популярных комических опер, сборники старинных песен, реже — мелодии известных композиторов (например, Й. Гайдна и Г. Ф. Генделя). Около четверти использованных Бельманом мелодий до сих пор не идентифицировано[1]. Некоторые песенные мелодии, возможно, он сочинял сам.

Бельман работал преимущественно в жанре застольной песни, опираясь на сюжеты и образы современной ему стокгольмской жизни. Лучшие стихотворения Б. напечатаны в изданных им самим сборниках «Bacchanaliska ordenskapitlets handlingar» (1783), «Fredmans epistlar» (1790) и «Fredmans sånger» (1791).

В 1809 г. в стокгольмском зоологическом саду поэту был воздвигнут памятник, и впоследствии день годовщины его открытия сделался для жителей шведской столицы народным праздником.

Надгробный памятник Бельмана. Церковь Святой Клары, Стокгольм

Интересные факты

Современники утверждали, что некоторые произведения поэта были написаны им в сотрудничестве с чернокожим придворным шведских королей Густавом Бадином.[источник не указан 2208 дней]

Произведения

  • Tankar om Flickors ostadighet (1758).
  • Månan (1760).
  • Bacchi Tempel (1783).
  • Zions högtid (1787).
  • Послания Фредмана (Fredmans epistlar; 1790).
  • Песни Фредмана (Fredmans sånger; 1791).

Литература

  • Бельман, Карл Микаэль. Послания Фредмана; Песни Фредмана: песенник / Карл Микаэль Бельман; пер. Игн. Ивановского. - Москва: Наука, 2006. - 376 с.: нот. ISBN: 5-02-028559-5 Язык: Русский Твердый переплет, суперобложка.

Примечания

  1. Bellman C.M. // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. N.Y., London, 2001.

Ссылки