Беломорск (порт)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Порт Беломорск
Местонахождение Беломорск,
Республика Карелия
Дополнительные сведения
Ближайшие порты речной: Надвоицы
Ближайшая ж/д станция Беломорск (станция)
64°32′14″ с. ш. 34°50′41″ в. д.HGЯO

Порт Беломорск — морской порт на Белом море в городе Беломорск, занимает акваторию от 331,7 км Беломорско-Балтийского канала до приемного морского буя в Сорокской губе Белого моря.

Навигация осуществляется с мая по октябрь. Имеется причал, к которому могут подходить суда с осадкой до 3,5 метров. До входа в Беломорско-Балтийский канал суда идут по морскому каналу[1].

История

Поморы села Сорока издревле ходили в море на рыбный промысел и в XIX—XX веках в его черте существовали пристани, к которым могли приставать мелкосидящие суда, в т.ч. пристань казённого винного склада на острове Сорока. Пароходы Архангельско-Мурманского срочного пароходства пересаживали пассажиров на рейде в баркасы, на которых они и добирались до Сороки.

Со строительством Мурманской железной дороги к Сорокской бухте была проложена железнодорожная ветка, силами Управления по переустройству Сорокского и Кемского портов была построена пристань, однако к ней могли приставать только суда небольшого водоизмещения. Были построены причальные сооружения и на мысе Разнаволок рядом с городом[2].

В 1916 г. в Сороцком порту от оконечности острова Старчины вдоль строения была построена эстакада[3].

В 1920-е — начало 1930-х Сорока была приписной пристанью порта Кемь, и находилась сначала в подчинении Центрального управления морского транспорта РСФСР (ЦУМОРа), а затем — Управления Мурманского и Кемского портов Мурманской железной дороги (Муркомпорта)[4].

Беломорский морской порт Беломорско-Онежского пароходства

В 1934 Управление Беломорско-Балтийского канала в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР от 5 мая 1934 г. приняло решение о создании перворазрядной эксплуатационной пристани Сорока с выделением местного флота с правом оперативного управления.

Районом действия пристани были определены Беломорканал от 16 до 19 шлюза и пункты Белого и Баренцева морей. Первым начальником пристани стал А. И. Орлов[5].

Первоначально к пристани был приписан один пароход — буксир «Щорс», имелось 4 свайных причала, 2 жилых дома, магазин и склад.

В 1935—1940 гг. было образовано строительство Сорокского морского порта, земснарядом «Карская» были произведены дноуглубительные работы, которые дали возможность морским пароходам захода внутрь порта (ранее их выгрузка производилась в 8 км от берега). С 1935 по 1941 гг. действовала пассажирско-экскурсионная линия Сорока — Повенец на пароходе «Карл Маркс», в 1930-х годах действовали пассажирские линии на рыболовецких ботах и катерах Нюхча-Колежма-Сумпосад-Вирма-Чупа-Сорока.

В 1937 г. Сорокский торговый порт имел приписные пункты Кемь, Ковда, Кандалакша.

С 1938 г. порт Сорока вошел в Беломорско-Онежский эксплуатационный участок Северо-Западного пароходства, а после преобразования его в Беломорско-Онежское пароходство в 1940 г. — в состав БОПа.

В 1940 г. порт получил название Беломорский морской торговый порт.

В годы Великой Отечественной войны пристань занималась военными перевозками для нужд Карельского фронта. В 1949 г. Беломорский морской порт был передан Министерству рыбной промышленности СССР.

В 1954 г. — возвращен Беломорско-Онежскому пароходству министерства морского и речного флота, как пристань Беломорск. На балансе порта имелись морской причал, главный мол, мол у мыса Черная Луда, 2 волнолома, нефтепричал, угольный причал, склады, хозпостройки, жилые дома. Имелся пассажирский вокзал. Нужды порта обслуживал буксирный пароход «Деловой» 1913 года постройки.

В 1960 г. пристань Беломорск была объединена с Беломорской ремонтно-эксплуатационной базой флота (верфь в Беломорске открыта в 1925 г., в 1936 г. стала ремонтной базой Сорокского рыбозавода, в 1946 г. была Беломорской судостроительно-судоремонтной верфью Наркомата рыбной промышленности).

В 1967 г. был образован Беломорский эксплуатационный участок БОПа, в 1973 г. ставший Беломорским районный управлением. К управлению были приписаны сухогрузы типа «Беломорский», «Медвежьегорск», «Балтийский», буксирные и несамоходные суда. С 1976 г. был вновь образован Беломорский морской порт Беломорско-Онежского пароходства.

C 1995 по 2009 гг. из порта Беломорск в основном осуществлялись пассажирские перевозки на Соловецкие острова на теплоходе «Беломорье» (проект «Александр Грин») и судне на подводных крыльях «Комета-12»[6].

В порту имелась служба капитана порта Беломорск Беломорско-Онежского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства, в 2013 г. надзор за портом перешел к порту Онега[7] в Архангельской области, порт входит в его состав в качестве морского терминала Беломорск[8].

Беломорский рыбный порт

Находился в Сорокской бухте. С 1950-х гг. принадлежал Беломорской базе гослова рыбы[9][10].

С 2009 г. из рыбного порта осуществляются рейсы пассажирского трехпалубного катамарана «Сапфир» на Соловецкие острова[11].

Перспективы

Существуют проекты строительства к 2019 г. нового круглогодично действующего морского порта с универсальным погрузочно-разгрузочным комплексом мощностью нового 9 млн тонн в год.

Порт должен быть создан на месте Беломорского рыбного порта. Проект планируется реализовать в виде частно-государственного партнерства с освоением 9,5 миллиардов руб. Для этих целей было образовано ЗАО «Беломорский порт»[12].

Фотогалерея

Беломорский порт.jpg Катамаран Сапфир.jpg Беломорский рыбный порт.jpg
Причал Беломорского морского порта БОПа Катамаран «Сапфир» в Беломорском рыбном порту Беломорский рыбный порт

Примечания

  1. Порт Беломорск. Дата обращения: 7 апреля 2016. Архивировано 27 апреля 2016 года.
  2. Вехов Н. Так строилась Мурманская железная дорога. Дата обращения: 7 апреля 2016. Архивировано 20 апреля 2016 года.
  3. Вихман, Александр Михайлович.Описание Сороцкого порта - Петроград, 1917. - 121 с.. Дата обращения: 20 марта 2022. Архивировано 16 августа 2018 года.
  4. Обзор морского наследия Карелии. Дата обращения: 7 апреля 2016. Архивировано 15 апреля 2016 года.
  5. Хроники полувека // Беломорская трибуна. 1984. 30 июня.
  6. Беломорск — Соловки — Беломорск. Дата обращения: 7 апреля 2016. Архивировано 15 апреля 2016 года.
  7. Беломорский порт вошел в состав морского порта «Онега» (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 апреля 2016. Архивировано 19 апреля 2016 года.
  8. В состав морского порта Онега входят. Дата обращения: 7 апреля 2016. Архивировано 8 апреля 2016 года.
  9. Траулеры уходят в океан — 20. Дата обращения: 7 апреля 2016. Архивировано 16 апреля 2016 года.
  10. Семенова Г. По-прежнему горит рыбацкая звезда (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 апреля 2016. Архивировано 24 апреля 2017 года.
  11. Путь на Соловки начинается в Беломорске (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 апреля 2016. Архивировано 19 апреля 2016 года.
  12. Строителям Беломорского порта предложили составить конкретный план работ. Дата обращения: 7 апреля 2016. Архивировано 16 июля 2020 года.

Литература

  • Лежнев Ю. П. Беломорский морской порт. — Беломорск. 2013.
  • Лежнев, Ю. П. Мы морю, как прежде, верны : из истории трудового коллектива Беломорского морского порта / Ю. П. Лежнев. — Беломорск : Поморский берег, 2014.

Ссылки