Беллармин, Роберт

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Роберт Беллармин
лат. Robertus Bellarminus
Stemma dei Roberto Francesco Romolo Bellarmino.png
Камерленго Коллегии кардиналов
1617 — 1618
Предшественник Доменико Тоши
Преемник Доменико Джиннази
Архиепископ Капуи
18 марта 1602 — 31 августа 1605
Предшественник Чезаре Коста
Преемник Антонио Каэтани
Кардинал-священник
Санта-Прасседе
31 августа 1621 — 17 сентября 1621
Предшественник Бартоломео Чези
Преемник Франсуа д’Эскубло де Сурди
Кардинал-священник
Сан-Маттео-ин-Мерулана
1 июня 1605 — 31 августа 1621
Предшественник Джованни Дольфин
Преемник Антонио Сапата и Сиснерос
Кардинал-священник
Санта-Мария-ин-Виа
17 марта 1599 — 1 июня 1605
Предшественник Сильвио Савелли
Преемник Стефано Пиньятелли

Роберт Франциск Ромул Беллармин (лат. Robertus Franciscus Romulus Bellarminus, Роберто Франческо Ромоло Беллармино, итал. Roberto Francesco Romolo Bellarmino; (4 октября 1542, Монтепульчано — 17 сентября 1621, Рим) — учёный-иезуит, богослов-полемист, кардинал и великий инквизитор Католической Церкви, писатель и гуманист. Главный обвинитель в процессе Дж. Бруно, руководитель первого процесса над Галилеем в 16131616 годах. Канонизирован в 1930 году, объявлен в католицизме Учителем церкви в 1931 году. Память отмечается 17 сентября.

Биография

Родился 4 октября 1542 года в Монте-Пульчиано в Тоскане в семье обедневших дворян, но его дядя по матери Марчелло Червини был известным учёным-церковником и стал в 1555 году римским папой-реформатором Марцеллом II, просидев на папском троне целый месяц.

В детстве Беллармин обучался в римском иезуитском колледже, где прославился своими стихами на итальянском и латыни. В 1560 году в Риме он вступил в иезуитский орден и приобрел известность в качестве преподавателя словесных наук и астрономии, а также и в качестве проповедника. В продолжение двух лет он изучал в Падуе богословие и в 1569 году был послан в Лувенский университет, где читал лекции о «Summa» Фомы Аквинского и написал еврейскую грамматику, в настоящее время вышедшую из педагогической практики.

В 1576 году папа Григорий XIII назначил его профессором полемического богословия в новоучрежденном римском коллегиуме (Collegium Romanum), поручив читать лекции о спорных пунктах веры. Р. Беллармин становится богословским консультантом Великого Инквизитора Джулио Сантори. Но богословский труд «Диспуты» не понравился папе Сиксту V (15851590) и попал в Индекс запрещённых книг.

Чтобы искупить обвинение в ереси, в 1589 году Беллармин становится богословским адъютантом папского легата во Франции. Незадолго до этого, 1 августа 1588 года, доминиканский монах Жак Клеман убил последнего из династии Валуа короля-ренегата Генриха III, и сторонники католической партии подвергались преследованиям со стороны нового короля-гугенота Генриха IV Бурбона. Беллармин со своими соратниками сразу же попал в тюрьму, где их морили голодом. После долгих лет религиозной войны голодали десятки тысяч парижан, в городе уже не осталось кошек, собак и крыс, и высокопоставленных арестантов от голодной смерти спасло только то, что испанский посланник отдал им свою любимую лошадь. Беллармин вернулся в Рим только в 1592 году, после смерти Сикста V, и сразу же приступил к научным занятиям.

кардинал Р. Беллармин

Покровительствовавший Беллармину новый папа Климент VIII поручил ему исправить латинскую Библию, Вульгату, канонизированную на Тридентском соборе 1546 года. В 1592 году Беллармин написал предисловие к новому изданию Вульгаты, которую сам и отредактировал, и тогда же был назначен ректором римского коллегиума. В 1598 году Беллармин стал кардиналом, а в 1602 — архиепископом капуанским и поселился в Капуе. Он завёл редкую для тех времён практику посещать все приходы своей епархии раз в год. Активно занимался благотворительностью от имени церкви, посещал больных и бедняков, продолжал исполнять обязанности идеологического советника Священной Палаты. В процессе Дж. Бруно (сожжён инквизицией 17 февраля 1600 года) Беллармин является главным обвинителем. Его подпись под смертным приговором учёному стоит девятой, перед подписью Джулио Сантори. По смерти последнего в 1602 году, Беллармин становится главой Священной Палаты римской и всемирной инквизиции.

После смерти Климента VIII в 1605 году Беллармин приезжает в Рим для участия в конклаве (выборе нового папы), но избранный Лев XI сидел на престоле 24 дня, и Беллармин участвует в следующих выборах, в которых на этот раз победил Павел V (16051621). На обоих конклавах Беллармин был одним из кандидатов в папы римские.

При папе Павле V он поселяется в Риме в звании протектора целестинского ордена и инспектора германской иезуитской коллегии и работает в пяти Конгрегациях, в том числе продолжает Великим Инквизитором Католической Церкви (эту должность он занимает до самой своей смерти в 1621 году).

В 16131616 году Беллармин ведёт инквизиционный процесс против Галилея, окончившийся в тот раз отеческим вразумлением дерзкого астронома и запрещением книги Коперника.

Роберто Беллармин умер в 1621 в Риме от лихорадки после непродолжительной болезни и глухоты. Похоронен в римской церкви Сант-Иньяцио (Sant’Ignazio di Loyola a Campo Marzio).

Его биографию написал иезуит Фулигаттий (Рим, 1624).

В 1675 году обнаружилась автобиография Роберто Беллармина, опубликованная в Ферраре в 1761 году.

Деятельность

«Некоторые стремятся иметь наполненный книгами дом, считая, что нуждаются в них ежедневно. Но если бы было так, то они не смогли бы есть, спать и так далее, поскольку книг настолько много, что всей жизни было бы недостаточно, чтобы их пролистать и тем более — прочесть. Следовательно, они собирают книги, которые читают редко или не читают вообще. Зачем же они держат их? Только от желания глаз видеть забитые вещами дома, от желания плоти лениться сходить в библиотеку и от гордыни, которая заставляет их походить на мудрецов».

Роберто Беллармин прославился как богослов, изложивший римское учение самым искусным и систематическим образом. Он развивал учение о сверхдолжных заслугах Католической Церкви, и опирающиеся на него учения об индульгенциях и о чистилище.

В вопросе о светской власти пап Беллармин утверждал, что хотя папа и не имеет прямой власти над государями, подобной той, которую он имеет над епископами, но что ему принадлежит косвенное право сменять королей и объявлять гражданские законы недействительными, если того требуют заботы о спасении души христиан. Так же он заявлял, что теоретически и папа может быть еретиком, хотя в тот же момент, когда это случится, еретик перестанет быть папой. Эта смелая формулировка не понравилась деспотичному папе Сиксту V (15851590), который считал, что она ограничивает священные полномочия римского папы. В результате, «Диспуты» Беллармина на короткое время попали в Индекс запрещённых книг. Эта книга были запрещена и в протестантских монархиях.

После смерти Сикста V Беллармин отомстил папе-диктатору, существенно исправив Сикстову редакцию Вульгаты (Беллармин внёс около 3 тысяч изменений). Окончательная редакция Беллармина 1592 года, под названием «сиксто-климентины» просуществовала в качестве официальной Католической Библии до середины XX века.

В 1597 году Беллармин пишет новый католический катехизис (краткое изложение доктрин веры) для детей из 96 вопросов, исправив предыдущее 600—страничное произведение такого рода 1556 года, призванное бороться с лютеранской ересью. Впоследствии этот катехизис был переведён на 62 языка и выдержал более 500 переизданий. В 1598 году он пишет более развёрнутый катехизис из 273 вопросов для взрослых и духовных лиц. В это же время он выступает главным обвинителем на процессе Джордано Бруно, казнённого 17 февраля 1600 года.

После отставки с капуанской архиепископской кафедры Беллармин исполнял административные обязанности в пяти римских Конгрегациях, в том числе в Священной Палате. На этом посту он возглавил первый процесс 16131616 годов против Галилея и учения Коперника. Беллармин уважительно отнёсся к Галилею, провёл с ним несколько научных дискуссий и даже посмотрел в изготовленный Галилеем телескоп, после того, как член комиссии учёный-иезуит Клавий убедил кардинала в богоугодности этого занятия. Приговор в отношении Галилея был очень мягок — ему всего лишь запретили пропагандировать «ошибочную и ложную» гелиоцентрическую теорию, но книга Коперника «О вращении небесных сфер» была внесена в Индекс запрещённых книг, где состояла до 1835 года. Когда Галилей позже жаловался на слухи о том, что он был вынужден отречься и покаяться в своих гелиоцентрических взглядах, Беллармин выписал свидетельство, которое отрицает эти слухи, заявив, что Галилей просто был уведомлен об указе и сообщил, что, как следствие этого, учение Коперника не может «защищаться или разделяться». Претензии Беллармина к гелиоцентрической теории заключались в её несогласованности с сообщениями Библии, которую он знал досконально, безусловно считал божественным откровением и абсолютной истиной.

С 1614 по 1619 годы Беллармин написал несколько сочинений, развивающих систему духовных упражнений Игнатия Лойолы. Эти произведения были чрезвычайно популярны среди католиков и переводились на многие европейские языки.

Сохранились сведения о развлечениях Р. Беллармина в часы редкиого досуга: к ним относились пение и игра на музыкальных инструментах — скрипке и лютне, для которых он писал мадригалы о любви к Богу для церковного исполнения иезуитской братией.

Именем кардинала были названы ироничные кувшины «беллармины», разновидность немецких «штайнгутов», пародирующие полную фигуру проповедника.

Беатификация

Среди прочих кардиналов Ренессанса инквизитор, иезуит, гуманист и проповедник Беллармин разительно отличался бытовой скромностью, добротой и дружелюбием. Возможно, поэтому после смерти в 1621 году пошли слухи о его святости, и его могила стала объектом паломничества и поклонения. В 1627 году начался процесс по его беатификации, который протянулся до 1930 года.

в 1627 году был начат процесс по канонизации Беллармина, который закончился только в 1930 году — признанием его святости.

В 1931 году Папа Пий XI объявил Беллармина Учителем церкви. Таким образом, Роберто Беллармин стал одним из 33-х Учителей католической веры.

Труды

Dottrina cristiana breve, 1752

См. также

Примечания

Литература

Ссылки