Бацбийцы

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Бацбийцы
Современное самоназвание Бацби[1]
Численность 3000[2]
Расселение  Грузия
Археологическая культура кобанская
Язык бацбийский, грузинский
Религия православие
Входит в нахские народы
Родственные народы ингуши, тушины, чеченцы
Происхождение ингуши [⇨]
Бацбийцы. Конец XIX века

Бацби́йцы, цова-туши́ны, цо́ва, цо́вцы (бац. ба́цби, ед.ч. — бацав; груз. ბაცბები, წოვათუშები, ингуш. ба́цой, чечен. бей, ба́цой) — небольшой нахский народ на Кавказе, проживающий на территории Кахетии в Грузии. Являются потомками ингушей, в прошлом переселившихся из Горной Ингушетии в Тушетию[⇨]. Численность на 2017 год — 3000 человек. Исповедуют православие.

Расселение и численность

В Тушетию (горную область на северо-востоке Грузии) бацбийцы переселились из Горной Ингушетии[3]. В Тушетии, в верховьях Андийского Койсу они проживали совместно с тушинцами. Согласно переписи в СССР 1926 года именно как представители народности бацбиец или цова-тушин зарегистрировано было только 7 человек — это оказалось 7 женщин из городского населения; в Телавском уезде Грузинской ССР (ЗСФСР) было зарегистрировано 2 564 носителей бацбийского языка[комм. 1][4]. В настоящее время большинство бацбийцев проживает в селе Земо-Алвани возле города Ахмета в верховьях Алазани (Кахетия, южный склон Большого Кавказского хребта).

Носители бацбийского языка согласно официальным переписям населения СССР[комм. 2][5]:
1926
всего муж жен
Всего в СССР (все на территории ЗСФСР)
— в городских поселениях
— в сельских поселениях
2564
2
2562
527
2
525
2037
0
2037

Происхождение

Согласно большинству авторов, в частности грузинских, бацбийцы происходят от ингушей[6][7][8][9][3]. О происхождении цова-тушин именно от ингушей (галгай) признавал и первый цова-тушинский писатель И. Цискаров[10]. Данные ингушских и бацбийских народных преданий также свидетельствуют о том, что бацбийцы пришли из местности Вабуа в горной Ингушетии[11]. Это было подтверждёно специальными исследованиями в начале XX века[12]. По некоторым данным переселение части ингушей-фяппинцев в Тушетию произошло в конце XVI века либо в начале XVII века[13].

П. К. Услар относил бацбийцев к чеченцам[14], а Е. Г. Вейденбаум и Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона называют бацбийцев небольшим чеченским обществом[15][16].

Язык

Говорят на бацбийском языке (бесписьменный), исторически знают грузинский, также знают русский.

Как пишет в первой половине XIX века учёный языковед цова-тушинец Иов Цискаров, «Цовские и Пирикительские тушины суть кистинского происхождения из общества Голгай. Язык их кистинский и, что совершенно все равно, чеченский». «Сопоставление писем чеченского языка было бы весьма полезно, — утверждал И. Цискаров в своем очерке. — Кроме благодетельного и легчайшего средства к образованию туземцев, оно облегчило бы успех благих мер правительства против неприязненных кистин и всех других непокорных племён сего наречия»[17][10].

В сентябре 1771 года И. А. Гюльденштедт прибыл в Грузию. Там он пробыл целый год. Вместе с царём Картли и Кахетии Ираклием II Гюльденштедт объехал всю Кахетию.

В ближайшем родстве с чеченским языком находится так называемый тушинский язык или тушский язык. Название это, употреблено впервые акад. Гюльденштедтом и принятое последующими лингвистами, совершено неправильно и уже не раз давало повод для недоумения. Дело в том, что тушинами называются, как было указано в своем месте горные грузины, живущие по верховьям Андийского Койсу (Тушинской Алазани) и отчасти на южном склоне Главного хребта в верхней долине Кахетинской Алазани. В неизвестную, но вероятно в очень отдалённую эпоху, в верховьях Андийского же Койсу поселилось небольшое чеченское общество, называющее себя бацби (в единственном числе бацав). Гюльденштедт хотя и угадал родство их языка с чеченским, но назвал их тушинами, с которыми они живут совместно, но отличаются и по языку и по происхождению. Бацби составляли прежде одно Цовское сельское общество, а ныне разделяются на два: Индуртское и Сагиртское, заключающее в себе 1500 д. об. п. Большая часть этих горцев перешла в недавнее время на Алазанскую равнину и поселилась близ села Ахмет. Язык бацби был исследован акад. Шифнером он происходит от Чеченского, но в течение времени и под влиянием грузинского настолько разошелся с ним грамматически, что может считаться теперь не чеченским наречием, а отдельным языком

этнограф, кавказовед Е. Г. Вейденбаум[18]

.

В 1855 году, в Германии, немецкий академик А. Шифнер по материалам исследований учёного языковеда Иова Цискарова (1820-1860) в основу которого были положены научные и литературные материалы, собранные первым ученым цова-тушинцем издает в Берлине работу «Характеристика тушинского языка». В те же годы он публикует монографию на немецком языке о грамматической структуре тушинского языка. С большим уважением отзываясь о вкладе Иова Цискарова в изучение грамматической структуры родного языка, А. Шифнер в предисловии к монографии писал: «К сожалению, до сих пор не оказалось ни одного человека среди чеченцев, который смог бы сделать столько же, сколько сделал священник И. Цискаров для родного языка»[17][15].

Культура

Согласно БСЭ в быту и культуре бацбийцев много элементов культуры грузин, с которыми они консолидируются[1]. Н. Г. Волкова в своей работе «Этнические процессы в Закавказье в XIX—XX в.» отмечает:

На примере бацбийцев и кистин виден также процесс культурного слияния этих народов с грузинами. Наиболее интенсивно оно происходило среди цова-тушин, в большинстве ассимилировавшихся грузинами ко второй половине XIX в.: бацбийцы заимствовали у них костюм, обычаи, песни и т.п.[19]

Примечания

Комментарии
  1. Следует различать учёт в переписи населения по народностям и по носителям языка, в некоторых случаях, обычно относящихся к малочисленным народностям или к местным ответвлениям более крупных этнических групп, перепись давала резкие различия такого учёта, которые вряд ли могут быть объяснимы процессами ассимиляции (Перепись 1926 г., Вып. IV, 1928, с. IV).
  2. В переписи населения в СССР 1926 года имеется не точная информация о бацбийцах: на странице IV — семь человек назвавших себя бацбийцами, ошибочно указаны зарегистрированными в пределах Северо-Кавказского края (правильно — ЗСФСР); на странице XIII — бацбийцы ошибочно указаны родственными народам так называемой черкесской группы (правильно для данной переписи — чеченской группы; в годы проведения переписи исследователи включали чеченцев, ингушей и других в так называемую чеченскую группу, в современном кавказоведении для этого понятия используется термин нахские народы). (Перепись 1926 г., Вып. IV, 1928, с. IV, XIII, XVI, 6-7).
Источники
  1. 1,0 1,1 Бацбийцы. БСЭ. Дата обращения: 6 января 2011. Архивировано 16 февраля 2012 года.
  2. The Red Book of the Peoples of the Russian Empire. Дата обращения: 26 марта 2017. Архивировано 18 января 2016 года.
  3. 3,0 3,1 Alexander Grigolia, 1939, с. 7.
  4. Перепись 1926 г., Вып. IV, 1928, с. IV, XIII, 6-7.
  5. Перепись 1926 г., Вып. IV, 1928, с. 28—29.
  6. Эристов, 1854, с. 1

    «Цова, Цовское общество, есть племя Кистинское, самобытное, Галгайского происхождения, не утратившее ещё природного коренного своего языка».

    .
  7. Эристов, 1855, с. 81

    «Происхождение Цовского общества или, лучше сказать, переселение оного из ущелья Глигвы в Тушетию, не подлежит сомнению».

    .
  8. Бакрадзе, 1875, с. 89 — «Впрочем, в этом случае исключение составляют из тушин одни цовцы, которых относят к кистинскому или галгайскому корню и которые употребляют в разговоре как грузинский язык, так и родное кистинское наречие».
  9. Маруашвили, 1938, с. 18 — «Цова-тушинцы — потомки ингушей или галгаевцев, переселившиеся в незапамятные времена из долины р. Асса в долину Тушетской Алазани».
  10. 10,0 10,1 Цискаров, 1849, с. 3.
  11. Волкова, 1969, с. 6.
  12. Отчет о деятельности Академии наук СССР, 1927, с. 142—143.
  13. Волкова, 1974, с. 65—66.
  14. П. К. Услар. Древнейшие сказания о Кавказе. — Тифлис: Кав. воен.-нар. упр. при содействии Кавказского отдела Русского географического общества, 1881. — С. 182. — «Правда, что тушины принадлежат также к племени нахче, что доказывается грамматическим строением их языка, но они, подчинившись грузинскому влиянию, совершенно переродились и утратили чеченский характер».
  15. 15,0 15,1 Путеводитель по Кавказу. — Тф.: Тип. Канц. главн. гражд. частью на Кавказе, 1888. Стр — 96.
  16. Кавказские языки // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.. Дата обращения: 31 мая 2022. Архивировано 20 августа 2021 года.
  17. 17,0 17,1 Кусаев А. Д. Писатели Чечни: очерки жизни и творчества. — Гр.: Грозненский рабочий, 2011. — 719 с. Дата обращения: 22 января 2022. Архивировано 22 января 2022 года.
  18. Путеводитель по Кавказу. — Тф.: Тип. Канц. главн. гражд. частью на Кавказе, 1888. с. 96.
  19. Волкова, 1969, с. 42.

Литература

Ссылки