Бахчисарайский фонтан (балет)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Бахчисарайский фонтан
Композитор Борис Асафьев
Автор либретто Николай Волков
Источник сюжета поэма «Бахчисарайский фонтан» Александра Пушкина
Хореограф Ростислав Захаров
Режиссёр С.Э.Радлов
Дирижёр-постановщик Е. А. Мравинский
Ю. Ф. Файер
Г. Н. Рождественский
Сценография В. М. Ходасевич
Последующие редакции Пётр Гусев
Касьян Голейзовский
Количество действий 4
Год создания 1932
Первая постановка 28 сентября 1934
Место первой постановки Театр оперы и балета имени Кирова

Бахчисарайский фонтан — хореографическая поэма в четырёх действиях с прологом и эпилогом по мотивам одноимённой поэмы Александра Пушкина композитора Бориса Асафьева, поставленная балетмейстером Ростиславом Захаровым по сценарию Николая Волкова в 1934 году .

История создания

Композитор Борис Асафьев был идеологом направления хореодрамы в балете 30-х годов XX века. Николай Волков[1] оформил в 1932 году своё либретто в композиционную форму — балетную пьесу. Режиссёр С. Э. Радлов создал крепкую драматургическую основу, выразительным средством которой стал язык жестов — пантомима. Балетмейстер Р. В. Захаров изучал систему Станиславского, он также настоял на добавлении сцен: польского акта, возвращения Гирея после набега на Польшу (II акт), пляски татарских воинов (IV действие) и казни Заремы. По его просьбе в балете появился новый герой — Гирей. В драмбалете особое значение имела изобразительность танцевального языка танцовщика-актёра, каждая поза и жест которого получали смысловую нагрузку.

«Мы стремимся строить хореографический спектакль, как драматическое действие, где каждый танец несёт в себе смысл и дальнейшее развитие действия»

Захаров был очарован поэтическим смыслом и духовной красотой образа Марии в исполнении Улановой.

«…Мне хотелось вдохнуть живую душу в пушкинские образы на балетной сцене, для меня началась новая хореография…»

Алла Шелест создала глубокий драматический образ Заремы, в котором страстно звучал протест против насилия власти гарема, который отвечал молчаливому протесту польской пленницы Марии.

«Дуэт Заремы — Вечесловой и Марии — Улановой вошёл в историю балета, как образец выразительности и творческого взаимодействия партнёров на сцене».[4]

Так и в следующем балете «Утраченные иллюзии» Захаров и Асафьев взяли за литературную основу всемирно известный роман Оноре де Бальзака.

Содержание балета и персонажи

Действующие лица
  • Князь Адам, польский магнат
  • Мария, его дочь
  • Вацлав, жених Марии
  • Гирей, крымский хан
  • Зарема, любимая жена Гирея
  • Вторая жена Гирея
  • Танец с колокольчиками
  • Нурали, военачальник
  • Польские паны
  • Юноши
  • Паненки
  • Служанка Марии
  • Начальник стражи
  • Аббат
  • Танцы и вариации
    • Краковяк
    • Танец пленниц
    • Татарская пляска
Пролог

Хан Гирей у «Фонтана слёз», воздвигнутого в память Марии в Бахчисарае.

Акт первый
Первая сцена

Знатный польский князь Адам празднует в своём замке день рождения своей дочери Марии, помолвленной с молодым князем Вацлавом

К аллее пробирается татарский лазутчик.

Широко распахиваются двери замка. В парк спускаются гости и Князь с дочерью.

Танцы польской знати. Полонез. Краковяк. Мазурка. Паненки. Дуэт парке Марии и Вацлава.
Вторая сцена

Веселье прерывается появлением раненного Начальника стражи с сообщением о набеге татар. Дамы укрываются в замке. Обнажив сабли, поляки готовятся отразить нападение врагов. Стража приводит пленного татара. Горит подожжённый замок, защищая который, гибнут польские князья. Убегающим Вацлаву и Марии преграждает путь хан Гирей. Ударом кинжала он убивает Вацлава. Поражённый красотой Марии, Гирей забирает её в свой гарем.

Акт второй
Третья сцена

(Авансцена) Из похода возвращается войско хана. Слуги бережно проносят на носилках богатую добычу — Марию.

Четвёртая сцена

Гарем Гирея в Бахчисарае. Среди многочисленных наложниц на богато убранном ложе — любимая жена хана Зарема, которая готовится к встрече своего господина. Гирей задумчив и влюблён, Зарема тщетно пытается вернуть его любовь, он не замечает её.

Танцы: Вторая жена. Танец с колокольчиками. Танцы с блюдами. Вариация Заремы.
Акт третий
Пятая сцена

Комната Марии. Охраняемая старой прислужницей (Служанка Марии), томится прекрасная пленница хана. Мария играет на лютне и вспоминает о былой жизни.

Шестая сцена

Гирей молит Марию принять его любовь и все богатства. Но, духовная сила и гордая неприступность хрупкой Марии заставляют его отступить и Гирей удаляется.

Седьмая сцена

Ночью в опочивальню княжны проникает Зарема, она просит Марию вернуть ей Гирея и его любовь. Но страстная речь Заремы непонятна Марии, которая рассказывает о своём горе и утраченной любви. Но вот, Зарема находит забытую тюбетейку Гирея, а значит он был здесь. Служанка Марии убегает за ханом. Вбежавший Гирей бросается к Зареме, но она, охваченная ревностью, убивает Марию кинжалом.

Акт четвёртый
Восьмая сцена

Дворик ханского дворца. Вернувшиеся из похода воины, степные кочевники и рабы приводят новых пленниц. Гирей безутешен. Стража сбрасывает Зарему в пропасть по приказу Гирея.

Девятая сцена

Военачальник Нурали пытается отвлечь господина от мрачных дум воинственными плясками.

Эпилог

Хан остается один у «Фонтана слёз» (как в начале спектакля). Перед ним возникает видение, образ прекрасной княжны Марии.

Постановки

Мариинский театр

Мария — Галина Уланова
Зарема — Ольга Иордан
Вацлав — Константин Сергеев
Гирей — Михаил Дудко
Возобновление
Мария Н. А. Железнова
Зарема — Алла Шелест
Гирей — Борис Шавров

Большой театр

Мария — Вера Васильева
Зарема — Любовь Банк
Вацлав — Михаил Габович
Гирей — Пётр Гусев
Возобновление
Мария — М. С. Боголюбская (затем Галина Уланова)
Зарема — Елена Чикваидзе
Вацлав — Владимир Преображенский
Возобновление
Мария — Марина Кондратьева (17 мая, 29 июня 1954), Н. Н. Чорохова (1 октября 1954), Л. Я. Чадарайн (1 января, 11 сентября 1955)
Зарема — Л. П. Шейн (7 мая, 29 июня, 1 октября, 1954, 1 января, 11 сентября 1955)
Вацлав — Александр Плисецкий[8] (17 мая, 29 июня, 1 октября, 1954, 1 января, 11 сентября 1955)
Гирей — В. Г. Захаров (17 мая, 29 июня, 1 октября, 1954, 1 января, 11 сентября 1955)
Вторая жена — Ю. Г. Скотт (17 мая, 29 июня, 1 октября, 1954), Н. И. Симонова (11 сентября 1955)
Танец с колокольчиками — А. П. Попова
Мазурка и краковяк — Н. А. Капустина и В. В. Кудряшов, Я. Д. Сех

Театр Станиславского

Мария — А. А. Урусова
Зарема — Викторина Кригер
Вацлав — В. В. Беликов
Гирей — Александр Клейн

В других театрах

Почтовая марка Казахстана, 2009, 230 тенге

Примечания

  1. Волков Н. Д. «Пушкинский балет» // «Бахчисарайский фонтан». — Л.: Ленинградский ордена Ленина Государственный академический театр Оперы и Балета им. Кирова, 1934. — 96 с. — 6000 экз. Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  2. «Бахчисарайский фонтан». — «Рабочий театр», 1934.
  3. «Бахчисарайский фонтан». — «Театр», 1949.
  4. Т.Кузовлёва. Мариинский.1991
  5. «Бахчисарайский фонтан» - хореографическая поэма в 4-х действиях с прологом и эпилогом. Мариинский театр. Дата обращения: 31 марта 2019. Архивировано 30 марта 2012 года.
  6. Балет. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович. — М.: «Советская энциклопедия», 1981. — 624 с. — 100 000 экз. Архивная копия от 1 апреля 2019 на Wayback Machine
  7. Калашникова С. Б. Бахчисарайский фонтан / Белова Е. П., Добровольская Г. Н., Красовская В. М., Суриц Е. Я., Чернова Н. Ю.. — Русский балет. Энциклопедия. — М.: БРЭ, «Согласие», 1997. — С. 52. — 632 с. — ISBN 5-85270-099-1.
  8. Фирер А. А. «Энциклопедия Балет» / Куратор Белова Е. П.. — 2011.
  9. Бахчисарайский фонтан в театре оперы и балета Республики Беларусь. Архивировано 5 декабря 2012 года.
  10. Бахчисарайский фонтан. Национальный академический большой театр оперы и балета республики Беларусь. Архивировано 30 марта 2012 года.
  11. Бахчисарайский фонтан. Бахчисарайский фонтан. Дата обращения: 21 января 2019. Архивировано 30 марта 2012 года.
  12. Бахчисарайский фонтан. Саратовский театр оперы и балета. Архивировано 10 апреля 2013 года.
  13. Бахчисарайский фонтан (недоступная ссылка). Иркутский областной музыкальный театр им. Загурского. Архивировано 5 марта 2012 года.
  14. Национальный театр в Белграде. — 1981. Архивная копия от 13 мая 2013 на Wayback Machine
  15. Бахчисарайский фонтан (недоступная ссылка). Воронежский государственный театр оперы и балета. Архивировано 11 мая 2012 года.
  16. Музыкальная культура Сибири. Музыкальные театры. Дата обращения: 20 марта 2022. Архивировано 12 апреля 2021 года.

Библиография

Экранизация

В 1953 году на киностудии «Ленфильм» был снят фильм «Мастера русского балета». В фильм вошли фрагменты балетов Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан». Главные роли исполнили: Галина Уланова (Мария), Майя Плисецкая (Зарема), Пётр Гусев (Гирей), Юрий Жданов, Игорь Бельский.

Ссылки