Батый

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Бату (Батый)
монг. Бат хаан?, ᠪᠠᠲᠤ ᠬᠠᠨ?
Бату на средневековом китайском рисунке XIV векаБату на средневековом китайском рисунке XIV века
1227 — 1255/1256
Предшественник Джучи
Преемник Сартак

Дата рождения 1209 или 1210
Дата смерти 1255 или 1256
Род Чингизиды
Отец Джучи
Мать Уки-фуджин
В браке Боракчин-хатун
Дети сыновья: Сартак, Тукан, Абукан

Баты́й (Бату́, монг. Бат хаан?, ᠪᠠᠲᠤ
ᠬᠠᠨ
?; кит. 抜都; рус. Баты́й; ок. 1209 — после 1255) — монгольский полководец и государственный деятель, сын Джучи, внук Чингисхана. После смерти отца в 1227 году стал ханом Улуса Джучи (Золотой Орды), после смерти деда в том же году был признан старшим среди чингизидов второго поколения. Решением курултая 1235 года Бату было поручено завоевание территорий на северо-западе, и тот возглавил поход против половцев, Волжской Булгарии, русских княжеств, Польши, Венгрии и Далмации.

Происхождение

Бату был вторым сыном Джучи, старшего из сыновей Чингисхана. Джучи родился вскоре после возвращения его матери Бортэ из меркитского плена, и поэтому отцовство Чингисхана в этом случае могло быть поставлено под сомнение. Источники сообщают, что Чагатай в 1219 году назвал своего старшего брата «меркитским подарком»[1], но сам Чингисхан всегда признавал такие высказывания оскорбительными и безоговорочно считал Джучи своим сыном. Бату происхождением его отца уже не попрекали[2].

Всего у старшего Чингизида было около 40 сыновей[3]. Бату был вторым из них по старшинству после Орды-Ичена (правда, Буал и Туга-Тимур тоже могли оказаться старше, чем он[4]). Его мать Уки-фуджин происходила из племени хунгират и была дочерью Ильчи-нойона; существует гипотеза, что деда Бату по матери следует отождествить с Алчу-нойоном, сыном Дэй-Сечена и братом Бортэ. В этом случае получается, что Джучи женился на своей двоюродной сестре[5].

Имя

При рождении сын Джучи и Уки-фуджин получил имя Бату, образованное от монгольского «бат» — «крепкий, прочный, надёжный», — и ставшее традиционным именем-благопожеланием. В русских летописях закрепилась видоизменённая форма — Батый, перешедшая и в некоторые европейские источники, в том числе в Великопольскую хронику и в записки Плано Карпини; она могла появиться под влиянием более знакомых летописцам тюркских имён — в частности, под 1223 годом в Тверской летописи упоминается половецкий хан Бастый[6].

С 1280-х годов Бату начинают называть в источниках Бату-ханом.

Личность и внешний вид

По словам Плано Карпини:

«Бату очень милостив к своим людям, а все же внушает им сильный страх; в бою он весьма жесток; он очень проницателен и даже весьма хитер на войне, так как сражался уже долгое время»[7].

Что касается внешности Бату, то по словам Гильома де Рубрука, лично встречавшегося с ним:

«Итак, Бату внимательно осмотрел нас, а мы его; и по росту, показалось мне, он похож на господина Жана де Бомон, да почиет в мире его душа. Лицо Бату было тогда покрыто красноватыми пятнами»[8].

Биография

Дата рождения

Точная дата рождения Бату неизвестна. Персидский историк Ахмед ибн Мухаммед Гаффари[ar] в «Списках устроителей мира» (перс. نُسَخْ جهان‌آرا‎) называет 602 год хиджры[9], то есть период между 18 августа 1205 года и 7 августа 1206, но истинность этого сообщения оспаривается, поскольку тот же историк явно ошибочно датирует смерть Бату 1252/1253 годом[10]. Рашид ад-Дин пишет, что Бату прожил сорок восемь лет, и называет ту же неверную дату смерти[11]. Если предположить, что Рашид-ад-Дин не ошибся с общей продолжительностью жизни, то получается, что Бату родился в 606 году (между 6 июля 1209 года и 24 июня 1210)[10], но эта дата противоречит сообщениям источников о том, что Бату был старше своих двоюродных братьев Мунке (родился в январе 1209 года) и даже Гуюка (родился в 1206/07 году).

В историографии мнения по этому вопросу расходятся. В. В. Бартольд относит рождение Бату к «первым годам XIII века»[12], А.Карпов в биографии Бату для «ЖЗЛ» называет 1205/1206 год в качестве условной даты[13], Р. Почекаев считает наиболее предпочтительным вариантом 1209 год[14], в цикле биографий «Цари ордынские» даже называя его без каких-либо оговорок[15].

Ранние годы

По условиям раздела, произведённого Чингисханом в 1224 году, его старшему сыну Джучи достались все степные пространства к западу от реки Иртыш и ряд сопредельных земледельческих территорий, включая уже завоёванный Хорезм, а также Волжскую Булгарию, Русь и Европу, которые ещё предстояло покорить. Джучи, находившийся в натянутых отношениях с отцом и некоторыми братьями, пребывал в своих владениях до самой смерти, которая произошла в начале 1227 года при до конца неясных обстоятельствах: согласно одним источникам, он умер от болезни, согласно другим — был убит[16].

В. В. Бартольд в одной из своих статей написал, что после смерти отца «Батый был признан войсками на западе наследником Джучи, и этот выбор был впоследствии утверждён Чингиз-ханом или его преемником Угедеем»[12]. При этом на какие-либо источники учёный не сослался, но его слова некритично повторили другие[17][18]. В действительности никакого «выбора войсками», утверждённого позже верховной властью, не было: Чингисхан назначил Бату правителем улуса, а для реализации этого распоряжения отправил в Дешт-и-Кипчак своего брата Тэмугэ[19].

О том, почему Чингисхан выбрал из многочисленных Джучидов именно этого, источники ничего не сообщают. В историографии встречаются утверждения о том, что Бату наследовал как старший сын[18], что его назначили как многообещающего полководца[20]. Существует гипотеза, что ключевую роль сыграла влиятельная родня по женской линии: если дед Бату Ильчи-нойон — одно лицо с Алчу-нойоном, то зять Чингисхана Шику-гургэн приходился Бату родным дядей, а Бортэ — не только родной бабкой, но и двоюродной. Старшая жена Чингисхана могла добиться того, чтобы из её многочисленных внуков был избран один, являвшийся внуком ещё и её брата[5]. При этом нет никаких оснований, чтобы говорить о старшинстве Бату, о его способностях к воинскому делу, проявленным до 1227 года[21], а также о том, чтобы на выбор наследников у Чингизидов влияли родственные связи царевичей по женской линии[22].

Разделить власть в улусе Бату пришлось со своими братьями. Старшему из них, Орде-Ичену досталось всё «левое крыло», то есть восточная половина улуса, и основная часть отцовского войска; Бату осталось только «правое крыло», запад, причём он должен был ещё выделить доли остальным Джучидам[23].

Западный поход

Разорение Суздаля монголами

В 1236—1243 годах Бату возглавил общемонгольский Западный поход, в результате которого вначале были завоёваны западная часть половецкой степи, Волжская Булгария, поволжские и северокавказские народы.

Монгольское нашествие на Русь заняло несколько лет — на Русь войска под формальным руководством Бату ходили несколько раз, при его личном участии в 1237—1238 годах на Рязань и Владимир, в 1239 году (возможно) на Чернигов и в 1240 году на Киев. Хотя монголы встретили стойкое сопротивление (например, при обороне Рязани, Владимира, Козельска, Чернигова и Киева), монголы прошли далее в Центральную Европу.

К этому моменту ушли домой Мунке, Гуюк и Бури, отношения с которыми у Батыя не сложились. Уход туменов самых влиятельных (после Батыя) чингизидов, несомненно, уменьшил силы монгольской армии. В связи с этим исследователи[24][25] считают, что дальнейшее движение на запад было предпринято Батыем по собственной инициативе.

Перед Карпатами оставшиеся войска, прежде чем продолжить свой поход на запад, были разделены на две группы: часть их, во главе с Байдаром и Орду, выступила на завоевание Польши, Силезии и Моравии, разгромив польско-немецкое войско Генриха Благочестивого под Легнице (9 апреля 1241 года). Основные же силы (до 70 тыс. чел.), которые возглавлял Бату, Кадан и сподвижник Чингисхана Субудей (сам Бату во главе немногочисленного отряда прошёл через т. н. «Русские ворота» — Верецкий перевал в Карпатах), осуществляла монгольское завоевание Венгрии вплоть до Адриатики. Венгерский король Бела IV был наголову разбит Батыем в битве на реке Шайо (11 апреля 1241 года), и монголы прошли Венгрию, Хорватию, Далмацию, Боснию, Сербию и Болгарию. В связи с нашествием на Венгрию, Батый упоминается с титулом Цезарис в книге Людвига Батаворума, «Московия и Тартария».[26]

Монгольская армия достигла Центральной Европы. Император Священной Римской империи Фридрих II пытался организовать сопротивление, а когда Батый потребовал покорности, ответил, что мог бы стать сокольничим хана. Хотя столкновения войск Священной Римской империи с монголами не произошло, крайним западным пунктом войск Батыя стал саксонский город Мейсен.

Позже Бату не совершал походов на запад, осев на берегах Волги в городе Сарай-Бату, основанном им в начале 1250-х годов. Русские князья в 1242—1245 годах признали зависимость от ханов.

Каракорумские дела

Бату завершил поход на Запад в 1242 году, узнав о смерти хана Угэдея в конце 1241 года и созыве нового курултая. Войска отошли на Нижнюю Волгу, которая стала новым центром улуса Джучи. На курултае 1246 года каганом избрали Гуюка, давнего недруга Батыя. После того, как Гуюк стал великим ханом, произошёл раскол между потомками Угедея и Чагатая, с одной стороны, и потомками Джучи и Толуя, с другой. Гуюк выступил в поход против Батыя, но в 1248 году, когда его войско находилось в Мавераннахре близ Самарканда, он неожиданно умер. По одной из версий, он был отравлен сторонниками Батыя. Среди последних был и лояльный Батыю Мунке (Менгу), участник Европейской кампании 1236—1242 годов, который и был избран следующим, четвёртым, великим ханом в 1251 году. Для его поддержки против наследников Чагатая Бату прислал под Отрар своего брата Берке со 100-тысячным корпусом темника Бурундая. После победы Мунке Бату, в свою очередь, стал ака (то есть старшим в роде).

Укрепление улуса

Бату-хан на троне Золотой орды

В 1243—1246 годах все русские князья признали зависимость от правителей Золотой Орды и Монгольской империи. Владимирский князь Ярослав Всеволодович был признан старейшим на Русской земле, ему был передан разорённый монголами в 1240 году Киев. В 1246 году Ярослав был послан Бату в качестве полномочного представителя на курултай в Каракорум и там отравлен сторонниками Гуюка. Михаил Черниговский был убит в Золотой Орде (он отказался пройти между двух огней у входа в ханскую юрту, что говорило о злом умысле посетителя). Сыновья Ярослава — Андрей и Александр Невский также отправились в Орду, а из неё в Каракорум и получили там первый Владимирское княжение, а второй — Киев и Новгород (1249 год). Андрей стремился противостоять монголам, заключив союз с сильнейшим князем Южной Руси — Даниилом Романовичем Галицким. Это привело к ордынскому карательному походу 1252 года. Монгольское войско во главе с Неврюем разбило Ярославичей Андрея и Ярослава. Ярлык на Владимир решением Бату был передан Александру.

У тестя и союзника Андрея — Даниила Галицкого поначалу отношения с Бату складывались по-другому. Даниил изгнал из своих городов ордынских баскаков и нанёс поражение ордынскому войску во главе с Куремсой в 1254 году. Однако и он был вынужден подчиниться Орде, выделив войска в 1258 году для похода на Литву, а также в 1259 году по приказу темника Бурундая срыл все укрепления и снова выделил войска для похода на Польшу.

Бату умер в 1255 году. Причины его смерти неясны, что оставляет простор для разнообразных гипотез — от отравления до естественной кончины от ревматического недуга. Законным наследником должен был стать его сын Сартак, который находился в это время в Монголии, при дворе Мунке-хана. Однако по пути домой Сартак неожиданно скончался, и ханом был провозглашён малолетний Улагчи — другой сын Бату[11] (по другим данным, сын Сартака, внук Бату[27]), также вскоре умерший.

Вероисповедание

Тенгрианин

По словам Джувейни:

«Он (Бату) был государем, который не придерживался никакой веры и секты, он их считал только способом познания божества и не был последователем ни одной из сект и религиозных учений»[28].

Христианин

Согласно персидскому историку Вассаф аль-Хазрату Бату принял христианство, хотя и не отличался фанатизмом. По его словам:

«Хотя он (Бату) был веры христианской, а христианство это противно здравому смыслу, но (у него) не было наклонности и расположения ни к одному из религиозных вероисповеданий и учений, и он был чужд нетерпимости и хвастовства»[29].

Мусульманин

В письме Альберто Кампензе к папе Клименту VII о делах Московии рассказываются подробности из жизни Батыя, в том числе и о принятии им мусульманской веры:

«Отец этого Тамерлана известен у нас в Истории под именем Батыя; на Татарском же языке называется Занка (Zanca). Во время Иннокентия IV вошел он северным берегом Меотийских болот с огромным войском в Европу и, завоевав сперва северо-восточную Русь, разрушил богатейший город Киев (Chiovia), разбил поляков, силезцев (Sletii) и моравов и , наконец, устремился на Венгрию, которую разорил вконец и привел чрез то в ужас и трепет весь христианский мир. До него все татары были идолопоклонники. Он первый, по убеждению сарацинов, принял магометанскую веру. — и потомки его досель пребывают упорными последователями сего учения. Может быть, они были бы христианами, если бы Христос имел таких ревностных священников и епископов, каких имеет Магомет»[30].

Семья

Согласно Гийому Рубруку, у Бату было 26 жён[31]. Из сыновей Бату известны:

Память

Образ в искусстве

Скульптуры
В литературе
В кино
В мультипликации

Примечания

  1. Сокровенное сказание, 1941, с. 254—255.
  2. Карпов А., 2011, с. 12—15.
  3. Рашид-ад-Дин, 1960, с. 65.
  4. Почекаев Р., 2006, с. 50.
  5. 5,0 5,1 Почекаев Р., 2006, с. 51—52.
  6. Почекаев Р., 2006, с. 17—19.
  7. Плано Карпини. История Монгалов, именуемых нами Татарами (рус.) ?. www.hist.msu.ru. Государственное издательство географической литературы (1957). Дата обращения: 25 августа 2022.
  8. Вильгельм (Гильом) де Рубрук. Путешествие в Восточные страны (рус.) ?. www.hist.msu.ru. Государственное издательство географической литературы (1957). Дата обращения: 25 августа 2022.
  9. Тизенгаузен В., 1941, с. 210.
  10. 10,0 10,1 Карпов А., 2011, с. 296.
  11. 11,0 11,1 Рашид-ад-Дин, 1960, с. 81.
  12. 12,0 12,1 Бартольд В., 1968, с. 496.
  13. Карпов А., 2011, с. 17, 296.
  14. Почекаев Р., 2006, с. 31.
  15. Почекаев Р., 2012, с. 10.
  16. Почекаев Р., 2006, с. 40—45.
  17. Вернадский, 2016, с. 144.
  18. 18,0 18,1 Сафаргалиев М., 1960, с. 19.
  19. Почекаев Р., 2006, с. 47—49.
  20. Хрусталёв, 2004, с. 60.
  21. Почекаев Р., 2006, с. 50—51.
  22. Карпов А., 2011, с. 18.
  23. Карпов А., 2011, с. 21.
  24. Храпачевский, 2005.
  25. Егоров, 1985.
  26. Russia feu Moscovia itemque Tartaria. Lvgd Batavorvm.1630. Page 182.
  27. Джувейни, 1941.
  28. Из «Истории завоевателя мира» Джувейни Архивная копия от 30 августа 2018 на Wayback Machine // Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды / Пер. В. Г. Тизенгаузена. — М.: Издательство АН СССР, 1941. — Т. 2: Извлечения из персидских сочинений. — С. 20—24.
  29. «История Вассафа». Вассаф-и хазрет Архивная копия от 18 октября 2017 на Wayback Machine (пер. В. Г. Тизенгаузена) Текст воспроизведен по изданию: Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, том II. Извлечения из персидских сочинений, собранные В. Г. Тизенгаузеном. М.-Л. АН СССР. 1941
  30. Письмо Альберта Кампензе к Его Святейшеству Папе Клименту VII о делах Московии Архивная копия от 25 декабря 2017 на Wayback Machine. Текст воспроизведен по изданию: Библиотека иностранных писателей о России. Т. 1. СПб. 1836.
  31. Гийом де Рубрук. Путешествие в Восточные страны // История монголов. — М.: АСТ:Транзиткнига, 2005. — С. 327. — ISBN 5-17-031003-X.
  32. Бату-хана ул. — Астана. Дата обращения: 28 мая 2016. Архивировано 8 января 2017 года.

Литература

  • Бартольд В. В. Батый // Бартольд В. В. Сочинения. — М.: Наука, 1968. — Т. V. — С. 496−500.
  • Вернадский Г. В. Монголы и Русь. — М.: Ломоносовъ, 2016. — 512 с. — (История, география, этнография). — ISBN 978-5-91678-300-1.
  • Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и её падение. — М., Л.: Издательство АН СССР, 1951.
  • Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. — М., 1985. Архивная копия от 8 августа 2015 на Wayback Machine
  • Почекаев Р. Ю. Батый. Хан, который не был ханом. — М., СПб.: АСТ, Евразия, 2006. — 350, [2] с. — ISBN 978-5-17-038377-1.
  • Джувейни. История завоевателя мира // Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. — М., 1941. — С. 223. Прим. 10. (недоступная ссылка)
  • Карпов А. Батый. — М.: Молодая гвардия, 2011 — (Жизнь замечательных людей).
  • Почекаев Р. Ю., Почекаева И. Н. Властительницы Евразии: История и мифы о правительницах тюрко-монгольских государств XIII−XIX вв / Р. Ю. Почекаев, И. Н. Почекаева. — СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2012. — С. 186−202. — 384 с. — (CLIO). — 1000 экз. — ISBN 978-5-91852-056-7.(в пер.)
  • Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Пер. с персидского Ю. П. Верховского, редакция проф. И. П. Петрушевского. — М., Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1960. — Т. 2. — С. 81. (недоступная ссылка)
  • Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. — Саранск: Мордовское книжное издательство, 1960. — С. 47.
  • Монгольский обыденный изборник // Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. ЮАНЬ ЧАО БИ ШИ. / Перевод С. А. Козина. — М.-Л.: Издательство АН СССР, 1941. — Т. I.
  • Вассаф. История Вассафа // Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды / Пер. В. Г. Тизенгаузена. — М., 1941. Архивировано 25 декабря 2009 года.
  • Храпачевский Р. П. Военная держава Чингисхана. — М.: АСТ:ЛЮКС, 2005. — 557, [3] с. — (Военно-историческая библиотека). — 5000 экз. — ISBN 5-17-027916-7. (Текст)
  • Хрусталёв Д. Г. О системе готских дворов в Новгородской земле в XII-XIII вв // Новгород и Новгородская земля. История и археология. — 2004. — Вып. 18. — С. 312—321.
  • Пензев, Константин. Русский Царь Батый. Litres, 2017.
  • Акунин, Борис. Часть Азии. История Российского государства. Ордынский период. Litres, 2017.

Ссылки