Барышников, Михаил Николаевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Михаил Барышников
Михаил Барышников в 2017 годуМихаил Барышников в 2017 году
Имя при рождении Михаил Николаевич Барышников
Профессия артист балета, актёр, общественный деятель
Награды

Михаи́л Никола́евич Бары́шников (род. 27 января 1948, Рига) — советский и американский артист балета, балетмейстер, актёр, коллекционер, фотограф, общественный деятель. Заслуженный артист РСФСР (1973).

«Невозвращенец» в СССР, оставшийся в Канаде во время гастролей в 1974 году. Номинант на премии «Оскар» и «Золотой глобус» в категории «Лучший актёр второго плана» за роль в фильме «Поворотный пункт» (1978). Командор ордена Трёх Звёзд.

Жизнь и карьера

Родился в Риге в семье офицера Советской армии. В возрасте 12 лет потерял мать[1]. Около двух лет Михаил прожил в семье своего одноклассника Андриса Витиньша[2].

Среднее образование получил в Рижской средней школе № 22. Заниматься балетом начал в Рижском хореографическом училище у педагогов Юриса Капралиса и Валентина Блинова. Учился в одном классе с Александром Годуновым. Продолжил обучение в Ленинградском хореографическом училище в классе Александра Пушкина (у него же ранее учился Рудольф Нуреев).

Когда Михаила Барышникова приняли в Вагановское училище, первым, кому он об этом сообщил, был его наставник Юрис Капралис. Непростое решение о переезде из Риги в Ленинград означало расставание со своим первым учителем, и это Михаила расстраивало до слёз. Но Капралис поступил мудро: он дал добро на этот перевод, даже настоял на нём, хотя отпустить талантливого ученика ему и было непросто. В поздних интервью Капралис говорил, что этот момент стал и для него своеобразным экзаменом: ведь теперь его трёхлетнюю работу с юным танцором должен был оценить будущий наставник Михаила в Вагановском училище А. И. Пушкин, и Александр Иванович остался доволен подготовкой своего нового подопечного. Он даже предложил Капралису и впредь присылать ему талантливых учеников для дальнейшей шлифовки.

Михаил Барышников обучался у Юриса Капралиса с третьего по пятый класс, до своего перевода в Ленинград. Капралис ставил для него и для Александра Годунова их первые танцевальные номера, в том числе и совместные, заложил основы его технической базы. Барышников поддерживал хорошие отношения с Капралисом на протяжении всей его жизни, а в 1988 году ему удалось пригласить его в Нью-Йорк, где Капралис прожил целый месяц и «великолепно провёл время, посещая бродвейские спектакли» и прочие достопримечательности культурной столицы мира[3].

В 1967—1974 годах был ведущим солистом в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова. Исполнял партии Базиля в балете Людвига Минкуса «Дон Кихот», Дезире в «Спящей красавице» Петра Чайковского, роль Гамлета в одноимённом балете Н. Червинского и роль Адама в балете «Сотворение мира» (постановка Н. Касаткиной и В. Василёва).

Невозвращение в СССР

В 1974 году, во время гастролей в составе труппы Большого театра в Канаде, получив приглашение от своего давнего знакомого Александра Минца в труппу «Американского театра балета», становится невозвращенцем[4].

В 1974—1978 годах — премьер труппы «Американский театр балета» (Нью-Йорк), в 1980—1989 годах был также её руководителем; оказал существенное влияние на американскую и мировую хореографию. В 1978 году дебютировал в кино, снявшись в роли звезды балета в фильме «Поворотный пункт»; был номинирован на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана (всего фильм был представлен в одиннадцати номинациях, но не получил ни одной).

В 1985 году сыграл роль танцовщика, убегающего от советской власти, в кассовом фильме «Белые ночи». В 1989 году дебютировал на Бродвее, сыграв в драматическом спектакле «Превращение» по повести Франца Кафки.

В 1990 году вместе с танцовщиком и хореографом Марком Моррисом организовал «Проект „Белый дуб“[en]» (Флорида), занимавшийся постановками и изысканиями в области современного танца[5]. Возглавлял его до 2002 года, когда проект был закрыт, чтобы сконцентрироваться на организации и строительстве Центра искусств Барышникова[en]. После открытия Центра в 2005 году на 37-й улице Нью-Йорка, неподалёку от Театрального квартала, является его художественным руководителем[6]. В начале 2000-х годов снимался в популярном телесериале «Секс в большом городе», исполнив роль очередного возлюбленного Кэрри Брэдшоу, художника Александра Петровского, в последних сериях последнего сезона.

Занимается фотографией и коллекционированием живописи. Выставки его фоторабот и коллекций проводились различными музеями, в том числе ГМИИ им. А. С. Пушкина.

В 2015 году он вернулся на родину, откликнувшись на предложение латвийского режиссёра Алвиса Херманиса поставить моноспектакль по поэзии Бродского, который стал сенсацией театрального сезона далеко за пределами Латвии[1].

21 декабря 2016 года обратился с письмом в латвийский парламент с просьбой стать гражданином Латвии. В апреле 2017 года сейм Латвии единогласно проголосовал за предоставление артисту латвийского гражданства[7].

Личная жизнь

Взгляды и общественная деятельность

Барышников не испытывает ностальгии по России, не собирается возвращаться и принципиально игнорирует предложения посетить страну с гастролями.

У меня никогда не было такой привязанности к этому месту, как у него [Бродского]. Я и прожил-то в России всего 10 лет. Я продукт латвийского воспитания, хотя родители у меня были русские со всеми вытекающими из этого последствиями. Но я никогда не чувствовал ностальгии — точнее, у меня есть ностальгия по русским людям и русской культуре, но не по этому месту на географической карте.
— Интервью Русской службе Би-би-си[9]

На вопрос другого журналиста — «разве ему не любопытно было бы самому увидеть, как изменилась жизнь со времени его отъезда?» Барышников ответил, что «лучше видно издалека и ты всё понимаешь гораздо лучше, нежели когда там живёшь»[10]. Тем не менее, в России в 2013 году прошла масштабная выставка из его коллекции «Искусство, с которым я живу», которую представил ГМИИ имени А. С. Пушкина в Отделе личных коллекций, а затем выставка фотографий «Метафизика тела» в Центре фотографии имени братьев Люмьер. Фото выполнил Роберт Уитмен, лично представивший выставку в Москве[11].

В 2016 году Барышников поддержал кандидата в президенты США Хиллари Клинтон в её предвыборной кампании; Дональда Трампа же сравнил с тоталитарным оппортунистом с советской риторикой времён его молодости.

Факты

  • Поэт Иосиф Бродский посвятил Барышникову несколько стихотворений: «Классический балет есть замок красоты…» (из сборника «Часть речи») и «Раньше мы поливали газон из лейки…» (из книги «Пейзаж с наводнением»). В 2015 году состоялась премьера спектакля А. Херманиса «Бродский/Барышников»[12].
  • Барышников является совладельцем ресторана «Русский самовар» в Нью-Йорке, который он открыл вместе с Бродским. Барышников вложил в ресторан накопленные от выступлений деньги. В 1990 году совместно с фирмой Weekend Exercise Co запустил марку одежды для танцовщиков Baryshnikov, также выпускал мужской одеколон под собственным именем — Misha.
  • В одной из сцен фильма «Поворотный пункт» Михаил Барышников исполняет песню Владимира Высоцкого «Дом хрустальный».
  • Упоминается в книге Стивена Кинга «Нужные вещи».
  • Михаил Барышников познакомил Иосифа Бродского с Владимиром Высоцким[13].
  • 31 марта 2023 года был перечислен в списке лиц получающих финансирование от движения «Настоящая Россия» признанного иноагентом в соответствии со ст. 7 №255-ФЗ от 14.07.2022 «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием[14].

Роли в драматическом театре

Фильмография

Награды

Примечания

  1. 1,0 1,1 В Латвии — премьера спектакля Алвиса Херманиса «Барышников/Бродский». Дата обращения: 27 января 2018. Архивировано 27 января 2018 года.
  2. Михаил Барышников расслабился в Латвии. Дата обращения: 27 января 2018. Архивировано 27 января 2018 года.
  3. Неизвестное об известных Архивная копия от 26 июня 2017 на Wayback Machine.
  4. Первые ласточки. Рудольф Нуриев и другие танцовщики-диссиденты, МК-Бульвар № 564 (19 марта 2008). Архивировано 23 октября 2013 года. Дата обращения 7 января 2013.
  5. About BAC Архивная копия от 15 апреля 2009 на Wayback Machine.
  6. Staff of the BAC Архивная копия от 6 мая 2009 на Wayback Machine.
  7. Артист Михаил Барышников стал гражданином Латвии (англ.), BBC Русская служба (27 April 2017). Архивировано 27 апреля 2017 года. Дата обращения 27 апреля 2017.
  8. Дети Михаила Барышникова: дочь Александра, сын Петр, Анна и София. wellnesso.ru. Дата обращения: 20 мая 2021. Архивировано 20 мая 2021 года.
  9. Михаил Барышников: «Ностальгии по России нет». Дата обращения: 9 июля 2013. Архивировано 12 июля 2013 года.
  10. Baryshnikov: ‘Everything in Russia is a damn soap opera’ Архивная копия от 7 ноября 2013 на Wayback Machine.
  11. Наталья Соколова. Гений в объективе // Российская газета : газета. — 2016. — 12 октября (№ № 231(7099)). Архивировано 23 января 2019 года.
  12. Гурова Я.Ю. Бродский/Барышников // Балет : Журнал. — 2016. — Январь-февраль (№ 1). — С. 44—45.
  13. Дружба - великое искусство (рус.), Russiaedu (25 января 2018). Архивировано 2 марта 2021 года. Дата обращения 26 января 2018.
  14. Минюст признал иноагентами Макса Покровского и «Настоящую Россию». РБК. Дата обращения: 10 мая 2023.
  15. [Интервью Барышникова Алтыну Кафтира (англ.). Дата обращения: 27 апреля 2013. Архивировано 22 октября 2013 года. Интервью Барышникова Алтыну Кафтира (англ.)]
  16. Рецензия на спектакль в Нью-Йорк Таймс от 04.08.2012 (англ.)
  17. Manchester International Festival (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 июля 2013. Архивировано 8 июня 2013 года.
  18. Гурова Я.Ю. Михаил Барышников и его «Письмо человеку». Премьера в Латвийской национальной опере // Балет : Журнал. — 2016. — Сентябрь-октябрь (№ 5 (200)). — С. 14—16.
  19. Марина Охримовская. Бродский / Барышников. Стать произносимым. Клуб Крылья / Schwingen.net (28 июня 2017).
  20. Maija Svarinska. Zināt nevar, bet var ticēt. Izrādes Baltais helikopters recenzija (латыш.). Diena (0. novembris, 2019). Дата обращения: 12 ноября 2021. Архивировано 12 ноября 2021 года.
  21. Jenn Stanley. Arlekin Players' 'ChekhovOS' Is An Experimental Deconstruction Of 'The Cherry Orchard' Архивная копия от 13 октября 2022 на Wayback Machine // WBUR, 27 мая 2021
  22. Elisabeth Vincentelli. ‘chekhovOS /an experimental game/’ Review: Life on a Merry-Go-Round Архивная копия от 13 октября 2022 на Wayback Machine // The New York Times, 31 мая 2021
  23. Elisabeth Vincentelli. Chekhov Two Ways, With a Robot and Baryshnikov Along for the Ride Архивная копия от 13 октября 2022 на Wayback Machine // The New York Times, 3 июня 2022

Литература

Ссылки