Бархатный развод
«Ба́рхатный разво́д» (чеш. sametový rozvod) — мирный и официально узаконенный распад союзного государства Чехословакии. Бархатный развод 1 января 1993 года последовал за так называемой бархатной революцией, в ходе которой социалистический режим и плановую экономику сменили капитализм и рыночная экономика. «Бархатным» он был назван по причине своей бескровности.
История
Между мировыми войнами
По распространённым в начале 20 века представлениям чехи и словаки являлись субэтносами внутри одной общей этнической группы чехо-словаков, включайшей также моравов. В этническом плане действительно не было особых предпосылок для выделения их в отдельные народности. Однако, столетия нахождения словаков под властью Венгрии — отдельно от западной части некогда общего западнославянского населения Чехии, Моравии и Силезии — фактически привело к превращению словаков в отдельную культурно-языковую группу. Отделение Венгрии в самоуправляемую политическую единицу в результате компромисса 1867 года и объявление всех жителей Венгерского королевства частью венгерской нации привело к появлению самостоятельного словацкого национального-политического движения — Словацкой национальной партии. В 1906 году партия принимала участие в парламентских выборах в Венгерский Сейм и выиграла 6 мандатов, из-за чего венгерские власти усилили репрессивные меры против словаков, лишь усилив поддержку населением национального движения. Все эти события привели к тому, что самознание словаков как народа постепенно перешло из разряда культурно-лингвистического на уровень национального. Словацкое национальное движение после распада Австро-Венгрии перманенто продолжало действовать и в Чехословакии, требуя предоставления автономии уже в рамках этого государства. В довоенным период между чехами и словаками каких-либо межэтнических конфликтов не наблюдалось. Формально Словакия не была национальным административным образованием, её статус был аналогичным статусу Моравии, населённой чехами.
Национальные меньшинства довоенной Чехословакии
С момента своего образования в 1918 году Чехословакия имела многочисленные проблемы национального характера, связанные с присутствием больших групп населения, не желавших в той или иной степени становится чехословаками и быть этническим меньшинством в составе этой новой нации. Для Чехии и Моравии, ранее относившихся к Австрийской империи, такой группой стали этнические немцы, а для Словакии, входившей в состав Венгерского королевства, — венгры. Внутри славянского населения основным конфликтом стала агрессивно проводимая чехословацким правительством украинизация и чехизация русского (русинского) населения Подкарпатской Руси (ранее находившейся в составе Венгрии и избежавшей из-за этого той украинизации, которую австрийцы при поддержке поляков и украинофилов провели в Галиции). Все эти факторы привели к тому, что Нацистская Германия относительно просто сумела раздробить Чехословакию, правительство которой за 20 лет агрессивной чехизации так и не создало единой нации, а напротив, усугубило и без того непростую ситуацию.
1938 год
Настоящий перелом в словакском национальном вопросе случился перед Второй мировой войной. Нацистская Германия первоначально строго следовала цели восстановления довоенных (Первой мировой войны) границ, из-за чего аншлюс Австрии в усечённых границах никак не мог удовлетворить запросы Гитлера, которые отныне касались не только границ Германской империи, но и границ Австрийской империи, включавших в себя в том числе целиком Чехию и Моравию. Первоначально была достигнута договорённость с Англией и Францией об аннексии населённой немцами Судетской области Чехии, но в марте 1939 года Германия захватила всю Чехию и Моравию, создав там свой протекторат. Формально протекторат не являлся аннексией, но фактически эта часть Чехословакии стала частью Германии. Однако, Гитлер не позволил своему гораздо более слабому союзнику — Венгрии — возродить границы Венгерского королевства и аннексировать территории по подобию того, как сама Германия аннексировала территории бывшей Австрийской империи. Мюнхенское соглашение открывало возможности лишь для аннексии населённых венграми территорий Чехословакии, что и было сделано. В дальнейшем та же политика Германии продолжалась и касательно других бывших венгерских территорий в Банате, Славонии и Хорватии. Таким образом в 1939 году появилось словакское квазигосударство. Его независимость показала, что в общем и целом словаки вполне способны быть государствообразующей нацией и без союза с чехами. Вместе с немцами словакская армия вернула себе территории, аннексированные Польшей в 1938 году. Избавление от агрессивной чехизации не вызывало больших потребностей в возрождении Чехословакии среди словаков, из-за чего во время войны не наблюдалось деятельности каких-либо прочешских повстанческих движений.
Послевоенный период
Поскольку освобождение Чехословакии осуществляли советские войска (соответственно, идя с востока на запад), то первой освобождённой территорией стала именно Словакия, куда и прибыло чехословацкое правительство, осуществляющее полномочия на данной территории как части единого государства. Это означало прекращение существования независимой Словакии. Стремясь смягчить для словаков ликвидацию их национального государства чехословацкое руководство в лице президента Эдварда Бенеша опубликовало Кошицкую программу, в которой признало национальную самобытность словаков, их право на словацкие национальные органы власти, а также объявило новый принцип отношений чехов и словаков, охарактеризованный формулой «равный с равным».
Однако, когда война была окончена, немецкое и венгерское национальные меньшинства были либо депортированы, либо бежали, а Подкарпатская Русь (Закарпатская Украина) передана в состав СССР, таким образом оставив словаков один-на-один с чехами, политика чехословацких властей отошла от принципа «равный с равным». Выполняя свои обещания, чехословацкое руководство действительно узаконило словацкие органы власти. Однако, подобных органов власти не было создано для чехов. Чехия по-прежнему управлялась только общим чехословацким правительством. Таким образом, словаки фактически стали национальным меньшинством в чешском государстве, а Словакия — национальной автономией. На протяжении двадцати лет такая ситуация вызывала недовольство как части словаков, желающих воспринимать Чехословакию как государство двух равных государствообразующих наций, так и многих чехов, которые не были довольны отсутствием своих национальных органов власти по подобию Словацкого Национального Совета.
В 1968 году после событий Пражской весны и превращения Чехословакии в социалистическое государство (ЧССР) был принят Конституционный закон о Федерации, разделивший ЧССР на две равноправные республики по подобию республик СССР и Югославии. После этого основные противоречия сместились в экономическую плоскость — между относительно однородной и более развитой Чешской СР и более бедной Словацкой СР. ВВП на душу населения в Чехии на 20% превосходил подобный показатель в более бедной Словакии. Тогда же чешские политики начали высказывать мнение, что Чехия обременена Словакией, куда уходят, как в прорву, налоговые поступления.
Посткоммунистический период
После свержения коммунистического режима в 1990 году вновь встал вопрос о статусе Чешской и Словацкой республик. Словацкие политики активно требовали бо́льших полномочий республикам. Под их давлением чехи согласились переименовать страну в Чехо-Словакию[1] (Чешскую и Словацкую Федеративную Республику), а в качестве союзного герба принять соединение 4 гербов: в левом верхнем и в правом нижнем углах герб Чехии, в правом верхнем и в левом нижнем углах — Словакии. Ранее гербом Чехословакии был герб Чехии, внутрь которого помещалось маленькое изображение герба Словакии. Несмотря на эти формальные уступки чехи не собирались мириться с действовавшей формой федеративного устройства Чехословакии. Конституция Чешской СР была отменена, а новая конституция демонстративно не принималась. Чешские политики требовали либо возвращения к системе, схожей с той, которая существовала до 1968 года, но в федеративном варианте (ассиметричная федерация со словацкой автономией), либо были готовы согласится с равным статусом Чехии и Словакии, но в рамках унитарного государства. При этом был и третий вариант — разделение страны, активно использовавшийся чешскими политиками в качестве угрозы словакам, чья республика экономически зависела от Чехии. Ответом на чешские требования стало принятие словацким парламентом 17 июля 1992 года декларации о независимости. Чехословацкий президент Вацлав Гавел и премьер-министр Мариан Чалфа, которые выступали против разделения, ушли в отставку.
Накануне подписания соглашений о разделении республики, в сентябре 1992 года был проведён опрос населения Чехословакии об отношении к разделу страны. Абсолютное большинство населения выступало против раздела: в Словакии против разделения страны было 63 %, за — 37 %; в Чехии против высказались 64 %, за — 36 %[2].
25 ноября 1992 года Федеральное собрание приняло закон о разделении страны с 1 января 1993 года.
Отдельные жители приграничных областей с обеих сторон новой границы негативно относились к разделу страны[3], но в целом разделение было положительно воспринято населением, сняв все спорные вопросы между двумя народами, сформировавшимися столетиями раздельного проживания и искусственно объединёнными по этническому принципу в одну нацию при распаде Австро-Венгерской империи. Прежняя историческая граница между Австрией и Венгрией стала государственной для Чехии и Словакии.
См. также
Примечания
- ↑ В русском языке наименование Чехословакии не менялось. Вариант Чехо-Словакия, применявшийся в 1920-е годы, официально не возвращался ни в СССР, ни в России
- ↑ At Fork in Road, Czechoslovaks Fret . Дата обращения: 29 сентября 2017. Архивировано 28 марта 2020 года.
- ↑ «Разделение Чехословакии было глупостью», говорят жители приграничного региона . Дата обращения: 4 июля 2010. Архивировано 8 марта 2010 года.