Барраке, Жан

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Жан Барраке
Барраке, Жан.jpg
Награды Кавалер ордена «За заслуги» (Франция)

Жан-Анри-Альфонс Барраке́ (фр. Jean Barraqué; 17 января 1928, Пюто — 17 августа 1973, Париж) — французский композитор, музыковед и писатель, который разработал индивидуальную форму сериализма.

Биография

Родился в мелкобуржуазной семье без музыкальных традиций. После прослушивания «Неоконченной симфонии» Ф. Шуберта, увлёкся музыкой.

Поступил в Парижскую консерваторию, где был учеником Жана Лангле (гармония и контрапункт) и Оливье Мессиана (1948—1951). После этого заинтересовался сериализмом.

Будучи стойким приверженцем серийной техники и пуантилизма, Барраке ставил перед собой задачи высшей степени сложности и, ориентируясь прежде всего на Бетховена, работал только в крупных, монументальных формах; его зрелое наследие состоит из шести завершенных партитур, три из которых вдохновлены философским романом Германа Броха «Смерть Вергилия».

После завершения своей «Сонаты для фортепиано» в 1952 году запретил или уничтожил свои более ранние работы. Книга, опубликованная французским музыкальным критиком А. Ходейром под названием «С тех пор, как Дебюсси», заявившим, что это произведение, возможно, лучшая соната для фортепиано со времён Бетховена, вызвала споры вокруг Барраке.

В 1958 году написал музыку для проекта «Театр абсурда», который так и не был поставлен на сцене. 60 лет спустя, наконец, состоялась его премьера в Вене.

В 1964 году попал в автомобильную аварию, в 1968 году его квартира сгорела. На протяжении всей своей жизни страдал от слабого здоровья, но его внезапная смерть в возрасте 45 лет была неожиданной; казалось, что композитор возобновил серьёзную работу над циклом композиций, посвящённых «Смерти Вергилия».

В 1952—1956 годах у Барраке были бурные любовные отношения с философом Мишелем Фуко.

Избранные музыкальные сочинения

  • Trois Mélodies per soprano e pianoforte (1950)
  • Séquence per voce, percussioni e ensemble (1950—1955)
  • Piano Sonata (1950—1952)
  • Etude per 3-track tape (1952—1953)
  • Le Temps Restitué per soprano, coro e orchestra (1956—1968)
  • … au delà du hasard per quattro insiemi strumentali e un insieme vocale (1958—1959)
  • Concerto per 6 insiemi strumentali e due strumenti solisti (1962—1968)
  • Chant après Chant per 6 percussionisti, voce e pianoforte (1965—1966)

Примечания

Литература

  • Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 672 с. — 150 000 экз. — ISBN 5-85270-033-9.

Ссылки