Бардин, Кирилл Васильевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Кирилл Васильевич Бардин
Дата рождения 1 декабря 1929(1929-12-01)
Место рождения Москва, СССР
Дата смерти 1995(1995)
Место смерти Москва, Россия
Страна  СССР Россия
Научная сфера психофизика, общая психология, педагогическая психология
Место работы Институт психологии РАН
Альма-матер философский факультет МГУ
Учёная степень доктор психологических наук
Учёное звание профессор

Кири́лл Васи́льевич Ба́рдин (1 декабря 1929, Москва — 1995, Москва) — советский и российский психолог, специалист в области психофизики, общей и педагогической психологии, доктор психологических наук (1976), профессор, мастер спорта по водному туризму. Окончил отделение психологии философского факультета МГУ (1954), начал свою научную деятельность в Институте психологии АПН СССР под руководством П. А. Шеварева. С 1972 года работал в Институте психологии АН СССР, в последние годы являлся главным научным сотрудником. Его имя прочно связано с возрождением в российской психологии первой экспериментальной дисциплины — психофизики — и её развитием на современном научном уровне[источник не указан 3809 дней], разработана и экспериментально обоснована зонная теория пороговой области (одновременно с М. Б. Михалевской), открыл феномен повышения чувствительности в результате извлечения наблюдателем из сенсорной информации о простом сигнале признаков других модальностей. На этой основе им была разработана концепция переорганизации сенсорного пространства. Им же написана первая на русском языке монография по проблемам и методам психофизики (1976). Работы К. В. Бардина положили начало развитию «субъективной», то есть собственной психологической психофизики. Это изучение индивидуально-психологической структуры деятельности человека как важнейшей детерминанты результата сенсорных измерений. Значительным научным достижением учёного является разработка понятия о предмете усвоения в учебной деятельности школьника; создание и экспериментальное обоснование зонной теории пороговой деятельности (одновременно с Б. Ф. Ломовым) Автор 128 научных и 54 научно-популярных работ, среди которых 15 книг, а также 24 статьи на иностранных языках. Его научно-популярные книги «Как научить детей учиться?», «Если ваш ребёнок не хочет учиться», «Азбука туриста» получили широкую известность.

Ссылки

Основные работы

  • Бардин К. В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы. — М.: Наука, 1976.
  • Бардин К. В., Индлин Ю. А. Начала субъективной психофизики. — М.: ИП РАН, 1993.