Барановский, Пётр Дмитриевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пётр Дмитриевич Барановский
Baranovsky .jpg
Основные сведения
Место рождения Шуйское, Вяземский уезд, Смоленская губерния, Российская империя
Работы и достижения
Работа в городах Москва, Смоленск, Чернигов
Архитектурный стиль Реставратор памятников древнерусского зодчества
Градостроительные проекты Послевоенное восстановление Смоленска
Реставрация памятников Крутицкое подворье, Коломенское, Андроников монастырь, Свято-Герасимов Троицкий монастырь в Болдине
Научные труды «О методах консервации и реставрации руин», «Собор Пятницкого монастыря в Чернигове», «Памятники в селениях Кум и Лекит» и др.
Награды Заслуженный деятель искусств РСФСР
Мемориальная доска П. Д. Барановскому на Крутицком подворье

Пётр Дми́триевич Барано́вский (28 января [9 февраля1892,[1]с. Шуйское Вяземского уезда Смоленской губернии — 12 июня 1984, Москва) — российский, советский архитектор, реставратор памятников древнерусского зодчества. Основатель музея в Коломенском и Музея имени Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре[2][3]. Считается некоторыми публицистами спасителем храма Василия Блаженного от уничтожения[4].

Начало деятельности

Барановский, выходец из дорогобужских крестьян, окончил инженерный курс в Москве в 1912 году с лицензией на производство строительных работ и медалью Московского археологического общества — за реставрацию Свято-Троицкого Герасим-Болдинского монастыря в Болдине (Смоленской губернии). После непродолжительной работы на железнодорожных и промышленных постройках, с началом Первой мировой войны был призван в армию, служил военным инженером. В 1918 году получил второй диплом, по искусствоведению, и стал преподавателем Московского университета; в том же году восстанавливал здания Спасо-Преображенского монастыря, церкви Петра и Павла и Митрополичьих палат в Ярославле, пострадавшие при артиллерийском обстреле Ярославля Красной армией.

В 1921 году организовал свою первую (из десяти) экспедицию на Русский Север. За свою жизнь Барановский исследовал сотни памятников народной архитектуры, от Белого моря до Азербайджана.

В конце 1920-x годов, в разгар антирелигиозного движения, Барановский реставрировал Казанский собор на Красной площади (закрытый ещё в 1918 году, храм быстро разрушался). Его принцип в реставрации — восстанавливать первоначальный облик здания, уничтожая все позднейшие пристройки и наслоения, — многими воспринимался в штыки, однако в те годы это был один из способов сберечь памятник от немедленного сноса.

В 1923—1936 годах под руководством Барановского выполнялись реставрационные работы в Георгиевском соборе XII—XIII веков в городе Юрьеве-Польском. В 2017 году стал доступен архив Барановского[5].

В конце 60-х годов инициировал возрождение усадьбы в Хмелите Вяземского района Смоленской области — единственного в стране музея А. С. Грибоедова.

Музей в Коломенском

Коломенское. Церковь Казанской иконы Божией матери.

В 1924 году Барановский добился учреждения в Коломенском музея народного творчества и стал его первым директором. В 1927—1933 годах он разыскал, вывез в Коломенское и сохранил для будущего памятники деревянного зодчества: домик Петра I, Моховую башню из Сумского острога, хозяйственную постройку[6] из Преображенского и пр. Барановский зафиксировал состояние памятников и отреставрировал их, вновь удаляя «позднейшие» слои (в результате колокольня Георгиевской церкви стоит отдельно от трапезной — связующая пристройка была снесена Барановским).

В Коломенском Барановский развил собственную школу реставрации (среди его учеников и последователей Л. А. Давид и др.).

Музей в Болдине и арест

По роду своей деятельности Барановский обмерял и описывал церкви, намеченные к сносу, в том числе был последним человеком, посетившим Чудов монастырь в Кремле перед его сносом в 1929 году. Он успел вынести оттуда только мощи митрополита Алексия.

Самым надёжным способом спасти церковь от разрушения в те годы была организация в ней музея. В 1923 году Барановскому удалось добиться присвоения для Свято-Троицкого Герасим-Болдинского монастыря статуса филиала дорогобужского музея. Он и его помощники собирали в монастыре то, что оставалось от разгромленных окрестных храмов, перевезли в Болдино коллекцию закрытого музея в Ельне. В Болдине концентрировались памятники уничтоженной (и теперь почти восстановленной по обмерам Барановского) храмовой культуры русско-литовского пограничья на верхнем Днепре. Понимая шаткость своего положения, Барановский нанял фотографа Михаила Погодина (внука историка М. П. Погодина) для документирования монастыря и его коллекции (1928—1929).

Домик Петра I в Коломенском

В начале 1930-х годов Барановскому удалось спасти в Архангельске исторический Домик Петра I — он был разобран, перевезён и собран в селе Коломенское в 1934 году.

Музей был разгромлен в 1929 году; коллекция и большинство погодинских фотографий — утрачены. Здания были разрушены немцами в 1943 году в отместку за сопротивление местного населения. В январе 1930 года был арестован директор болдинского музея Семён Бузанов (умер в лагере), директор дорогобужского музея бежал, Погодин был «вычищен» как «классово чуждый».

Для Барановского дело кончилось строгим выговором. 4 октября 1933 года он был арестован[7][8], проходил по делу "Российской национальной партии" (РНП), оно же "Дело славистов". «Вскоре по прибытии в сибирские лагеря в г. Мариинск я был назначен помощником начальника строительной части. Там мною, помимо других работ, спроектировано здание сельскохозяйственного музея» (из автобиографии).

Весной 1936 года Барановский был досрочно освобожден,[9] был вынужден поселиться «за сто первым километром» в Александрове, где поступил на должность архитектора-реставратора в местный музей, который на тот момент являлся филиалом Государственного исторического музея.[10] На новом месте жительства занимался научным исследованием и реставрацией памятников Александровского кремля.

Отреставрированный им частично Казанский собор на Красной площади в Москве был уничтожен вскоре после его возвращения.

Осуждённые по «Делу славистов» были реабилитированы: в 1956 году по ленинградскому делу, в 1964-м — по московскому.[11]

Музей имени Андрея Рублёва

В феврале 1947 года на объединённом заседании Сектора архитектуры и Сектора живописи Института истории искусств АН СССР Барановский сделал доклад «О времени и месте погребения Андрея Рублёва». Он сообщил о находке копии фрагментарно сохранившейся надписи с надгробия Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре Москвы, сделанной в XVIII веке Г. Ф. Миллером, и предложил свой вариант реконструкции текста надписи[12] . Находка оказалась весомым доводом в пользу сохранения монастыря (уже частично разрушенного)[13]. Барановский и И. Э. Грабарь выступили совместно за создание музея древнерусского искусства на базе монастыря; официальное решение было принято в 1947 году, но музей открылся для посещения только в 1960 году (в период с 1949 по 1960 годы созданием музея и формированием экспозиции руководил его первый директор Давид Ильич Арсенишвили).

Похоронен вместе с супругой Марией Юрьевной Барановской в Донском монастыре в Москве.

Послевоенные работы

Восстановлено Барановским:

См. также

Семья

  • Первая жена — Евдокия Ивановна Виноградова. Бракосочетание состоялось 31 августа 1914 года в Храме Трёх Святителей на Кулишках[14][15].
    • Дочь — Ольга Петровна Барановская (1922 — 24.06.2010)[16] — скульптор, член Союза художников СССР. Автор многочисленных медалей, тиражированных Ленинградским и Московским монетными дворами[17]. Хранитель памяти Петра Барановского, благодаря её заботам был сохранен и передан на хранение в музей архитектуры имени А. В. Щусева уникальный и обширный архив П. Д. Барановского[18][19]. Вместе с учениками и единомышленниками отца создала Фонд Барановского, который ведёт работу по пропаганде и изучению памятников русской национальной архитектуры. До конца своих дней не оставляла усилий по созданию памятника Петру Барановскому в Коломенском. Похоронена на Даниловском кладбище.
  • Вторая жена — Мария Юрьевна Пономарёва (в замужестве — Глауберман и Барановская) — советский историк, иконограф и некрополист[19].

Примечания

  1. Свидетельство о выписке из церковной книги о рождениях Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 февраля 2022. Архивировано 13 февраля 2022 года.
  2. Барановский Петр Дмитриевич (1892–1984). kenozerje.17-71.com. Дата обращения: 18 июня 2013. Архивировано 18 июня 2013 года.
  3. Хорватова, Е. Петр Барановский. Простой великий человек. eho-2013.livejournal.com (15 февраля 2013). Дата обращения: 18 июня 2013. Архивировано 18 июня 2013 года.
  4. Человек, который спас храм Василия Блаженного. nsad.ru (5 ноября 2007). Дата обращения: 15 июня 2013. Архивировано 16 июня 2013 года.
  5. М. Р. Морозов, С. А. Карташов, В. Н. Титов. Исследования Георгиевского собора в Юрьеве-Польском 2010-х годов как основа для получения представлений о первоначальной композиционной структуре и генезисе памятника // Сборник: Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ. — 2018. — С. 70—73.
  6. По мнению С. А. Гаврилова, конюшню на несколько лошадей.
  7. Сам П. Д. Барановский в разговоре с С. А. Гавриловым причиной своего ареста назвал противостояние с заместителем председателя районного исполнительного комитета по сносу Сухаревской башни в Москве.
  8. Автобиография // Пётр Барановский: Труды, воспоминания современников / Составители: Ю. А. Бычков, О. П. Барановская, В. А. Десятников, А. М. Пономарев; Фонд П. Д. Барановского, МГО ВООПИиК, Управление капитального ремонта и строительства Департамента инженерного обеспечения Правительства г. Москвы. — М.: Отчий дом, 1996. — 280 с. — ISBN 5-7676-0010-4. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 сентября 2010. Архивировано 17 марта 2012 года.
  9. Виртуальный музей ГУЛАГа. Дата обращения: 14 февраля 2022. Архивировано 14 февраля 2022 года.
  10. ГИМ. Список репрессированных сотрудников ГИМ. Дата обращения: 14 февраля 2022. Архивировано 14 февраля 2022 года.
  11. В.Гончаров, В.Нехотин. Дело «Российской национальной партии» («дело славистов»), 1933-34 г. // Просим освободить из тюремного заключения. М.: Современный писатель. — 1998. — С. с.180-183. Архивировано 14 февраля 2022 года.
  12. Научные труды, исследования, обзоры, статьи // Пётр Барановский: Труды, воспоминания современников / Составители: Ю. А. Бычков, О. П. Барановская, В. А. Десятников, А. М. Пономарев; Фонд П. Д. Барановского, МГО ВООПИиК, Управление капитального ремонта и строительства Департамента инженерного обеспечения Правительства г. Москвы. — М.: Отчий дом, 1996. — 280 с. — ISBN 5-7676-0010-4. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 сентября 2010. Архивировано 17 марта 2012 года.
  13. Иконы XIII–XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублева / Под общей редакцией Г. В. Попова, редактор-составитель и автор вступительных статей — Л. М. Евсеева. — Москва: Северный паломник, 2007. — С. 11. — 620 с. — (Древнерусская живопись в музеях России). — 1000 экз. — ISBN 5-94431-203-3.
  14. Романюк С. Чистые пруды. От Столешников до Чистых прудов. М.: Центрополиграф, 2015.
  15. Дианова Л. Аввакуум XX века Архивная копия от 11 апреля 2021 на Wayback Machine // Телескоп. 2019. 19 октября.
  16. Борисенкова А. В Москве скончалась дочь известного архитектора П. Барановского Ольга Барановская Архивная копия от 5 декабря 2020 на Wayback Machine // Правмир. 2010. 24 июня.
  17. Медальер: Барановская Ольга Петровна. Архивная копия от 25 ноября 2020 на Wayback Machine Каталог Советский знак.
  18. Смирнова А.Г. П. Д. Барановский (1892—1984). К 125-летию со дня рождения. Дата обращения: 8 декабря 2020. Архивировано 1 декабря 2020 года.
  19. 19,0 19,1 Орлова М. А. Двойной портрет или в музее на Красной площади // Хмелитский сборник. Вып. 6. П. Д. Барановский. Смоленск: СГПУ, 2003. C. 56—67.

Литература

Ссылки