Балтийский вокзал (Санкт-Петербург)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Санкт-Петербург-Балтийский
Балтийское направление
Варшавское направление
Октябрьская железная дорога
Главное здание Балтийского вокзала, вид с площадиГлавное здание Балтийского вокзала, вид с площади
59°54′24″ с. ш. 30°17′56″ в. д.HGЯO
Отделение ж. д. Санкт-Петербургское отделение
Дата открытия 21 июля 1857[1]
Прежние названия Петергофский вокзал
Тип пассажирская
Количество платформ 7
Тип платформ 5 островных и 2 боковых
Форма платформ прямая
Электрифицирована март 1933 года
Ленинград-Балтийский - Лигово[2]
Архитекторы Кракау Александр Иванович
Выход к Наб. Обводного канала, Митрофаньевское шоссе
Пересадка на станции Spb metro line1.svg Балтийская
Пересадка на Bus icon SPB.svg 1М, 1Мб, 10, 43, 65, 67, 67б, 70, 71
Trolley icon SPB.svg 3, 8
Тарифная зона 0
Код в АСУЖТ 036002
Код в «Экспресс-3» 2004005
Герб Объект культурного наследия РФ

Балти́йский вокза́л — один из вокзалов Санкт-Петербурга. Расположен на территории Адмиралтейского района на площади Балтийского вокзала по адресу: набережная Обводного канала, 120.

История

Здание до возведения павильона метро
Чертёж вокзала конца 19 века

В 1853 году барон Штиглиц совместно с бароном Фелейзином занялся постройкой частной железной дороги из Петербурга в Петергоф. Вокзал был построен для этой железной дороги и до 1872 года назывался Петергофским. Движение поездов с вокзала открыто 21 июля 1857 года. В 1860—1870 годах частная Петергофская железная дорога была соединена новой линией с Красным Селом, а через него по Балтийской железной дороге — с Гатчиной, Нарвой, Ревелем (ныне Таллин) и Балтийским Портом (ныне Палдиски). 19 декабря 1872 года на вокзал прибыл первый поезд из Ревеля, с этого времени вокзал стал называться Балтийским.

Современное здание вокзала построено в 18551858 годах архитектором А. И. Кракау. Прототипом вокзала послужил Восточный вокзал в Париже. По бокам здания располагались двухэтажные флигели, левый предназначался для императорской семьи. Перроны имеют стеклянное перекрытие, в витраже фасада установлены действующие поныне часы «Павел Буре».

В 1931—1932 годах Балтийский вокзал реконструирован. Из-под купола здания убраны пути, боковые входы закрыты, центральный вход сделан на месте трехарочных окон. Железнодорожная ветка вокзала была электрифицирована первой в Ленинграде и в январе 1933 года на станцию Лигово выехал пробный электропоезд. С того же 1933 года Балтийский вокзал принимает и отправляет только пригородные поезда и по объёму пассажиропотока пригородного сообщения входит в число крупнейших в России.

К левому крылу пристроен наземный вестибюль станции метро «Балтийская» (1955), закрывший несколько витражей светового зала[3] и нарушивший симметрию фасада.

В начале 2000-х годов вокзал был отреставрирован и в апреле 2003 года оснащён автоматической системой контроля оплаты проезда (турникетами).

До 13 декабря 2014 года вокзал не обслуживал поезда дальнего следования, только зимой 2009—2010 годов в связи со снежными заносами части путей Витебского вокзала некоторые поезда дальнего следования прибывали на Балтийский вокзал (например, из Риги). С 14 декабря 2014 года по 14 февраля 2015 года вокзал обслуживал поезд дальнего следования Санкт-Петербург—Таллин.

Катастрофа в 2002 году

11 ноября 2002 года около 10:30 электричка, проходившая ремонт в депо, неожиданно тронулась с места, набрала ход и на скорости 41 км/ч сошла с вокзального окончания рельсов, разрушив имевшийся отбойник, и выскочила вверх двумя первыми вагонами на распределительную пассажирскую площадь перед зданием вокзала. В результате происшествия под колёсами поезда на площади погибли четыре человека и пострадали ещё девять. В момент катастрофы пассажиров в самом поезде не было. В связи с происшествием вокзал был закрыт, на это время пригородные электропоезда отправлялись со станций Броневая и Ленинский Проспект[4].

По версии следствия, по поручению старшего мастера Бугаев и Шапичев отправились проводить подготовительные работы в электричке перед её обкаткой. Во время работы Бугаев заметил сломанный манометр и отсутствующий пульт радиостанции. Никого не предупредив, не поставив электричку на тормоз, Бугаев отправился в депо доложить об обнаруженных неисправностях. Шапичев же продолжал работу. По версии следствия, он соединил два провода не предусмотренной схемой перемычкой, замкнув цепь, в результате чего электропоезд с 10 вагонами двинулся к платформе, набирая скорость. Около 10 часов поезд со скоростью 41 километр в час выехал на распределительную площадку между платформами и зданием вокзала[5]

Виновными судом были признаны слесарь по ремонту подвижного состава локомотивного депо ТЧ-15 станции «Санкт-Петербург — Балтийская» Н. Шапичев и машинист Н. Бугаев, получившие 2 и 3 года колонии-поселения соответственно.[6]

Современность

Световой зал вокзала
Электропоезд повышенной комфортности на Балтийском вокзале. 3 июня 2006 года.
Дизель-электропоезд ДТ1 на Балтийском вокзале

С 1 июля 2007 года пассажирские перевозки по направлениям с Балтийского вокзала осуществляет ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания»[7]. Каждый час услугами Балтийского вокзала пользуются около 2,8 тыс. человек. По объёму пригородных пассажирских перевозок занимает второе место среди вокзалов Санкт-Петербурга и одно из первых в России. По состоянию на 2018 год вокзал обслуживает следующие направления:

Круглогодичное обращение поездов
№ поезда Маршрут движения № поезда Маршрут движения Обслуживание
809 «Ласточка» Санкт-Петербург — Псков 810 «Ласточка» Псков — Санкт-Петербург ДОСС
811 «Ласточка» Санкт-Петербург — Псков 812 «Ласточка» Псков — Санкт-Петербург ДОСС
813 «Ласточка» Санкт-Петербург — Псков 814 «Ласточка» Псков — Санкт-Петербург ДОСС

Источники архивные

  • РГИА, ф. 273, оп. 6, д. 1700. «По вопросу об объединении петербургских станций Балтийской и Варшавской железных дорог». 1908 г.
  • РГИА, ф. 1158, оп. 1, д. 65. «Об отпуске средств на переустройство петербургских станций Северо-Западных ж. д. и на введение на дорогах электрической тяги». 1916 г.

Примечания

  1. Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М.: Транспорт, 1981.
  2. История электрификации железных дорог СССР. Паровоз ИС. Архивировано 31 января 2013 года.
  3. Петербургский метрополитен. Линия 1. Санкт-Петербургская интернет-газета. Дата обращения: 26 ноября 2017. Архивировано 11 февраля 2021 года.
  4. ЭЛЕКТРИЧКА ВЫЕХАЛА НА ПЕРРОН. Фонтанка.ру (11 ноября 2002). Дата обращения: 26 ноября 2017. Архивировано 1 декабря 2017 года.
  5. В горсуде — дело о врезавшейся в перрон с людьми электричке Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Фонтанка.ру. — 13 октября 2005
  6. Вынесен приговор виновным в аварии электрички на Балтийском вокзале Санкт-Петербурга - ИА REGNUM. ИА REGNUM (19 декабря 2005). Дата обращения: 26 ноября 2017. Архивировано 18 ноября 2013 года.
  7. До 25 августа 2008 года называлась «Санкт-Петербург-Витебская пригородная пассажирская компания»

Ссылки

Санкт-Петербург — Калище — Веймарн
Перейти к шаблону «Санкт-Петербург — Калище» 
0.0
Балтийский вокзал Балтийская (станция метро)
Электродепо
Варшавский вокзал
Новый Порт
Корпусное Шоссе
3.4
Броневая
Нарвская
5.9
Ленинский проспект
Автово
Угольная Гавань
8.0
Дачное
11.3
Ульянка
13.4
Лигово
15.4
Сосновая Поляна
18.7
Сергиево
22.3
Стрельна
24.5
Михайловская Дача
28
28.4
Новый Петергоф
31
32.6
Старый Петергоф
34.5
Университетская
36
36,4
36.9
Мартышкино
37.8
38.9
39.4
Ораниенбаум I
40.7
Ораниенбаум II
43.4
Кронштадтская Колония
46.2
Бронка
49.3
Дубочки
51.6
Большая Ижора
58.8
Чайка
60.6
Лебяжье
64.2
Красная Горка
67.1
Краснофлотск
71
Пост 71 км
75
Краснофлотск II
67.1
68 километр
73.9
Карьер 75 км
79.4
80 километр
81.4
Калище
90.2
Воронка
99.6
Копорье
109.1
Куммолово
116.3
Неппово
120
Котлы
 
3
Котлы II
10
Кямиши
12
Лужский
Лужская-Сортировочная
21
Косколово
Косколово
Лужская-Южная
Лужская-Северная
Лужская-Нефтяная
Лужская-Генеральная
Лужская-Восточная
Лужская-Газовая
29
Усть-Луга
37
Застава
39
Преображенка
44
44 км
47
Хамолово
48
48 км
52
Пятилетка
56
Х
58
Курголово
129.1
Кихтолка
135.8
135 км
140.9
Кёрстово
 На Ивангород 
148
Веймарн
Перейти к шаблону «Санкт-Петербург — Скангали» 
Санкт-Петербург — Скангали
Варшавское направление
00,0
Балтийский вокзал
Электродепо
2,6
Броневая
на Нарвскую
5,1
Ленинский проспект
7,6
Предпортовая
10,3
Аэропорт
11,2
Шоссейная
Шушарская дор.
17,0
Пулковская
Императорский павильон
19,0
19 км
р. Кузьминка
21,5
Александровская
26,5
Кандакопшино
Старинная ул.
29,0
Лесное
33,1
Верево
36,5
Старое Мозино
39,1
Новое Мозино
ул. Волкова
43,4
Татьянино
ул. Солодухина
44,6
Гатчина-Варшавская
Пограничная ул.
46,5
парк «Б»
49
49 км
53,5
Суйда
Колхозная ул.
58,5
Прибытково
Центральная ул.
61,2
Карташевская
Красная ул.
61,2
Карташевская
Новая ул.
Крамское ш.
67,0
Сиверская
Крамское ш.
73,7
Лампово
76,4
Строганово
Центральная ул.
р. Дивенка
84,2
Дивенская
95,7
Низовская
Советская ул.
100,9
Росинка
105,1
Мшинская
Ленинградское шоссе
111,1
Антонины Петровой
122,7
Толмачёво
ул. Толмачёва
124,1
Партизанская
130,8
рзд. Ген. Омельченко
136,7
Луга I
ул. Победы
143,6
144 км
147,0
147 км
151,1
Калгановка
р. Захонка
Транспортная ул. 41К-146
159,1
Серебрянка
р. Клобутицкая
167,0
167 км
170,5
Лямцево/Перегрузочная
177,0
177 км
Советская ул.
182,3
Плюсса
р. Лонка
195,8
197 км
205,1
Струги Красные
Промышленная ул.
210,5
Владимирский Лагерь
217,0
Лапино
Вокзальная ул. 60К-366
227,2
Новоселье
235,3
236 км
р. Псковица
239,7
Молоди
245,4
246 км
253,0
Торошино
Вокзальная ул. 58К-437
258,5
259 км
261,3
262 км
263,2
Черняковицы
ул. Николая Васильева
270,6
Любятово
На Дно
На Гдов
274,0
Псков-Товарный
653,9
273,5
Псков-Пассажирский
274,3
Псков-Товарный
Железнодорожная ул.
276,0
Псков-Туристский
ул. Советской Армии
280,2
Черёха
р. Многа
286,2
287 км (Соловьи)
291,4
Стремутка
р. Зарезница
294,0
294 км
299,0
Черская
303,0
303 км
308,0
308 км
р. Березница
310,0
Дуловская
318,8
рзд. Щепец
р. Щепец
р. Вязовенка
Остров III
325,6
Остров
ул. Освобождения
327,0
00,0
Пост 327 км
1
Рзд. №1
ул. Ветеранов Войны
5
Рзд. №2 (Остров II)
ул. Калинина
5
Мотовозная
М20 Р23
7
КПП
8
Рзд. №3
9
9 км
р. Каменка
332 км
р. Берёзка
337,9
Брянчаниново
345,0
345 км (Гольцево)
349,0
Гольцево
353,4
Ритупе
359,5
Пираги
367,8
Пыталово
ул. Юнкерова
+8,0
рзд. Пурвмала
На Гулбене
375,0
рзд. Белкино
382,5
ст. Пундури
о.п. 391 км
392,8
Скангали
396,0