Балдаев, Данциг Сергеевич

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Данциг Сергеевич Балдаев
Балдаев, Данциг Сергеевич.jpg
Дата рождения 1925(1925)
Дата смерти 23 января 2005(2005-01-23)
Место смерти Санкт-Петербург, Россия
Принадлежность  СССР
Род войск МВД СССР
Годы службы 1948—1981 (МВД)
Звание Полковник милиции полковник милиции
Награды и премии
В отставке фольклорист, художник

Да́нциг Сергéевич Балдáев (192523 января 2005, Санкт-Петербург, Россия) — советский и российский сотрудник правоохранительных органов, полковник милиции, ветеран МВД, тюремный надзиратель следственного изолятора Кресты, коллекционер тюремных татуировок, собиратель тюремного фольклора, художник. По национальности — бурят.

Биография

Родился в 1925 году в семье богатого фольклориста и этнографа Сергея Петровича Балдаева и крестьянки Степаниды Егоровны Бажичеевой-Балдаевой, происходивших из крещёных бурят-монголов. Отец окончил Научно-исследовательский институт народов советского Востока при ЦИК СССР, а также учился в аспирантуре у академика Н. Я. Марра, был «первым директором бурят-монгольской семилетки». По словам Балдаева «из института отец был вытребован через ЦК ВКП(б) его близким товарищем, первым секретарём обкома ВКП(б) Бурят-Монгольской АССР, М. Н. Ербановым для организации в республике институтов, техникумов, школ»[1].

В советское время родственники Балдаева подверглись репрессиям. Дед по отцу умер в возрасте 96 лет в Бохановской тюрьме. Мать умерла в 1935 году. В 1938 году отца, по словам Балдаева, арестовали «по доносу одного голодранца, ухаживавшего за моей матерью до её замужества». После этого вместе с сестрой Балдаев попал в детский дом для детей врагов народа в селе Икей Тулунского района Иркутской области на два года. Он вспоминал, что в селе «находилось 156 детей „врагов народов“», куда попали «дети командного состава ОДВКА (Отдельной Дальневосточной Красной Армии) и Уральского военного округа, а также дети иркутской интеллигенции». При этом «многие имели дворянское происхождение и совершенно свободно говорили на нескольких европейских языках»[1].

В 1940 году отца Балдаева освободили «за недоказанностью», разрешив жить и работать в Улан-Удэ. Балдаев отмечает, что «в 1948 году его вызвал первый секретарь ВКП(б) Бурят-Монгольской АССР, некто Кудрявцев (зять Г. М. Маленкова), который хотел воспользоваться авторитетом отца, чтобы расправиться с неугодными ему людьми», потребовавший «чтобы отец написал разгромную статью на более чем 25 человек как на панмонголистов и одновременно низкопоклонников перед Западом». При этом в данном «списке было всего 5-6 бурят-монголов, остальные — русские, украинцы, евреи, татары». Балдаев подчёркивает, что поскольку «отец отказался писать статью, и ему тут же напомнили, что он „враг народа“» и «в ту же ночь он уехал в Ленинград к своей старшей дочери (моей сестре), жене капитана 2-го ранга», где «прожил без прописки два года, работая пильщиком дров в Гортопе, рабочим в столовой, сколачивая ящики на тарном складе, копая огороды у богатых дачников, разгружая вагоны». При этом «всё свободное время отец проводил в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина, занимаясь научной работой (билет в научный зал ему достал старый друг профессор М. К. Азадовский[1].

В 1943 году Балдаев был призван на службу в РККА на границе с Маньчжурией. После окончания войны и демобилизации переехал в 1948 году с отцом в Ленинград и работал в системе МВД — сначала как пожарный, а начиная с 1951 года в качестве охранника в тюрьме Кресты. После окончания с отличием Кавказской школы милиции в 1957 году — работал в уголовном розыске Ленинградской милиции. В 1981 году вышел на пенсию. За время службы в МВД, по собственным словам, задержал более трёхсот воров, грабителей, убийц, насильников[1].

Изучение тюремного быта и фольклора

Вплоть до своей смерти занимался сбором и систематизацией тюремного фольклора, татуировок, составлением словаря уголовного языка (фени)[1]. Балдаев отмечает, что когда он как-то раз «показал отцу копии татуировок зеков из „Крестов“, где я работал надзирателем», то услышал от него следующий ответ: «Сын мой, собирай татуировки, фольклор зеков, их асоциальные рисунки, ведь всё это вместе с ними уйдёт в могилу». И после этого отец обучил Балдаева «методике собирания тюремного фольклора, а также приёмам шифрования, необходимым в этом опасном деле»[1]. С целью сбора полевых материалов «четырежды (благо билет бесплатный) ездил из Ленинграда до Владивостока, посетил десятки ИТЛ-ИТК, был в Средней Азии, на Кавказе, на Украине, на Севере, в Прибалтике (на Колыме не был)». Неоднократно пытался издать свои работы. Так в Венгрии вышел альбом «Татуированный Сталин», который Балдаев подготовил вместе со своим другом художником С. Т. Васильевым. Издательством «Края Москвы» был издан тюремно-лагерный блатной словарь с татуировками. Кроме того, «труд для служебного пользования — жаргон и татуировки — в УУР ГУВД ЛО». При этом Балдаев указывает: «На меня доносили в КГБ, но там я получил неожиданную поддержку: по достоинству была оценена возможность легко определять по татуировкам год, место рождения, статью, название лагеря осужденного или разыскиваемого преступника, его конкретную личностную характеристику»[1].

Автор книг «Татуировки заключённых», «Russian criminal tattoo», «Drawings from the Gulag», «Словарь блатного воровского жаргона», «Феня от А до Я» в двух томах, «Татуировки», «Проститутки для КГБ» и других[1].

Автор многочисленных рисунков посвящённых системе ГУЛаг, созданных в конце 1980-х годов на основе собранного фольклора, презентация которых впервые прошла в 1995 году в Санкт-Петербурге во время выставки «Искусство Гулага (По обе стороны тюремной двери)» (30.10–29.12.1995) в Музее политической истории России, организаторами которой выступили НИЦ «Мемориал» и Музей политической истории России[2].

По мнению И. Самбо, высказанному в журнале «Посев», труды Д. С. Балдаева являются важным источником по истории повседневности и быта исправительно-трудовых лагерей в СССР, а также случаях лагерного произвола и беззаконий, происходивших в годы репрессий, от автора, непосредственно служившего в системе органов МВД и передающего факты из тюремной и лагерной жизни беспристрастным взглядом[3].

Книги

  • Балдаев Д. С. Словарь блатного воровского жаргона: В 2 т. Т. 1: От А до П. — М.: Кампана, 1997. — 367 с. ISBN 5-7941-0002-8
  • GULag-Zeichnungen. Herausgegeben von Hans-Peter Böffgen, Thees Klahn und Andrzej Klant. Zweitausendeins, Frankfurt/M. 1993, ISBN 3-86150-001-9
  • Балдаев Д. С. Татуировки заключенных: Скопированные и собранные ветераном МВД СССР Балдаевым Д. С. с 1948 по 2000 г. : Из личного собрания автора: [Альбом]. — СПб.: Лимбус Пресс, 2001. — 166, [2] с. ISBN 5-8370-0128-X
  • Baldaev D. Russian Criminal Tattoo Encyclopedia. Vol. I ISBN 3-88243-920-3
  • Baldaev D. Russian Criminal Tattoo Encyclopedia. Vol. II. ISBN 978-0-9550061-2-8
  • Baldaev D. Russian Criminal Tattoo Encyclopedia. Vol. III. ISBN 978-0-9550061-9-7
  • Балдаев Д. С. Султана вызывают в Смольный. Записки Кинолога

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Данциг Балдаев на сайте Шансонпрофи. Дата обращения: 10 февраля 2011. Архивировано 13 ноября 2012 года.
  2. Искусство Гулага (По обе стороны тюремной двери) Архивировано 13 июня 2013 года.
  3. Сабо И. Исторические документы прошедшей эпохи. // Посев. — 1989. — № 10. — С. 57—59.

Ссылки