Байсеитова, Куляш Жасымовна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Куляш Байсеитова
Куляш Байсеитова.jpg
Основная информация
Профессии камерная певица, оперная певица, актриса
Певческий голос лирико-колоратурное сопрано
Инструменты фортепиано
Коллективы Государственный академический театр оперы и балета имени Абая
Награды

Куляш Жасыновна Байсеи́това (имя при рождении — Гульбахрам; каз. Күләш Жасынқызы Байсейітова; 19121957) — советская, казахская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), драматическая актриса. Лауреат двух Сталинских премий II степени (1948, 1949)[1]. Кавалер ордена Ленина (1945). Одна из первых обладательниц звания «Народный артист СССР» (1936) и одна из самых молодых (после Халимы Насыровой) за все годы его присвоения.

Биография

Куляш Байсеитова (девичья фамилия Беисова) родилась 19 апреля (2 мая1912 года (по другим источникам — 12 января[2]) в степях Сары-Арки, в ауле Жанаорталык Каркаралинского уезда Семипалатинской области (ныне — в Актогайском районе Карагандинской области Казахстана). В Алматы её привезли в возрасте двенадцати лет и какое-то время она жила в интернате[3]. Происходит из подрода дадан рода тобыкты племени аргын[4][5].

Её природный музыкальный талант проявился рано. Она заучивала и исполняла песни, жыры и кысса, услышанные от отца Жасына.

В 19251928 годах училась в Алматинском педагогическом техникуме Института просвещения, участвовала в музыкальной самодеятельности.

В 1930 году поступила в студию созданного в 1926 году в Кызыл-Орде и в 1929 году переведённого в Алматы Казахского театра драмы (ныне Казахский государственный академический театр драмы имени М. О. Ауэзова). Обучаясь актёрскому мастерству и музыкальной грамоте, играла в театре небольшие эпизодические роли, а вскоре и главные.

В 1933 году вошла в состав труппы Музыкального театра (ныне Казахский театр оперы и балета имени Абая), где выступала до конца жизни. Занималась пением в учебной студии театра у К. А. Дианти и В. А. Смысловской.

Музыкальный и сценический талант певицы ярко проявился в создании образа Айман в музыкальной комедии «Айман — Шолпан» на либретто М. О. Ауэзова, музыка И. В. Коцика. Образ Шуги (музыкальная драма «Шуга» Б. Майлина и И. Коцика) свидетельствовал о возросшем мастерстве певицы, партия Жибек («Кыз-Жибек» Е. Г. Брусиловского) позволила певице подняться к высотам классического оперного искусства.

Другая знаменитая оперная певица В. В. Барсова так отзывалась о Куляш Байсеитовой:

…изумительный облик этой певицы произвёл на меня потрясающее впечатление… Я не могла бы назвать певицу, с которой можно было бы её сравнить, — до такой степени индивидуален и своеобразен высокий, лёгкий и прозрачный голос казахской певицы… Куляш Байсеитова — подлинная гордость не только казахского, но и всего нашего советского искусства[6].

«…Когда мы слушали партию Чио-Чио-сан в исполнении Куляш, нам нисколько не мешало незнание казахского языка. Казалось, что мы понимаем не только общую, выраженную артисткой мысль, но и каждое произнесенное ею слово. Настолько ярко было выражено состояние Чио-Чио-сан в мимике и интонациях артистки…» Из рукописи режиссёра А. Троицкого «Наследие Куляш Байсеитовой».

Выступала и как концертная певица. Исполняла народные песни на многих языках (казахские «Елигай», «Шили озен», русская «Колокольчик», польская «Шла девица», чешская «Пастушок», армянская «Ласточка» и др.), произведения русских, советских и западно-европейских композиторов.

В годы войны выезжала на фронт в составе концертной бригады.

В 1944 году снялась в музыкальном фильме «Концерт пяти республик».

С 1949 года — член Советского комитета защиты мира. Была организатором и бессменным руководителем Казахского театрального общества. Участвовала в работе II Всемирного Конгресса сторонников мира.

Член ВКП(б) с 1943 года. Депутат Верховного Совета Казахской ССР 1—3-го созывов.

В июне 1957 года отправилась на концерт в Москву. После концерта, жалуясь на боли в голове, певица вернулась в гостиницу. Утром 6 июня горничная нашла её бездыханное тело в ванной. Врачи позже констатировали кровоизлияние в мозг.

Похоронена в Алматы на Центральном кладбище[7].

Семья

Звания и награды

Творчество

Роли в театре

Памятник Куляш Байсеитовой в Алма-Ате в сквере у музыкальной школы её имени, 2011

Казахский театр драмы (1930—1933)

Государственный академический театр оперы и балета им. Абая (1933—1957)

Память

Почтовая марка Казахстана, посвящённая Куляш Байсеитовой. 2012 г.

Литература

  • Список 38 статей о творчестве певицы (1936—1982) — Байсеитова Куляш Жасымовна // Вокально-энциклопедический словарь: Биобиблиография : в 5 т. / М. С. Агин. — М., 1991—1994..

Комментарии

Примечания

  1. Музыкальная энциклопедия. / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Том 1. А — Гонг. 1072 стб. с илл. — М.: Советская энциклопедия, 1973.
  2. Любовь и смерть Куляш Байсеитовой (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 августа 2010. Архивировано 2 июня 2016 года.
  3. http://www.np.kz/old/2007/09/rludi1.html Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine Соловей
  4. Ғасыр Бұлбұлы – Күләш. Дата обращения: 23 марта 2020. Архивировано 23 марта 2020 года.
  5. Күләш – «Чудо». Дата обращения: 23 марта 2020. Архивировано 23 марта 2020 года.
  6. Барсова В. Куляш Байсеитова. — «Сов. искусство», 11 сентября 1936.
  7. Как умирала Куляш Байсеитова (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 декабря 2012. Архивировано 10 декабря 2011 года.
  8. Любовь и смерть Куляш Байсеитовой | Номад | 28.03.2003 (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 августа 2010. Архивировано 2 июня 2016 года.
  9. Зал Славы Казахстана (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 августа 2010. Архивировано 23 сентября 2017 года.
  10. Логотип YouTube В Алматы открыли памятник Куляш Байсеитовой

Ссылки