Багдадский погром 1941 года

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Багдадский погром 1941 года
Часть Вторая мировая война
Братская могила жертв Фархуда. Фото 1946 г.Братская могила жертв Фархуда. Фото 1946 г.
Место нападения Королевство Ирак, город Багдад
Цель нападения иракские евреи
Дата 1–2 июня 1941 года; 80 лет назад
Способ нападения захват пленников, убийство мирных жителей и солдат
Погибшие 175[1]–780-1000+[2] евреев убито
Организаторы Рашид Али аль-Гайлани, Юнис аль-Сабави, молодёжь из Футувва.

Багдадский погром 1941 года, известный также как Фархуд (араб. الفرهود‎, «экспроприация») — погром, произошедший в Багдаде 1-2 июня 1941 г. в обстановке вакуума власти, когда британские войска сражались против сторонников пронацистского правительства аль-Гайлани, но не успели дойти до Багдада. Когда британские и трансиорданские войска вошли в столицу, к тому времени, по официальным данным, около 175 евреев было убито и около 1000 ранено. Имущество евреев было разграблено, и 900 еврейских домов было разрушено[1].

Результатом стала массовая миграция евреев из Ирака. К 1951 г. из страны уехало, в основном в Израиль, 110 тыс. евреев — 80 % всего еврейского населения Ирака[3]. Историки называли Фархуд «забытым погромом Холокоста» и «началом конца еврейской общины Ирака», просуществовавшей более 2500 лет[4].

Предыстория евреев

Начиная с Вавилонского пленения, евреи жили в Ираке уже 2,5 тысячи лет. К 1941 г. их число составило около 150 тыс. человек. Они играли важную роль в иракском сельском хозяйстве, торговле, банковском деле и даже входили в состав чиновного сословия.

Положение евреев в Ираке, как и в других мусульманских странах, не было безоблачным. В недавней истории Ирака уже было два крупных погрома — в Басре в 1776 г. и в Багдаде в 1828 г. Было и немало других случаев насилия, направленного против евреев[5], случаев санкционированного властями разрушения синагог, принудительного обращения евреев в ислам[6].

Предпосылки

После поражения Оттоманской империи в 1-й мировой войне Лига наций установила британский мандат над Ираком. После гибели короля Гази в 1939 г. в автомобильной катастрофе британцы добились назначения регентом Абд-аль-Илаха. Британцы были непопулярны в стране, и ряд иракских политиков-популистов рассматривал гитлеровскую Германию как дружественную иракскому народу и противовес британцам.

Гитлеровская пропаганда

В период между 1932 и 1941 г. немецкое посольство в Ираке при активном участии посла, видного востоковеда Фрица Гроббы, оказало значительную поддержку местным антиеврейским и профашистским движениям. НСДАП приглашала в Германию местных офицеров и интеллектуалов, в местных газетах публиковались «спонсированные» Германией антисемитские материалы. Немецкое посольство приобрело газету Al-alam Al-arabi («Арабский мир»), где в дополнение к антисемитской пропаганде начали публиковать отрывки из программной книги Гитлера «Моя борьба» в переводе на арабский. Также немецкое посольство содействовало учреждению молодёжной организации Al-Fatwa, принципы которой напоминали Гитлерюгенд.

Переворот «Золотого квадрата»

1 апреля 1941 г. группа пронацистски настроенных иракских офицеров, известная как «Золотой квадрат», во главе с генералом аль-Гайлани, свергла регента Абдул Илаха. Новое правительство Ирака заняло антибританскую позицию по вопросу о военном договоре, навязанном Ираку в качестве условия независимости. Договор давал британцам неограниченное право на размещение и транзит войск через Ирак. В ответ, в качестве угрозы, британцы направили в страну большую группу войск из Британской Индии. Иракские власти отказались впустить войска в страну; произошли столкновения британцев с иракцами у Басры и к западу от Багдада около британской базы. Немцы направили группу из 26 самолётов, которая нанесла удар по британской базе в г. Хаббания, закончившийся ничем.

Уинстон Черчилль направил телеграмму Франклину Рузвельту, предупреждая, что если Ближний Восток окажется в руках немцев, то разгром нацизма окажется долговременной, трудной и маловероятной задачей, поскольку Гитлер получит доступ к местным нефтяным месторождениям.

25 мая 1941 г. Гитлер издал «Приказ 30», где говорилось: «Арабское освободительное движение на Ближнем Востоке — наш естественный союзник против Англии. В этой связи особое значение уделяется освобождению Ирака… Поэтому я принял решение выдвинуться на Ближний Восток, поддержав Ирак».

30 мая 1941 г. организованные британцами вооружённые силы во главе с бригадиром Джеймсом Джозефом Кингстоном достигли Багдада, ввиду чего члены «Золотого квадрата» покинули город и бежали через Иран в Германию. В состав британских войск входили и части иракских добровольцев, известные как Арабский легион.

31 мая 1941 г. регент был готов лететь в Багдад, чтобы восстановить свою власть. Чтобы избегнуть антибританских волнений, он прибыл без сопровождения британцев.

Антисемитские действия накануне погрома

Сами Михаэль, выживший свидетель погрома, писал: «Антисемитская пропаганда постоянно и регулярно передавалась как по местному радио, так и Берлинским радио на арабском языке. По дороге в школу я видел написанные на стенах антиеврейские лозунги, такие, как „Гитлер убивал еврейскую заразу“. На магазинах, принадлежавших мусульманам, было написано „мусульманин“, чтобы их не тронули в случае погрома».

Шалом Дарвиш, секретарь еврейской общины Багдада, свидетельствовал, что за несколько дней до Фархуда молодежь из организации Аль-Футува отметила дома евреев отпечатком ладони красной краской.

За два дня до Фархуда Юнис аль-Сабави, министр правительства, провозгласивший себя губернатором Багдада, вызвал раввина Сассона Кадури, лидера еврейской общины, и порекомендовал тому уговорить евреев, чтобы те оставались в своих домах в течение ближайших трёх дней. Позднее следствие установило, что планом аль-Сабави было убийство евреев, даже несмотря на то, что его власть в городе продлилась всего несколько часов.

Во время свержения правительства аль-Гайлани по городу ходили слухи, будто бы евреи подавали сигналы британским самолётам.

Погром (1-2 июня 1941 г.)

По сообщениям иракского правительства и британских источников, погром начался, когда делегация иракских евреев, отправившаяся на встречу с регентом Абдул Илахом, прибыла во Дворец цветов (Qasr al Zuhur), где на неё напала толпа сразу после того, как евреи перешли мост Аль-Хурр. За этим последовали погромы в районах Аль-Русафа и Абу-Сифьян. Ситуация ухудшилась на следующий день, когда иракская полиция присоединилась к действиям погромщиков. Были сожжены еврейские магазины, а синагога разрушена.

Профессор Цви Бен-Йехуда утверждает, что события возникли не произвольно, а начались с подстрекательства в мечети Джами-аль-Гайлани. Он ссылается на свидетельства очевидцев[7].

Только днём 2 июня британские войска ввели комендантский час. По замеченным погромщикам британцы открывали огонь без предупреждения. Благодаря таким мерам погром удалось остановить.

Британский журналист Тони Рокка, проведший расследование событий, обвиняет британского посла в Ираке Кинахана Корнуоллиса, который не выполнил приказ из Лондона, предписывавший заблаговременно вмешаться и остановить погромщиков, и не позволял вмешиваться британским офицерам[8]. Согласно другим свидетельствам, британцы не вмешивались намеренно, желая воспользоваться враждой между мусульманами и евреями, поскольку именно в этот период британские власти на Ближнем Востоке конфликтовали с сионистским движением[9].

Последствия

Разные источники противоречат друг другу по поводу числа жертв погрома: по минимальным оценкам, погибло около 180 евреев и около 240 было ранено, 586 принадлежащих евреям магазинов и предприятий было разграблено, 99 еврейских домов было разрушено[10]. Восемь нападавших, включая офицеров армии и полиции, были впоследствии приговорены иракскими властями к смертной казни. Другие источники указывают около 200 жертв, более 2000 раненых, около 900 уничтоженных домов и магазинов[11]. Израильский Музей вавилонского наследия заявляет, что помимо 180 «опознанных» жертв в массовых захоронениях покоится около 600 неопознанных жертв[12].

Массовое бегство евреев из Ирака, несмотря на существовавший одно время запрет на выезд, сократила численность общины в 5 раз уже в начале 1950-х гг, а к 2003 г. в стране осталось не более 100 евреев. В 2008 г. в Ираке проживало всего 7 евреев[13].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Martin Gilbert. The atlas of Jewish history, William Morrow and Company, 1993. pg. 114. ISBN 0-688-12264-7.
  2. BBC News - Farhud memories: Baghdad's 1941 slaughter of the Jews. BBC News. Дата обращения: 19 января 2015. Архивировано 30 октября 2020 года.
  3. United States. Dept. of State. External Research Division. Middle East, Volume 14 Архивная копия от 3 января 2020 на Wayback Machine, Europa Publications, 1960. pg. 139.
  4. Abraham H. Miller. Remembering the Farhud Архивная копия от 11 августа 2011 на Wayback Machine  (недоступная ссылка с 15-06-2013 [3961 день] — историякопия), Frontpagemag.com., June 01, 2006.
  5. The terror behind Iraq’s Jewish exodus Архивная копия от 6 февраля 2011 на Wayback Machine by Julia Magnet (The Telegraph, April 16, 2003)
  6. Bat Ye’or, The Dhimmi, 1985, p.61
  7. Nehardea Magazine Архивировано 10 августа 2014 года.
  8. Memories of Eden — Haaretz — Israel News
  9. Shenhav, 2002, p. 30.
  10. Levin, 2001, p. 6.
  11. The Middle East’s Forgotten Refugees Архивная копия от 23 августа 2010 на Wayback Machine by Semha Alwaya
  12. BBC News — Farhud memories: Baghdad’s 1941 slaughter of the Jews. Дата обращения: 18 июня 2011. Архивировано 3 декабря 2019 года.
  13. Baghdad Jews Have Become a Fearful Few — NYTimes.com. Дата обращения: 29 сентября 2017. Архивировано 2 сентября 2017 года.

Литература

  • Cohen, Hayyim (1966). The Anti Jewish Farhud in Baghdad 1941. (Middle Eastern Studies, 3, 2-17)
  • Levin, Itamar (2001). Locked Doors: The Seizure of Jewish Property in Arab Countries. (Praeger/Greenwood) ISBN 0-275-97134-1
  • Shamash,Violette (2008,2010) «Memories of Eden: A Journey Through Jewish Baghdad.»(Forum Books, London; Northwestern University Press, Evaston, IL, USA) ISBN 978-0-9557095-0-0
  • Shenhav, Yehouda (2002). Ethnicity and National Memory: The World Organization of Jews from Arab Countries (WOJAC) in the Context of the Palestinian National Struggle. (British Journal of Middle Eastern Studies. 29 (1), 27-56)
  • Kedouri Elie (1974) The Sack of Basra and the Farhud in Baghdad, (Arabic Political Memoirs. London), pp. 283—314.
  • Meir-Glitzenstein Esther (2004). Zionism in an Arab Country: Jews in Iraq in the 1940s. (London and New York: Routledge)
  • Zvi Yehuda and Shmuel Moreh (Ed.): Al-Farhud: the 1941 Pogrom in Iraq. (Magnes Press and The Vidal Sassoon International Center for the Study of Antisemitism), 1992 Hebrew, 2010 English: plus the Babylonian Jewish Heritage Center as editor: ISBN 978-965-493-490-9, e-book: ISBN 978-965-493-491-6

Ссылки