Бава, Марио

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Марио Бава
Mario Bava
Mario Bava 75.jpg
Профессия кинорежиссёр, кинооператор, сценарист, кинопродюсер, актёр
Карьера 19331979
Направление фильм ужасов

Ма́рио Ба́ва (англ. Mario Bava; 19141980) — итальянский кинорежиссёр, сценарист, оператор, мастер спецэффектов, а также продюсер и актёр. Признанный мастер фильма ужасов, один из основателей жанра джалло. Отец режиссёра Ламберто Бавы.

Биография

Отец Марио — Эудженио Бава, скульптор по образованию, работал в немом кино сначала создателем спецэффектов, затем оператором. Некоторое время Марио работал ассистентом у отца и других итальянских кинематографистов.

Впервые в качестве оператора Бава выступил в 1939 г., сняв два короткометражных фильма совместно с Роберто Росселлини; всего до начала режиссёрской деятельности снял около 45 фильмов.

В 1957 г. Бава работал оператором на фильме «Вампиры». На 12-й день съёмок режиссёр Риккардо Фреда покинул площадку, и Бава закончил фильм за несколько дней, внеся множество изменений в сценарий и придумав оригинальные спецэффекты. Со следующим фильмом Фреда «Калтики, бессмертный монстр» (1959) произошла та же история. После того как Бава спас таким образом несколько проектов студии Galatea Film (при этом он не упоминался в титрах в качестве режиссёра), глава студии Нелло Санти предложил ему режиссёрский дебют на любом материале. Первым фильмом Бавы стал готический хоррор «Маска Сатаны». Фильмы «Девушка, которая слишком много знала» и «Шесть женщин для убийцы» заложили основу жанра, ныне известного как джалло, а «Кровавый залив» — один из первых слэшеров.

В 1972 году Бава снял картину «Лиза и дьявол», не имевшую успеха в Италии, а в США вышедшую лишь в ограниченный прокат. Поскольку в том же году вышел снискавший необычайный успех фильм «Изгоняющий дьявола», продюсер Альфредо Леоне уговорил Баву переделать ленту, чтобы придать ей сходный с успешным конкурентом вид. В процессе переделок Бава разругался с Леоне и покинул съёмочную площадку. Переделанный вариант под названием «Дом изгнания дьявола» (1975) провалился в прокате.

Снятые в 1974 году «Дикие псы» не вышли на экран из-за банкротства продюсера, в результате которого всё имущество последнего, включая фильм, было разделено между кредиторами; картина была выпущена только 20 лет спустя, после того как её завершили сын режиссёра Ламберто и актриса Леа Ландер. Снова оказавшийся не у дел Бава старался, несмотря на финансовые проблемы, держаться бодро и отклонил предложение Де Лаурентиса занять режиссёрское кресло ремейка «Кинг-Конга».

В 1977 году вышел фильм «Шок», отдельные сцены в котором снял Ламберто. Также совместно с сыном Бава поставил телефильм «Венера Илльская» по мотивам рассказа Мериме. В фильме Дарио Ардженто «Инферно» работал над некоторыми спецэффектами.

Умер от сердечного приступа в апреле 1980 года. Похоронен в Риме на кладбище Фламинио.

Эстетика и стиль

Марио Бава известен прежде всего своим экспрессивным использованием цвета. В его фильмах «Шесть женщин для убийства» и «Планета вампиров» используются интенсивные цвета, которые как бы завлекают и практически гипнотизируют зрителя.

Также декорации являются важной частью его работы. Особенно в его готических хоррорах, таких как «Операция страх», «Три лика страха», «Маска дьявола».

Его самым известным приёмом был зум, трюк широко используемый в 1960-1970-х гг. Бава был одним из первых итальянских режиссёров, который стал его использовать в своих фильмах. Многие критики отмечали, что он даже делал это слишком часто, например, в «Пяти куклах для августовской луны» и «Планете вампиров».

Благодаря своей изобретательности и использованию данных трюков, он сумел замаскировать сцены, которые на самом деле были сняты на очень малые средства.

Признание

Некоторые визуальные решения и режиссёрские ходы Бавы впечатлили профессиональных кинематографистов, аллюзии на его фильмы заметны в картинах прежде всего итальянских и итало-американских режиссёров — Феллини, Кубрика, Скорсезе, Маргерити, Ардженто, Линча, Де Пальмы, Карпентера, Бёртона, Джо Данте, Джона Лэндиса, Квентино Тарантино, а также Тарковского.[1][2]

  • Тим Бёртон в своей «Тайне сонной лощины» явно цитирует «Маску Сатаны» Марио Бавы. Он также был очень удивлён, когда во время презентации своего фильма в Риме некоторые итальянские журналисты признались, что не знают Марио Баву. Квентин Тарантино заявлял, что за каждым его кадром стоит мастерство Бавы. Заявления этих режиссёров содержатся в документальном фильме, транслируемом Sky в 2004 году. «Марио Бава - операция страх» - это ещё один документальный фильм о творчестве Бавы. Его режиссёрами были Габриэле Ачербо и Роберто Пизони.  В нём содержатся интервью и высказывания Дарио Ардженто, Дарии Николоди, Дино де Лаурентис, Эннио Морриконе, Роджера Кормана, Марио Моничелли, Джона Филиппа Лоу и Альфреда Леоне.
  •      Федерико Феллини также вдохновлялся работами Марио Бавы. В его «Тоби Даммит» одной из частей коллективно созданного фильма «Три шага в бреду» снята маленькая девочка, которая очень похожа на ту, которая снималась в «Операции страх». На самом деле это больше похоже на плагиат, так как сам Феллини никогда не упоминал об этом, а Бава заметил это, посмотрев фильм в кинотеатре.
  •       Завершая свой телесериал "Твин Пикс", Дэвид Линч, вдохновлённый творчеством Бавы, при создании последнего эпизода ссылается на его работу "Операция страх", где похожим образом главный герой преследует своего злодея-двойника.
  •      Другие режиссёры также цитируют Баву. Например, в фильме «Прощай любимая» (2006), снятом Микеле Соави, повторяется сцена из фильма Бавы «Шок». Дария Николоди лежит на кровати, и камера показывает странное движение её волос, которое как бы нарушает все законы гравитации.
  •       Также Марио Бава был процитирован Стивеном Кингом в его романе «Ловец снов».

Несмотря на уважение и высокую оценку интеллектуалов и режиссёров во всём мире, сам Бава был скромен и самокритично относился к своей работе как кинорежиссёра, предпочитая называть себя «не мастером, но ремесленником». В последнем интервью, данном незадолго до смерти газете L'Espresso, Бава на вопрос корреспондента, что он может сказать о своих фильмах, с убийственной самоиронией ответил: «Все мои фильмы — полное дерьмо, можете не сомневаться».

Рауль Уолш, с которым Марио Бава успел поработать в качестве оператора на фильме «Эсфирь и царь» (1960), так отзывался о нём: «Если бы все режиссеры походили на Баву, в кино никогда не было бы кризисов. Гении вроде него, знающие всё о кинематографической технике, способны переизобретать язык кино снова и снова»[2].

Критика

Итальянские критики всегда относили работы Бавы к работам второго сорта, считали его режиссёром B-movie. Единственным, что всегда оценивали по достоинству, были спецэффекты в его фильмах. И только лишь после его смерти начался процесс переоценки его творчества. Однако, в США и Франции он был признан маэстро ужасов ещё при жизни.

Документальные фильмы о его работе

  • «Марио Бава – маэстро ужаса», созданный Чарльзом Прече и Гарри Сан-Грантом (2000)
  • «Марио Бава – операция страх», созданный Габриэле Ачербо и Роберто Пизони (2004)
  • «Бава говорит», созданный Патриком О’Брайаном (2006)

Фильмография

Год Русское название Оригинальное название фильма Кто
1939 La Vispa Teresa Оператор
1939 Il Tacchino prepotente Оператор
1943 L’Avventura di Annabella Оператор
1943 Sant’Elena, piccola isola Оператор
1946 Рыбный суп L’Orecchio Режиссёр, оператор
1946 Любовный напиток L’Elisir d’amore Оператор
1947 Uomini e cieli Оператор
1947 Святая ночь Santa notte Режиссёр, оператор
1947 Легендарная симфония Legenda Sinfonica Режиссёр, оператор
1947 Флавиев амфитеатр Anfiteatro Flavio Режиссёр, оператор
1948 Pagliacci Оператор
1948 Natale al campo 119 Оператор
1949 Без ума от оперы Follie per l’opera Оператор
1949 Симфонические вариации Variazioni sinfoniche Режиссёр, оператор
1949 Antonio di Padova Оператор
1950 Собачья жизнь Vita da cani Оператор
1950 Quel bandito sono io Оператор
1950 L’Ospedale del delitto Оператор
1950 Canzone di primavera Оператор
1950 È arrivato il cavaliere! Оператор
1950 Miss Italia Оператор
1951 Полицейские и воры Guardie e ladri Оператор
1951 La Famiglia Passaguai fa fortuna Оператор
1951 Гойя Goya Оператор
1951 Amor non ho… però… però Оператор
1951 La Famiglia Passaguai Оператор
1952 Papà diventa mamma Оператор
1953 Perdonami! Оператор
1953 Il Viale della speranza Оператор
1953 Парк Боргезе Villa Borghese Оператор
1953 Cose da pazzi Оператор
1953 Il Bacio dell’Aurora Оператор
1953 Balocchi e profumi Оператор
1953 Gli Eroi della domenica Оператор
1954 Terza liceo Оператор
1954 Graziella Оператор
1954 Украли трамвай Hanno rubato un tram Оператор
1954 Странствия Одиссея Ulisse Сорежиссёр
1955 Buonanotte… avvocato! Оператор
1955 Le Avventure di Giacomo Casanova Оператор
1956 Красива, но опасна La Donna più bella del mondo Оператор
1956 Любовница Нерона Mio figlio Nerone Оператор
1956 Orlando e i Paladini di Francia Оператор
1956 Città di notte Оператор
1957 Вампиры I Vampiri Сорежиссёр (в титрах не указан), оператор
1958 Подвиги Геракла Le Fatiche di Ercole Оператор
1958 La Morte viene dallo spazio Оператор
1959 Подвиги Геракла: Геракл и царица Лидии Ercole e la regina di Lidia Оператор
1959 Калтики, бессмертный монстр Caltiki — il mostro immortale Сорежиссёр (в титрах не указан), оператор
1959 Гигант Марафона, или Марафонская битва La Battaglia di Maratona Режиссёр, оператор
1959 Хаджи-Мурат — Белый Дьявол Agi Murad il diavolo bianco Оператор
1960 Вампиры атомного века Seddok, l’erede di Satana Продюсер
1960 Маска Сатаны La maschera del demonio Режиссёр, сценарист, оператор
1960 Эсфирь и царь Esther and the King Сорежиссёр, оператор
1961 Волшебная лампа Аладина Le meraviglie di Aladino Сорежиссёр (снял лишь несколько сцен)
1961 Геракл в царстве теней Ercole al centro della terra Режиссёр, сценарист, оператор
1961 Захватчики Gli invasori Режиссёр, сценарист, оператор
1963 Девушка, которая слишком много знала La Ragazza che sapeva troppo Режиссёр, сценарист, оператор
1963 Плеть и тело La Frusta e il corpo Режиссёр, оператор
1963 Три лика страха I Tre volti della paura Режиссёр, сценарист, оператор
1964 Дорога к Форту Аламо La Strada per Fort Alamo Режиссёр, оператор
1964 Шесть женщин для убийцы Sei donne per l’assassino Режиссёр, сценарист, оператор
1965 Планета вампиров (Страх в космосе) Terrore nello spazio Режиссёр, сценарист, оператор
1966 Доктор Голдфут и девушки-бомбы (Шпионы, пришедшие с полухолода) Spie vengono dal semifreddo Режиссёр, актёр, оператор
1966 Кровь за кровь I Coltelli del vendicatore Режиссёр, сценарист, оператор
1966 Операция «Страх» Operazione paura Режиссёр, сценарист, оператор
1968 Дьяволик Diabolik Режиссёр, сценарист, оператор
1968 Голая… если мёртвая Nude… si muore Сценарист
1970 Пять кукол для августовской луны 5 bambole per la luna d’agosto Режиссёр, оператор
1970 Рой Кольт и винчестер Джек Roy Colt & Winchester Jack Режиссёр, оператор
1970 Топор для новобрачной (Алый знак безумия) Il Rosso segno della follia Режиссёр, оператор
1971 Кровавый залив (Цепная реакция) Reazione a catena Режиссёр, сценарист, оператор
1972 Камера пыток (Ужасы замка Норимберга) Gli Orrori del castello di Norimberga Режиссёр, оператор
1972 Четыре раза той ночью Quante volte… quella notte Режиссёр, оператор
1973 Лиза и дьявол (Дом дьявола) Lisa e il diavolo Режиссёр, сценарист
1974 Дикие псы (Похищение) Cani arrabbiati (Semafo) Режиссёр, актёр, оператор
1977 Шок Beyond the Door II Режиссёр, оператор
1979 Венера Илльская La Venere d’Ille Сорежиссёр

Примечания

  1. Бава, Марио: биография. Дата обращения: 16 октября 2007. Архивировано 27 октября 2016 года.
  2. 2,0 2,1 Комм Д.Е. Формулы страха: введение в историю и теорию фильма ужасов (недоступная ссылка). readli.net. Дата обращения: 2 августа 2017. Архивировано 3 августа 2017 года.

Ссылки