А-50

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
A-50 «Шмель»
А-50, 2011 год.А-50, 2011 год.
Тип самолёт ДРЛО
Разработчик Флаг СССРФлаг России ТАНТК имени Г. М. Бериева
Флаг СССРФлаг России НПО «Вега»
Производитель Флаг СССРФлаг России ТАНТК имени Г. М. Бериева
Флаг СССРФлаг Узбекистана ТАПО имени В. П. Чкалова
Главный конструктор Сергей Атаянц
Первый полёт 19 декабря 1978 года[1]
Начало эксплуатации 1985 год[1]
Статус эксплуатируется
Эксплуатанты  СССР (бывший)
 Россия
Годы производства 19781991
Единиц произведено ~ 31
Стоимость единицы 330 млн долл.
Базовая модель Ил-76
Варианты А-50У

А-50 (изделие «А», по кодификации НАТО: Mainstay — «Оплот») — советский и российский самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления.

Создан на базе военно-транспортного самолёта Ил-76 на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Г. М. Бериева совместно с НПО «Вега» (Московский научно-исследовательский институт приборостроения), на замену устаревшему на тот момент самолёту Ту-126. Вместе с радиотехническим комплексом «Шмель», установленным на нём, образует авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения А-50.

А-50 может применяться для обнаружения и сопровождения воздушных и надводных целей, оповещения командных пунктов автоматизированных систем управления видов Вооружённых Сил о воздушной и надводной обстановке, применяться для управления самолётами истребительной и ударной авиации при их наведении на воздушные, наземные и морские цели, а также служить воздушным командным пунктом.

Принят на вооружение в 1989 году. Серийное производство осуществлялось в Ташкенте на заводе им. В. П. Чкалова. Впервые был показан на МАКС-95. Участвовал в военных парадах 9 мая 2009, 2010, 2013, 2014, 2015, 2016 и 2020 годов в Москве.

История создания

К началу 1970-х годов самолёт ДРЛО Ту-126 уже морально устарел и требовал замены.

В 1969 году было принято правительственное решение о начале разработки нового радиотехнического комплекса, который должен был обнаруживать и сопровождать скоростные малозаметные воздушные цели, летящие у земли. Его созданием занялся Московский научно-исследовательский институт приборостроения. В качестве носителя рассматривались различные варианты авиационных КБ страны, но остановились на тяжёлом военно-транспортном самолёте Ил-76. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 1973 года создание нового самолёта РЛДН было предписано таганрогскому ОКБ-49 под руководством А. К. Константинова.

В Таганроге на летающую лабораторию Ту-126ЛЛ(А) установили[когда?] опытный радиотехнический комплекс «Шмель». Начиная с 1 августа 1977 года выполнено 9 оценочных полётов, затем самолёт передали в Раменское, где он продолжал использоваться для испытаний.

В этом же 1977 году в ОКБ Бериева начато переоборудование первого Ил-76, которое продолжалось более года. Первый полёт с заводского аэродрома переоборудованного из серийного Ил-76 нового самолёта (ещё без радиоэлектронного комплекса) выполнен 19 декабря 1978 года, экипажем во главе с В. П. Демьяновским. Эта первая машина стала летающим стендом для отработки комплекса.

В сентябре 1977 года ОКБ Бериева передали второй Ил-76, а 30 марта 1981 года в Таганрог отправился и третий самолёт, переоборудование которого завершилось в октябре 1983 года.

16 августа 1979 года начались совместные государственные испытания, а также наземная отработка аппаратуры на борту машины. Всего в Таганроге с декабря 1978 по октябрь 1983 года в А-50 было переоборудовано три Ил-76.

На первом А-50 определялись лётно-технические характеристики и опробовались системы обеспечения РТК, на втором сам РТК и пилотажно-навигационный комплекс «Пунктир», на третьем — комплекс РЭП и спецоборудование. Основная часть ГСИ проходила в ГК НИИ ВВС на аэродроме Ахтубинск в период с 1980 по 1985 год. Председателем госкомиссии был назначен Главный маршал авиации П. С. Кутахов. По воспоминаниям участников событий, каждый испытательный полёт А-50 занимал практически полный рабочий день всего испытательного ахтубинского полигона, так как требовал привлечения значительного количества оборудования, самолётов и наземных измерительных пунктов из состава трекового комплекса.

В 1987 году для отработки модернизированного комплекса «Шмель-2» была переоборудована летающая лаборатория под шифром Ту-126 ЛЛ(2А). Самолёт передали в ГК НИИ ВВС, где он находился на испытаниях до октября 1990 года, когда Постановлением Совета министров СССР работы по созданию самолётов были прекращены. Машина была отправлена на свалку в 1992 году. В качестве временной меры была создана переходная версия самолёта, который оснастили модернизированным комплексом «Шмель-М», имеющим увеличенную дальность обнаружения целей и расширенные возможности по их сопровождению. Кроме того, РЛС этих А-50 имеет пассивный режим определения и противодействия средствам РЭБ противника, а быстродействие ЦВМ выросло почти в 2 раза за счёт обновления элементной базы. В зарубежных источниках его иногда называют А-50У и А-50М, что не совсем верно. На вооружение модернизированный самолёт поступил в 1990 году.

Радиолокационная станция, работающая в сантиметровом диапазоне, способна обнаружить цель класса «истребитель», летящую на малой высоте на дальности до 200—400 км, на большой высоте — 300—600 км. Морские цели обнаруживаются на удалении до 400 км. Количество одновременно сопровождаемых целей до 150, число одновременно наводимых истребителей — 10-12.[2]

С 1985 по 1988 год выполнялась опытная эксплуатация на базе строевых частей.

Официально на вооружение комплекс был принят в 1989 году.

Все серийные самолёты А-50 были построены на Ташкентском авиазаводе (ТАПОиЧ). Для этого на заводе была создана соответствующая инфраструктура. Для наземных испытаний и доводки оборудования РТК на территории авиазавода и его лётно-испытательной станции (ЛИС) создали целый ряд наземных стендов и специально организовали филиалы НПО «Вега-М» и ПО «Октябрь». Трудоёмкость производства А-50 по сравнению с Ил-76МД была больше в 6-7 раз. Цена самолёта на начало 1990-х гг. составляла 250—270 млн долларов, что было в 10 раз дороже производства базовой транспортной модели Ил-76, и в целом выходила дороже постройки одного Ту-160 или Ан-124.

После распада СССР дооснащение и модернизация этих самолётов выполнялись на ТАНТК имени Бериева.

За создание данного комплекса Постановлением Правительства РФ от 16 января 1996 года группе ведущих специалистов авиационной и радиотехнической промышленности, а также ВВС присуждена Государственная премия РФ в области науки и техники. Среди лауреатов А. К. Константинов, Г. С. Панатов и С. А. Атаянц.

Модернизация (А-50У)

Самолёт ДРЛО А-50У прилетел на аэродром постоянного базирования в городе Иваново
А-50У в небе в районе Иванова

В 2003 году начались работы по модернизации находящихся в строю А-50, причём как непосредственно РТК, так и самолёта. В полном объёме они развернулись в 2008 году. Самолёт получил наименование А-50У. Заводские испытания машины продолжались до июля 2009 года, а совместные завершились 26 ноября того же года.

Помимо работ по радиотехническому комплексу, были усовершенствованы САУ и комплекс связи. Модернизированы рабочие места членов тактического экипажа самолёта, теперь информация отображается не на дисплеях с ЭЛТ, а на жидкокристаллических индикаторах.

В отсеке операторов РТК оборудовали места для отдыха и буфет с бытовым оборудованием.

Высоких технических характеристик РЛС удалось достигнуть за счёт введения сквозного канала цифровой обработки радиолокационной информации и модернизации приёмного и передающего устройств; нарастить возможности функционального программного обеспечения позволила замена БЦВМ на новую, которая построена на современных цифровых вычислительных машинах с большей производительностью и быстродействием. Модернизации подвергнута также система отображения на рабочих местах операторов[3]

Электроника модернизированного самолёта А-50У позволяет обнаруживать запуски тактических и оперативно-тактических ракет («Точка-У», «Гром-2» и др.), а также ракет морского базирования. Для этого на модернизированный самолёт установлена инфракрасная система обнаружения, способная на высоте 10 тыс. м засечь факел стартующей ракеты на дальности до 1 тыс. км[4].

Конструкция

Основное оборудование самолёта — радиотехнический комплекс «Шмель», построенный на базе БЦВМ «Аргон-50». В составе комплекса:

  • трёхкоординатная РЛС с пассивным каналом пеленгации;
  • аппаратура съёма и отображения полученной информации;
  • система активного запроса—ответа и передачи команд или информации целеуказания перехватчикам;
  • цифровой вычислительный комплекс для решения задач управления, наведения истребителей на воздушные цели;
  • аппаратура командной линии радиоуправления;
  • система связи, ЗАС и телекодовая аппаратура;
  • аппаратура документирования;
  • система государственного опознавания.

Вес аппаратуры — 20 тонн.

С комплексом работают 10—11 операторов (командир РТК, старший штурман наведения, два штурмана наведения, старший оператор сопровождения и два оператора сопровождения, а также бортинженеры РТК, РЛС, средств связи).
Лётный экипаж — 5 человек.

Помимо комплекса «Шмель», на самолёте установлен бортовой комплекс обороны, в составе которого средства активного и пассивного радиопротиводействия, а также системы постановки инфракрасных помех.

Планер самолёта получил следующие изменения в конструкции:

  • новый носовой обтекатель;
  • вместо остекления штурманской кабины установлен радиопрозрачный обтекатель;
  • установлена штанга дозаправки;
  • на левом борту отсутствуют дверь и люк аварийного выхода № 1;
  • перед крылом установлен обтекатель антенн спутниковой связи;
  • за крылом установлен на пилонах вращающийся грибообразный обтекатель антенны РЛС кругового обзора диаметром 10,5 м и высотой 2 м;
  • в основании киля установлен воздухозаборник систем охлаждения аппаратуры РТК;
  • увеличенные боковые обтекатели, для размещения дополнительного оборудования и более мощной ВСУ;
  • на боковых обтекателях установлены отражающие экраны, выполненные в виде аэродинамических поверхностей (крылышек);
  • зашиты створки грузового люка;
  • иллюминаторы основного и аварийных выходов, боковые и верхние окна кабины лётчиков, а также окна кабины штурмана имеют металлизацию для защиты экипажа от СВЧ-излучения.

Модификации

Название модели Краткие характеристики, отличия.
А-50 Первая серийная модификация.
А-50М Самолёт с модернизированным комплексом «Шмель-М»
А-50И Совместная российско-израильская модификация А-50, предназначенная для ВВС КНР. Для этого на ТАНТК был переоборудован один из серийных А-50, с последующим дооснащением РТК в Израиле. По разным причинам проект не был осуществлён, и самолёт без РТК передали Китаю, где он был достроен собственными силами. Получил обозначение KJ-2000[5].
А-50ЭИ Экспортный вариант АК ДРЛО для ВВС Индии.[6] Построен путём переоборудования самолёта Ил-76ТД, на котором установили двигатели ПС-90А-76 и РТК с многофункциональной импульсно-доплеровской РЛС EL/W-2090 израильской фирмы Elta.
А-50У Вариант модернизации серийных самолётов А-50. Установлен новый радиотехнический комплекс с улучшенными параметрами по обнаружению низколетящих и малозаметных воздушных целей (в том числе сверхзвуковых и вертолётов, в условиях применения РЭП) построен с применением элементной базы Intel, снижена масса аппаратуры, за счёт этого увеличен запас топлива. Все ЭЛТ-дисплеи заменены на ЖКИ. Оборудованы комнаты отдыха и кухня. Первый самолёт передан ВВС 31.10.2011 г.[7] 7 марта 2017 года передан Российским ВКС четвёртый модернизированный самолёт с бортовым номером 41 и собственным названием «Таганрог». 6 декабря 2018 года передан Российским ВКС очередной модернизированный самолёт с бортовым номером 45 «Красный».

Примечание. Самолёт «976 СКИП», несмотря на схожий с А-50 внешний вид, не имеет отношения к самолётам ДРЛО и предназначен для совершенно других задач: самолёты задействованы для контроля параметров при испытаниях баллистических и крылатых ракет. Базируются в Раменском 4 машины (на хранении).

На вооружении

 Россия:

  • ВВС России —3 самолёта А-50 и 6 самолётов А-50У по состоянию на 2022 год[8].

22 сентября 2023 года «Росэлектроника» и Объединённая авиастроительная корпорация «Ростех» передали ВКС России модернизированный самолёт А-50У, оснащённый радаром «Шмель-М», способным обнаруживать ракеты Storm Shadow на удалении до 100 км [9]. Утверждается, что самолёт может обнаруживать новые типы летательных аппаратов, а также способен одновременно сопровождать большее количество целей и наводимых истребителей, чем предыдущая модификация; в новом комплексе применение современной аппаратуры снизило вес самолёта и позволило увеличить дальность полета и время нахождения в воздухе при выполнении боевых задач; модернизированный борт получил новую электронику, новые большие ЖК-мониторы; улучшена эргономика самолёта, чтобы снизить утомляемость экипажа. А-50У оснастили новым пилотажно-навигационным комплексом[10].

 Индия:

  • ВВС Индии — 3 самолёта А-50ЭИ, по состоянию на 2014 год[11]. В 2003 году был заключён контракт на поставку 3 самолётов А-50ЭИ, который был выполнен в 2010 году[11].

 СССР:

  • Авиация ПВО СССР :
    • 67-я отдельная авиационная эскадрилья ДРЛО в/ч 32457 (20 машин), аэродром Зокняй, Шауляй, Литовская ССР (с 1985 до 1992 года). Расформирована, самолёты переданы в 144-й ОТАП ДРЛО.
    • Авиационный отряд (два А-50 и 1 Ил-76) в составе 192-го гвардейского Керченского Краснознамённого ВТАП (в/ч 26212), аэродром Укурей (Ареда), РСФСР, с 1985 по 1995 гг. Формировался на аэродроме Улан-Удэ (Восточный) в 1985 году, перелетел в Укурей в 1988 году. Расформирован, самолёты переданы в 144-й ОТАП ДРЛО.
    • 18-й отдельный авиационный отряд ДРЛО (два А-50 и 1 Ил-76) на аэродроме Витебск-Северный (с 1985 года). В 1993 году 18-й ОАО передан в состав ВС РФ и перелетел на аэродром Ахтубинск 929-го ГЛИЦ, в дальнейшем вошёл в штат 144-го ОТАП ДРЛО.
    • 144-й отдельный полк ДРЛО в/ч 89449. Сформирован на аэродроме Берёзовка (Печора) в 1989 году, 20 самолётов А-50. Передислоцирован на аэродром Иваново-Северный в 1998 году.
    • В настоящее время все строевые самолёты А-50 входят в состав авиагруппы боевого применения 610-го Центра боевого применения и переучивания лётного состава 4-го Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний. Место базирования — аэродром Иваново-Северный. Всего в составе ВКС числится 15-16 самолётов А-50М и А-50У. 10 февраля 2022 года первые полёты со включённым радаром совершила новая машина этого типа — самолёт А-100 «Премьер» [12].

ТЭЧ 978-го отдельного транспортного полка авиации ПВО на аэродроме Клин (Клин-5) была единственной, которая ремонтировала и проводила регламенты Ил-76 и А-50, в результате чего данные самолёты регулярно перелетали на данный аэродром для планового технического обслуживания.

Некоторые источники ошибочно указывают на ещё одного эксплуатанта А-50 — Иран, но на самом деле там была собственная разработка самолёта ДРЛО на базе Ил-76МД под названием «Adnan-2».

Эксплуатация

Первый самолёт А-50 перелетел на аэродром Шауляй в 1984 году, следующие четыре перелетели в 1987, ещё по пять машин поступили в 1988 и в 1989 годах. В 1984 году, работая с аэродрома Витебск, А-50 принял участие в учениях «Запад-84» (с посадками на аэродромах в ГДР и Польше).

В Витебске и Улан-Удэ было сформировано по авиационному отряду на А-50. Штатная численность каждого отряда составляла два А-50 и один Ил-76.

Также на А-50 все звания по штату были на ступень выше, чем в аналогичных подразделениях ВТА. Отличительной особенностью комплектования подразделений ДРЛО на А-50 было практически полное отсутствие в штате срочной службы (то есть только офицеры и прапорщики). Всё время А-50 были окружены плотной завесой секретности, и попасть на борт постороннему человеку было просто невозможно.

Первая встреча А-50 с разведчиком НАТО произошла 4 декабря 1987 года над Баренцевым морем, когда самолёт попал в объективы норвежского патрульного самолёта Р-3В «Орион».

В 1988—1991 гг. самолёты А-50 несли боевое дежурство в системе ПВО. Также, с целью отработки взаимодействия А-50 облетели всю страну, с посадкой на всех более-менее крупных аэродромах на территории СССР.

Боевое применение

А-50ЭИ ВВС Индии, 2009 год

С самого начала самолёты типа А-50 привлекаются на различные учения, а также на другие подобные мероприятия. Периодически выполняются вылеты на контроль воздушного пространства сопредельных территорий (например, самолёты А-50 работали над Чёрным морем по Турции, во время войны в Ираке).

Начиная с конца 1994 года, три самолёта работали с оперативного аэродрома Приволжский, контролируя воздушное пространство над Чечнёй, с целью предотвращения полётов с сопредельных территорий в помощь сепаратистам. Аналогичные задачи самолёты А-50 выполняли и во время антитеррористической операции зимой 1999—2000 годов.

В апреле 2000 года один самолёт А-50 был взят ВВС Индии в краткосрочную аренду у ВВС России вместе с российским экипажем (также на борту присутствовали индийские военнослужащие). Было выполнено десять полётов на контроль воздушного пространства. Базировался самолёт на аэродроме Чандиханг.

С конца 2015 года А-50 используется Россией в военной операции в Сирии в составе Авиационной группы ВКС России в Сирии[13]. Так, А-50У «Таганрог» в декабре 2017 г. возвратился из Сирии в аэродром Иваново-Северный[14]. Один самолёт переброшен на авиабазу Хмеймим в феврале 2018 года[15].

А-50ЭИ применялся Индией в ходе пограничного конфликта с Пакистаном в 2019 году[16].

А-50 применяется в ходе специальной военной операции России на Украине.

А-50 — важный компонент эффективного применения авиационных ракет, высокоточных бомб, а также крылатых ракет «Калибр», Х-101 и Х-555 по объектам ПВО и другим особо важным целям на Украине. Самолёты этого типа позволяют обнаруживать важнейшие цели ВСУ в глубине территории Украины. А-50 используются как для подготовки ракетных ударов по военным объектам, так и для оценки их эффективности. Также известно, что самолёты А-50У имеют ключевое значение для своевременного дальнего перехвата украинских МиГ-29А и Су-27 до их выхода на рубежи применения противорадиолокационных ракет AGM-88B HARM по радарам российских ЗРК. (https://t.me/milchronicles/1869)

Установленные на самолётах А-50У радиолокационные комплексы «Шмель-М» обнаруживают украинские истребители на дистанции до 500 км, выдавая целеуказание экипажам перехватчиков МиГ-31БМ и Су-35. Во многом благодаря А-50 украинские Су-27 и МиГ-29 сбиваются на удалении до 250 км ракетами «воздух — воздух» Р-37М. (https://t.me/milchronicles/1869)

7 мая 2023 года стало известно, что ФСБ совместно с МВД пресекли попытку диверсии с применением дронов, планировавшейся украинской разведкой на аэродроме Северный (Ивановская область). Целью этого удара должен был стать самолёт А-50. Несколько ранее повредить такой самолёт дроном пытались на стоянке военного аэродрома Мачулищи в Белоруссии. (https://t.me/milchronicles/1869)

30 октября 2023 года дежурным расчётом ПВО над Крымом было сбито восемь крылатых ракет Storm Shadow. Это первое массовое поражение ракет этого типа, и оно же одно из самых примечательных по целому ряду причин. Ракеты были обнаружены и сбиты на значительном удалении от цели. За несколько дней до этого комплексы С-400 сбили несколько украинских истребителей на дальности более 200 км. (https://t.me/milchronicles/2804)

Скорее всего, крылатые ракеты Storm Shadow были уничтожены новыми зенитными управляемыми ракетами 40Н6 с активной радиолокационной ГСН. Они способны перехватывать цели на высоте до 35 км и расстоянии до 380 км. Целеуказание расчёты ПВО получали, предположительно, от самолёта А-50У. По данным канала "Военная хроника", А-50У мог обнаружить крылатые ракеты на высоте ниже 1000 м и на удалении более 200 км, за пределами видимости стационарного радара 92Н6. Использование «летающего радара» в этом случае было необходимо для повышения шансов на поражение цели. Радар подсвета С-400 способен обнаружить ракеты Storm Shadow на высоте 40 м с дистанции не более 35 км, а А-50У дежурит на большой высоте и может обнаруживать такие цели, как Storm Shadow, на дальности 150—200 км. Такой метод перехвата позволяет поражать крылатые ракеты задолго до того, как они выйдут на финальный участок полёта, поскольку даёт больше времени на обнаружение, подготовку и уничтожение. Однако полностью такая схема раскрывается при уничтожении украинских истребителей. Установленные на украинских МиГ-29А, Су-27 и Су-24МР станции предупреждения об облучении не предупреждают лётчика о приближении зенитных ракет заблаговременно, поскольку облучение со стороны наземной РЛС отсутствует. Бортовая система безопасности срабатывает уже после захвата цели ГСН зенитной ракеты. При такой схеме у лётчика ВСУ остаются считаные секунды на противоракетный манёвр, шансы на успешное завершение которого крайне малы: ракеты 40В6МД и 9М96ДМ могут маневрировать с перегрузкой более 30G, что практически исключает их срыв с траектории. (https://t.me/milchronicles/2804)

Лётно-технические характеристики

ILYUSHIN A-50 MAINSTAY.png

Технические характеристики

  • Число мест:
  • Экипаж: 5 человек
  • Тактический экипаж: 10 человек

Лётные характеристики

Радиолокационная станция

Источники[17]

  • Дальность обнаружения воздушных целей:
    • факелы баллистических нестратегических ракет: 800 км (оптическими средствами)
    • бомбардировщиков: до 650 км
    • истребителей: 300 км
    • крылатых ракет (ЭПР = 1 м²): 215 км
  • Дальность обнаружения наземных целей:
    • одиночной цели типа пусковой установки оперативно-тактических ракет: до 300 км
    • групповой цели типа «колонна танков»: до 250 км
  • Дальность обнаружения морских целей (с ЭПР 250 м²): до радиогоризонта
  • Количество сопровождаемых воздушных целей: до 300
  • Диапазон частот:
    • радиотехнической разведки: 0,5~18 ГГц
    • радиоразведки: 50~500 МГц
  • Количество управляемых истребителей:
    • командное наведение: 12
    • бортовое наведение: 30[18]

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 А-50. Дата обращения: 24 апреля 2010. Архивировано 26 февраля 2022 года.
  2. http://www.airwar.ru Архивная копия от 26 апреля 2011 на Wayback Machine Бериев А-50
  3. Российский самолёт-разведчик научился находить принципиально новые летательные аппараты. Взгляд, 10.12.2018 Архивная копия от 26 февраля 2022 на Wayback Machine
  4. https://t.me/milchronicles/1869
  5. «Зарубежное военное обозрение» № 10/2006 год
  6. Бериев, Elta ЭИ (А-50ЭИ). Дата обращения: 1 ноября 2011. Архивировано 26 февраля 2022 года.
  7. Военные представили новейший самолёт А-50У Архивная копия от 26 февраля 2022 на Wayback Machine // Лента.ру, 20 мая 2016
  8. The Military Balance 2022
  9. Причины удара по штабу Черноморского флота в Севастополе и ситуация на фронтах. eadaily, 22.09.2023.
  10. ВКС получили долгожданный самолёт дальнего радиолокационного обнаружения А-50У. EADaily, 22.09.2023.
  11. 11,0 11,1 Индия осталась довольна российскими самолётами «А-50ЭИ» Архивировано 21 февраля 2011 года.
  12. https://t.me/milchronicles/1869
  13. Russia operates 'Mainstay' AEW&Cs over Syria (недоступная ссылка). Jane’s Defence Weekly. Дата обращения: 13 января 2016. Архивировано 15 января 2016 года.
  14. Валагин А. Возвращение из Сирии «летающего радара» А-50 попало на видео Архивная копия от 7 мая 2021 на Wayback Machine / проект «Русское оружие» — «Российская газета», 13.12.2017
  15. СМИ сообщили о замеченных в Сирии российских истребителях пятого поколения Архивная копия от 22 февраля 2018 на Wayback Machine // interfax.ru, 22.02.2018
  16. Лавров, Антон. Русское качество: как Индия и Пакистан воюют нашим оружием (28 февраля 2019). Архивировано 28 февраля 2019 года. Дата обращения 3 марта 2019.
  17. Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения А-50 на сайте ТАНТК имени Г. М. Бериева. Дата обращения: 26 апреля 2010. Архивировано 23 февраля 2014 года.
  18. Авиационный комплекс АК ДРЛОУ «А-50» (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 апреля 2010. Архивировано 5 марта 2016 года.

Ссылки

Литература

  • Авиация и космонавтика 2014 03