А-100

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
A-100 «Премьер»[1]
А100 на фоне своего предшественника А50. Видны различия в наборе антенн, форме мотогондол и пилоновА100 на фоне своего предшественника А50. Видны различия в наборе антенн, форме мотогондол и пилонов
Тип Самолёт ДРЛО
Разработчик Флаг России АО «Концерн „Вега“»
Флаг России ТАНТК имени Г. М. Бериева
Первый полёт 18 ноября 2017 года
Начало эксплуатации 2017
Статус эксплуатируется
Эксплуатанты ВКС РФ
Единиц произведено 1
Стоимость единицы 3,3 млрд.руб.
Базовая модель Ил-76МД-90А

А-100 «Премьер»[1] — российский самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО) на базе Ил-76МД-90А с двигателем ПС-90А-76. Самолёт может обнаруживать и сопровождать до 300 воздушных, морских и наземных целей, а также управлять беспилотниками. В качестве воздушного командного пункта А-100 обеспечивает устойчивую связь с различными группировками войск. Самолёт получает информацию не только со своего радара, но и от космических спутников[2]. Многофункциональный авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения (МАК РЛДН). Антенный комплекс построен на базе антенны с активной фазированной решёткой.

Ранее поставки в ВВС России планировалось начать в 2016 году; самолёты начнут поступать в ВКС России в 2024 году[3].

История

21 ноября 2014 года ТАНТК имени Г. М. Бериева получил первый самолёт Ил-76МД-90А для переоборудования в самолёт ДРЛО типа А-100[4].

Проект нового самолёта дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, должен будет постепенно заменить в ВВС РФ имеющиеся машины А-50 и А-50У. Многофункциональный бортовой радиотехнический комплекс для самолёта создаётся концерном радиостроения «Вега»[5]. По словам гендиректора концерна «Вега» (изготовитель самолёта), комплекс разрабатывается по гособоронзаказу на смену самолётам дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 и А-50У[6]. Российский летающий радар может одновременно сопровождать до 300 целей на расстоянии в 650 км, с новым оборудованием самолет превосходит все зарубежные аналоги, включая американские Boeing E-3 Sentry.

Самолёт оснащён цифровым навигационным комплексом и двухдиапазонным локатором с фазированной антенной решёткой.

А-100 способен находиться в воздухе на расстоянии 1000 километров от базы до 6 часов[7].

26 октября 2016 года летающая лаборатория для самолёта ДРЛО А-100 «Премьер» впервые поднялась в воздух[8][9]. Летающая лаборатория А-100ЛЛ создана на базе штатного самолёта А-50.

Первый полёт состоялся 18 ноября 2017 года с аэродрома Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г. М. Бериева[10][11][12].

В июле 2020 года стало известно о том, что для ВКС РФ построят ещё один самолёт А-100, который присоединится к программе испытаний, рассчитанных на срок до 2024 года. Сообщалось также, что после завершения испытаний в 2024 году начнётся серийное производство А-100 и замена парка устаревающих самолётов ДРЛОиУ А-50[13]. Таким образом, сроки окончания испытаний и начала серийного производства самолёта значительно сдвинулись по сравнению с первоначально заявленными сроками. Если изначально планировалось завершить испытания и начать поставки в 2016 или 2017[14][15], то позже эти сроки официально сдвинули на 2024 год[16]; подобная судьба была и у А-50, разработка и испытания которого шли 12 лет.

10 февраля 2022 года состоялся первый полёт комплекса А-100 с включенным бортовым радиотехническим комплексом (БРТК)[17].

Конструкция

Основой для самолёта А-100 стал самолёт А-50ЭИ, в конструкцию которого внесены следующие изменения:

  • установлен новый радиотехнический комплекс «Премьер»,
  • установлен новый пилотажно-навигационный комплекс,
  • изменено расположение дверей, окон и люков,
  • изменены бортовые системы[2].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 "Русские витязи" открыли МАКС. НВО (19 августа 2011). Архивировано 1 декабря 2017 года.
  2. 2,0 2,1 http://www.airwar.ru Архивная копия от 26 апреля 2011 на Wayback Machine. Бериев А-100.
  3. Новый «летающий радар» А-100 планируют передать ВКС России в 2024 году Архивная копия от 4 февраля 2022 на Wayback Machine // РГ, 9.04.2020
  4. ТАНТК им. Бериева получил первый Ил-76МД-90А. www.militaryparitet.com (25 ноября 2014). Архивировано 16 декабря 2014 года.
  5. Началось строительство «летающего радара» нового поколения «Премьер». Lenta.ru (21 ноября 2014). Дата обращения: 27 апреля 2020. Архивировано 8 мая 2016 года.
  6. Летающая лаборатория для нового авиарадара А-100 «Премьер» впервые поднялась в воздух. Взгляд. Дата обращения: 9 февраля 2017. Архивировано 11 февраля 2017 года.
  7. "Летающий радар"А-100, Вести.ру. Архивировано 9 февраля 2019 года. Дата обращения 9 февраля 2019.
  8. Прототип «летающего радара» А-100 впервые поднялся в воздух. Lenta.ru. Дата обращения: 26 октября 2016. Архивировано 26 октября 2016 года.
  9. Самолёт-лаборатория А-100ЛЛ впервые поднялся в воздух. Ростех. Дата обращения: 1 февраля 2018. Архивировано 1 февраля 2018 года.
  10. Российский самолёт радиолокационного дозора А-100 совершил первый полёт. ТАСС. Дата обращения: 18 ноября 2017. Архивировано 19 ноября 2017 года.
  11. Mail ru Новости. Новейший российский «летающий радар» совершил испытательный полёт (недоступная ссылка). Mail.ru Новости. Дата обращения: 9 февраля 2019. Архивировано 9 февраля 2019 года.
  12. Новейший «летающий радар» А-100 впервые взлетел Архивная копия от 4 февраля 2022 на Wayback Machine // Lenta.ru, 18 ноября 2017
  13. Для российских ВКС планируют построить второй «летающий радар» А-100 «Премьер». Он присоединится к программе испытаний, рассчитанной до 2024 г. Архивная копия от 9 июля 2020 на Wayback Machine // Известия, 8.07.2020
  14. ВВС России получат к 2016 году новый самолёт радиолокационного обнаружения. Интерфакс (9 августа 2011).
  15. Александр Зелин: Российский ОПК создаёт новый самолёт. Российская газета (9 августа 2011). Архивировано 4 декабря 2011 года.
  16. В России рассказали о проблемах создаваемого «Премьера» Архивная копия от 4 февраля 2022 на Wayback Machine // Lenta.ru, 2 февраля 2022
  17. Комплекс А-100 совершил первый полет с включенным локатором Архивная копия от 10 февраля 2022 на Wayback Machine // ОАК, 10.02.2022

Ссылки