Аэрокосмическая техника

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Авиационно-космическая техникалетательные аппараты, ракеты-носители и космические аппараты.

Освоение полного цикла сборки ракеты-носителя «Ангара» на производственной площадке ПО «Полёт».

История

Зарождение аэрокосмической техники как науки можно наблюдать с конца XIX — начала XX веков, хотя работа сэра Джорджа Кейли датируется последним десятилетием XVIII века до середины XIX века. Один из самых важных людей в истории воздухоплавания[1], Кейли был пионером в области авиационной техники[2], в частности Кейли считается первым человеком, выделившим понятия подъемной силы и лобового сопротивления, влияющие на любой летательный аппарат в атмосфере. Ранее знания об авиационной технике во многом были эмпиричными, некоторые понятия и навыки были взяты из других областей инженерного дела[3]. Ученые поняли некоторые ключевые элементы аэрокосмической техники в XVIII веке. Много лет спустя, после успешных полетов братьев Райт, в 1910-е годы развитие авиационной техники произошло в результате необходимости в разработке военных самолетов для Первой мировой войны.

Первое определение авиационно-космической техники появилось в феврале 1958 года[4]. Оно объединяло атмосферу Земли и космическое пространство в единую сферу и тем самым охватило оба термина: самолеты (аэро) и космические аппараты (космос).

Самолётостроение является одной из наиболее прибыльных и в то же время наиболее капиталоёмких отраслей машиностроения. Немногие страны мира, из числа наиболее развитых государств, обладают полным циклом (макротехнологии) создания авиационной техники — такую промышленность имеют 5—6 государств, обладающие высокими технологиями.

Производство крупных пассажирских самолётов освоено всего несколькими государствами. Самые крупные из них — широкофюзеляжные самолёты — выпускают компании «Airbus» (ЕС) и «Boeing» (США); самолёты, рассчитанные на меньшее количество пассажиров, производятся в странах ЕС (компании «ATR» и «Saab AB»), в Канаде («Bombardier»), в Бразилии («Embraer»), в Иране (HESA), России (Объединённая авиастроительная корпорация) и на Украине (на Харьковском авиазаводе и «Антонове»).

Сборка истребителя-бомбардировщика Су-34 на Новосибирском авиационном заводе имени В. П. Чкалова.

Первым искусственным спутником земли стал космический аппарат "Спутник-1", запущенный 4 октября 1957 года СССР. В дальнейшем были достигнуты большие успехи в строительстве космических аппаратов для пилотируемых полётов, например корабль "Восток-1" стал первым космическим кораблем с человеком на борту (Юрий Алексеевич Гагарин), корабль "Апполон-11" стал первым кораблём доставившим человека на другое космическое тело (Нил Армстронг, Баз Олдрин на Луне) и изучения спутников и планет, например луноход "Луноход-1", марсоходы "Спирит", "Оппортьюнити", "Чжужун", а также дальнего космоса ("Вояджер", "Новые горизонты").

Производство ракетной техники и космических аппаратов сосредоточено, в основном, в США, России, Франции, Великобритании, Китае.

В 2017 году общая выручка мировой аэрокосмической промышленности составила 838 млрд. долларов США[5].

Теория

Испытание макета самолёта MD-11 в аэродинамической трубе в Исследовательском центре Эймса.

Для изготовления аэрокосмической техники требуется теоретическая подготовка в следующих областях[6][7]:

При создании авиационной техники большое значение всегда имели испытания масштабных моделей и прототипов, в том числе, в аэродинамических трубах. В наше время также широко применяется компьютерное моделирование.

Создание аэрокосмической техники требует интеграции всех компонентов и подсистем летательного (космического) аппарата.

Обучение

Инженеров в области авиационно-космической техники готовят в различных высших учебных заведениях. Для студентов, обучающихся в области авиационно-космической техники, имеет большое значение подготовка в области математики, физики, химии[8].

В популярной культуре

В английском языке выражение «учёный в области ракетостроения» (англ. rocket scientist) иногда используется в переносном смысле, чтобы описать очень умного человека, так как ракетостроение рассматривается как практика, требующая больших умственных способностей, особенно в технической и математической областях. Термин иронически используется в выражении «это не ракетостроение» (англ. It's not rocket science), чтобы указать, что задача проста[9].

См. также

Примечания

Литература

Stanzione, Kaydon Al. Engineering // Encyclopædia Britannica. — 15. — Chicago, 1989. — С. 563–563.

Ссылка