Ахеменидская Македония

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
царство
Ахеменидская Македония
Герб
Герб
Macedonian Kingdom.jpg
 Vergina Sun.svg
Vergina Sun.svg 
Столица Эги
Язык(и) древнемакедонский
Преемственность
← Древняя Македония
Древняя Македония →

Ахемени́дская Македо́ния — период в истории Македонии, когда она находилось под властью Персидской державы Ахеменидов. В 512/511 до н. э. Мегабиз заставил македонского царя Аминту I признать своё царство вассалом персов. В 492 году до н. э., после Ионийского восстания, Мардоний усилил персидское влияние на Балканах, сделав Македонию полностью подчинённым царством в Ахеменидской державе и частью её административного деления, что продолжалось до окончательного вывода персидских войск из европейских владений после неудачи второго персидского вторжения в Грецию.

512/511 до н. э.: Вассальное государство Ахеменидов

Около 513 г. до н. э., в ходе завоевательных кампаний Дария I огромная ахеменидская армия вторглась на Балканы и попыталась победить западных скифов, кочевавших к северу от Дуная[1]. Несколько фракийских народов и почти все другие европейские регионы, граничившие с Понтом Эвксинским (в том числе части современной Болгарии, Румынии, Украины и России), были завоеваны ахеменидской армией прежде, чем она вернулась в Малую Азию[1].

Один из военачальников Дария, Мегабиз, был отправлен на завоевание Балкан[1]. Ахеменидские войска завоевали Фракию, прибрежные греческие города и Пеонию[1][2]. Наконец, в 512/511 до н. э. македонский царь Аминта I принял ахеменидское господство и признал себя вассалом Персии[1][3].

В многонациональной армии Ахеменидов было много воинов с Балкан. Более того, многие люди из македонской и персидской знати породнились. Например, сын Мегабиза, Бубар, женился на дочери Аминты Гигее[1] для обеспечения хороших отношений между македонскими и персидскими правителями[1].

492—479 до н. э.: персидский сюзеренитет

После поражения Ионийского восстания персидская власть на Балканах была восстановлена Мардонием в 492 до н. э.[4]. Он не только покорил Фракию, но и включил Македонию в состав сатрапии Скудра.

По словам Геродота, главной задачей Мардония было подчинить Афины и Эретрию наряду со многими другими греческими городами[5]. После перехода в Европу Мардоний достиг крепости в Дориске, и там армия была разделена. Персидский флот вынудил Тасос принять власть персов. В то же время пешее войско продолжало свой путь к горе Пангеон и после пересечения Ангита вступило во владения пеонов, вновь подчинив эти земли[6]. Достигнув залива Термаикоса, пехота и флот столкнулись с трудностями: пехота была атакована ночью племенем бригов, а сильная буря разбила многие корабли[6]. Бриги в конечном итоге были покорены, и оставшаяся часть персидского флота продолжила кампанию[6]. После появления персов у восточной границы Македонии Александр I Македонский был вынужден признать сюзеренитет Персидского царства[6]. В результате кампании Мардония Македония была включена в состав Персии[7]. Как пишет Геродот в своей «Истории»; «(…) с помощью их армии они добавили македонян к уже имеющимся рабам [персов]»[8][4].

Персидское вторжение косвенно повлекло за собой последующее возвышение Македонии, так как оба государства имели общие интересы на Балканах. Благодаря персам македоняне усилили своё влияние на некоторые балканские племена, в том числе на пеонийцев и фракийцев. Македоняне же были «полезны в качестве персидских союзников»[4]. Воины Александра I сражались против Афин и Спарты в армии Ксеркса[9]. В Македонии находились значительные запасы продовольствия, использовавшиеся персами [10]. В то же время из-за ограниченных ресурсов Македонии вряд ли в ней располагались большие персидские гарнизоны[10].

Хотя персидское владычество на Балканах был поколеблено после неудачи вторжения в Грецию, македоняне (как и фракийцы) многое заимствовали из экономики и традиций персов[9]. Некоторые артефакты, раскопанные в Синде и Эгах, рассматриваются как созданные под влиянием персидской культуры или завезённые из Персии в конце VI-V вв. до н. э.[9].

Примечания

Литература