Ахвледиани, Елена Дмитриевна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Елена Дмитриевна Ахвледиани
С Ладо Гудиашвили, 1925 год.С Ладо Гудиашвили, 1925 год.
Гражданство  Российская империя
 СССР
Учёба Георгий Габашвили
Награды
Орден Трудового Красного Знамени — 02.04.1966 Орден «Знак Почёта»  — 22.03.1936
Каталог картин, 1927
Памятник в Тбилиси

Еле́на Дми́триевна Ахвледиа́ни (груз. ელენე დიმიტრის ასული ახვლედიანი, 5 (18) апреля 1901, Телави — 30 декабря 1975, Тбилиси, Грузинская ССР, СССР) — советская грузинская художница, график, театральная оформительница. Народный художник Грузинской ССР (1960).

Биография и творчество

Елена Ахвледиани родилась в 1901 году в Телави (Кахетия) в семье врача. В 1910 году переехала с родителями в Тбилиси, жили на улице Елизаветинской (теперь — Цинамдзгвришвили)[1].

Родители планировали для неё карьеру музыканта, но вынуждены были согласиться с её намерением стать художницей. Ещё в гимназии она начала серьёзно заниматься живописью, а в 1919 году приняла участие в художественной выставке в Тифлисе[2]. В 1922 году поступила в Академию художеств, где училась в классе Георгия Габашвили. По окончании первого курса как стипендиат академии была командирована в Италию и Францию. На несколько лет поселилась в Париже, где с 1924 по 1927 год занималась в свободной художественной академии Коларосси.

Всё это время основной темой творчества Ахвледиани оставались грузинские пейзажи. В этот период она создаёт такие полотна, как «Кахетия. Зима», «Кутеж», «Старая колокольня», «Сабуе», «Отдых на дороге», многочисленные пейзажи старого Тбилиси («Старый Тбилиси») и Грузии. Творчество художницы получило благосклонный приём у французской художественной критики[2].

Одной из стилевых особенностей творчества Елены Ахвледиани стала орнаментализация изображения. Кроме грузинских пейзажей художница уделяет внимание и тем странам, в которых она в то время находилась: «Уголок Парижа», «Рабочий квартал в Париже», «Венеция».

В 1927 году Ахвледиани возвращается в Грузию, проводит персональные выставки в Телави, Тбилиси и Кутаиси, от Котэ Марджанишвили получает приглашение работать в Театре драмы в Кутаиси. Она становится художницей в театрах Грузии, а потом и за её пределами. Ей созданы эскизы декораций для многочисленных спектаклей, которые представляют собой картины, исполненные гуашью, композиционно чёткие и безукоризненные по колориту.

Ахвледиани оформила ряд кинофильмов и свыше 60 спектаклей, в том числе: в Театре им. К. А. Марджанишвили в Тбилиси («Три толстяка», 1931; «Мадам Сан-Жен», 1940; «Хозяйка гостиницы», 1952; «Много шума из ничего», 1963, и др.); «Бал-маскарад» (1956) в Театре оперы и балета им. Т. Г. Шевченко в Киеве; «Мать» (1957) в Театре оперы и балета им. С. М. Кирова в Ленинграде.

При этом Ахвледиани продолжает заниматься пейзажной живописью. Основная тема — маленькие грузинские города («Шатили», «Телави», «В старом Кутаиси»). Работы этого периода отличаются холодноватыми свинцовыми тонами, благородной сдержанностью колорита: сказалось увлечение национально-декоративным искусством, особенно чеканкой и чернью.

Пейзажи становятся величественными и поэтичными. От темы тихих городских улочек, Ахвледиани переходит к изображению горных пейзажей: «В горах Мингрелии», «Имеретия», «Окрестности Пассанаури». Стиль становится экспрессивнее, размашистее, мазок — пастознее. Очень характерны для Ахвледиани зимние пейзажи.

Художница передаёт образ родной Грузии, но вместе с тем не ограничивается только видами родной природы. В 1940-е годы появился цикл «Москва в дни Отечественной войны». Многочисленные пейзажи были написаны ею на Украине, в Таллине, в Праге, Братиславе.

Писала произведения по истории героической защиты Кавказа от фашистских захватчиков («Л. П. Берия организует оборону Кавказа на Клухорском перевале» и др.) [3].

«Зима в Тбилиси» (1968), Дом-музей Е. Д. Ахвледиани, Тбилиси.

Ещё одна тема творчества Ахвледиани — большие стройки («Самгори», «Тезиокам-строй»). Графические работы художницы отличаются тем, что она создавала целые серии, такие как «В дни войны», «Старый и новый Тбилиси».

Кроме того, Ахвледиани работала как иллюстратор, оформляла издания произведений Сервантеса, Гюго, Лонгфелло, а также грузинской классики: Важа Пшавела, Ильи Чавчавадзе, Эгнате Ниношвили.

Елена Ахвледиани умерла 30 декабря 1975 года и похоронена в Тбилиси, в пантеоне Дидубе.

Работы художницы выставлены в Музее искусств Аджарии.

Личная жизнь

Художница принципиально не вела дневников и не оставила мемуаров[4]. Поэтому её личная жизнь до сих пор остаётся предметом споров и малоизученна. Популярным стал сюжет, пересказанный несколькими биографами, что восемнадцатилетняя Ахвледиани сбежала из-под венца, чуть ли не в день свадьбы[5]. Внешний вид, с подросткового возраста она предпочитала мужское платье, и поведение Ахвледиани породили устойчивые слухи о её гомосексуальности[4][5].

Память

Награды

Примечания

  1. Елена Ахвледиани: прекрасен Париж, но Тбилиси — это чудо. Дата обращения: 21 сентября 2018. Архивировано 21 сентября 2018 года.
  2. 2,0 2,1 Э. Топуридзе, Дом-музей Е. Д. Ахвледиани, Изобразительное искусство, Москва, 1989.
  3. БСЭ, 2 изд., т. 3, с. 564
  4. 4,0 4,1 Икона стиля: художница Елена Ахвледиани - SOVA. web.archive.org (22 октября 2021). Дата обращения: 7 января 2023.
  5. 5,0 5,1 Семь загадок знаменитой грузинской художницы Елены Ахвледиани. Рамблер/новости. Дата обращения: 7 января 2023.
  6. Елена Ахвледиани: дом-музей в Тбилиси. Дата обращения: 18 мая 2018. Архивировано 18 мая 2018 года.
  7. Ахвледиани Елена Дмитриевна // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

Литература

  • Шмерлинг Р., Пейзаж родины, «Творчество», 1961, № 6;
  • Ерлашова С., Выставка произведений Елены Ахвледиани, «Искусство», 1967, № 6.

Ссылки