Афиногенов, Александр Николаевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Александр Николаевич Афиногенов
Afinogenov.jpg
Дата рождения 22 марта (4 апреля) 1904(1904-04-04)
Место рождения Скопин, Рязанская область
Дата смерти 29 октября 1941(1941-10-29) (37 лет)
Место смерти Москва
Гражданство  Российская империя СССР
Род деятельности драматург, редактор
Годы творчества 1924 — 1941

Алекса́ндр Никола́евич Афиноге́нов (22 марта [4 апреля190429 октября 1941) — советский драматург, редактор.

Биография

Родился в городе Скопин Рязанской губернии. Отец, Николай Александрович, — железнодорожный служащий, впоследствии — писатель (под псевдонимом Н. Степной). Мать — учительница.

С 1922 года Афиногенов член ВКП(б), в 1924 году окончил Московский институт журналистики.

В 1924 году написал первую пьесу. В 1927—1929 годах работал заведующим литературной частью 1-го Московского рабочего театра Пролеткульта. В начале 1930-х годов Афиногенов стал одним из руководителей РАПП. В 1934 году избран в президиум правления Союза писателей СССР и назначен редактором журнала «Театр и драматургия».

С конца 1936 года Афиногенов становится объектом резкой политической критики и клеветы, его пьесы запрещаются, а 22 июня 1937 года его исключают из ВКП(б) и Союза писателей. 16 мая 1937 года Афиногенов записывает в дневник никогда не произнесённую им защитительную речь:[1]

Взяли мирного человека, драматурга, ни о чём другом не помышлявшего, кроме желания написать ещё несколько десятков хороших пьес на пользу стране и партии, — и сделали из этого человека помойку, посмешище, позор и поношение общества…

Однако он не был репрессирован, жил в Переделкине. Именно в то время, когда многие избегали опального драматурга, с ним подружился Борис Пастернак. В этот же период Афиногенов начал писать роман «Три года». В феврале 1938 года его восстановили в партии.

В дневнике можно найти такую запись:

Нет, всё же наше поколение неблагодарно, оно не умеет ценить всех благ, данных ему Революцией. Как часто забываем мы всё, от чего избавлены, как часто морщимся и ёжимся от мелких неудобств, чьей-то несправедливости, считаем, что живём плохо. А если бы мы представили себе прошлую жизнь, её ужасы и безысходность, все наши капризы и недовольства рассеялись бы мгновенно, и мы краснели бы от стыда за свою эгоистическую забывчивость.

Во время войны возглавил Литературный отдел Совинформбюро. Предполагалось, что Афиногенов вместе с женой-американкой поедет в США агитировать за открытие второго фронта. Однако накануне этой командировки он погиб в здании ЦК ВКП(б) на Старой площади во время бомбёжки 29 октября 1941 года от случайного осколка[2].

Могила А. Афиногенова на Новодевичьем кладбище

Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы[3].

Его вдова, Дженни Мерлинг (Евгения Бернардовна, Jenny Marling (Schwartz))[4], отправилась в США одна. Она погибла во время пожара на теплоходе «Победа» при возвращении в СССР в 1948 году[2]. Внук Афиногенова, Дмитрий Афиногенов (1965—2021) — византинист.

Творчество

Первые пьесы носят агитационный характер и написаны под влиянием эстетических принципов Пролеткульта.

«Малиновое варенье» (1926) — коммунистическая мелодрама с гипертрофированно-негативным изображением представителей буржуазии не получила высокой оценки критиков.

«Чудак» (1928) — пьеса, отличающаяся реалистической и психологической разработанностью, сатирически изображает бюрократизм, протекционизм, антисемитизм.

Пьеса «Страх» (1931) была запрещена в первом варианте, однако, будучи переписана, приобрела большой успех[5]. В ней критически изображались проблемы введения старой интеллигенции в новую систему[Комм 1].

Самая острая пьеса Афиногенова, «Ложь» (1933), показывает, какие последствия для всей системы имеет вынужденная ложь низовых партийных работников. Сталин лично был цензором этой пьесы. Её запретили вскоре после постановки.

Теме смерти и труда во имя социализма в незаметном, отдалённом уголке СССР посвящена пьеса «Далёкое» (1935).

«Машенька» (1940) — пьеса, которую любил Б. Пастернак[6], рассказывает о развитии человечности в человеке. В этой пьесе, оказавшей влияние на последующих драматургов, проявились типичные для драмы Афиногенова признаки структуры: действие в кругу семьи, замкнутость в тесном пространстве, а временами и косвенный диалог, продолжающий традицию А. П. Чехова[1]. Эта пьеса в 1960—1971 годах была сыграна 3036 раз[7], по ней снят одноимённый фильм.

Афиногенов сознательно противопоставлял свой традиционный, психологически-реалистический театр «новаторству» В. Вишневского и Н. Погодина, которые ратовали за новый тип драмы, расчленённой на ряд сцен, с множеством действующих лиц (народные массы), с отказом от изображения частных судеб ради изображения социальных явлений[1].

Библиография

  • «Роберт Тим». Драма. — М., 1924
  • «На переломе». Драма. — М., 1927
  • «Гляди в оба!» Траги-фарс. — М., 1927
  • «Чёрный яр». Пьеса. — М., 1929
  • «Чудак», 1930
  • «Творческий метод театра», 1931
  • «Страх», 1931
  • «Ложь», 1933
  • «Далёкое», 1935
  • «Пьесы», 1935
  • «Пьесы», 1940
  • «Вторые пути», 1940
  • «Машенька». — М.: ВУОАП, 1941
  • «Пьесы», 1956
  • «Статьи. Дневники. Письма. Воспоминания», 1957
  • «Дневники и записные книжки», 1960
  • «Избранное». В 2-х тт., 1977.

Комментарии

  1. Пьеса была поставлена одновременно в Москве (МХАТ) и в Ленинграде (Театр драмы) — оба были замечены критикой. Профессор П. С. Коган сообщал, что спектакль для него — о внутренней драме интеллигенции; об исполнении роли профессора Бородина Л. Леонидовым: «Я считаю гениальным сценическим созданием образ Бородина — Л. Леонидова». Ю. Олеша написал: «Когда я смотрел „Страх“ и следил за переживаниями зала, я понял — существует советская публика, устанавливаются её вкусы, симпатии, традиции». Вс. Вишневский отмечал в «Литературной газете», что МХАТовский спектакль «очень отделан, чист, высококультурен <…> но в нём не хватает партийного огня, пролетарской зычности, биения индустриального пульса <…> И груз старого мхатовского либерализма и „человечности“ давит пьесу. Леонидов трактует Бородина как добряка. Певцовым же в Ленинграде показан умный и опасный враг».

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.
  2. 2,0 2,1 Дмитрий Быков. Борис Пастернак — С. 264. Архивная копия от 20 января 2015 на Wayback Machine
  3. Информация о могиле на сайте Комитета по культурному наследию г. Москвы. Дата обращения: 23 февраля 2012. Архивировано 19 февраля 2014 года.
  4. Simon Morrison. Lina and Serge: The Love and Wars of Lina Prokofiev Архивная копия от 13 июля 2018 на Wayback Machine
  5. Громова Н. Ключ. Последняя Москва. — М.: АСТ. — С. 147.
  6. ru/art/theatre/dramatist/alexandr_afinogenov/index1.html Александр Афиногенов (недоступная ссылка)
  7. Афиногенов А. Н. — Машенька (Янина Жеймо, 1955, 128 kbps) Архивировано 3 февраля 2014 года.

Ссылки