Афанасьевская культура

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Афанасьевская культура
Энеолит
Ареал памятников афанасьевской культуры на карте Центральной АзииАреал памятников афанасьевской культуры на карте Центральной Азии
В составе Минусинский вариант; Алтайский вариант: арагольский тип, куротинский тип, куюмский тип
Географический регион Центральная Азия
Локализация Алтай, Хакасско-Минусинская котловина, Тува, Монголия
Типовой и другие памятники Афанасьева Гора, Сыда, Тесь I-III, Карасук III, Тепсей X, Ело 1-3, Бике 1-2
Датировка XXXIXXV вв. до н. э.
Носители индоевропейцы
Тип хозяйства скотоводство, металлургия
Исследователи В. В. Радлов, С. А. Теплоухов, М. П. Грязнов, Э. Б. Вадецкая, Г. А. Максименков, А. Н. Липский, С. В. Киселёв, В. П. Алексеев, А. В. Поляков, И. П. Лазаретов
Преемственность
Ямная Окуневская
Каракольская

Афана́сьевская культу́ра — южносибирская археологическая культура энеолита (III—II тысячелетия до н. э.). Название получила от Афанасьевой горы (близ села Батени в Боградском районе Хакасии), где в 1920 году был исследован первый могильник этой культуры[1].

Афанасьевская культура — первый этап эпохи палеометалла в степях Южной Сибири, являющийся отправной точкой в понимании развития историко-культурных процессов в жизни древнего населения этой территории. В основном представлена древними могильниками, поселения встречаются значительно реже, известен один рудник[2].

Помимо основного района — Алтая (Ело 1-2, Бике 1, Пещеркин Лог и др.) и Хакасско-Минусинской котловины, ареал памятников включает Восточный Казахстан, Западную Монголию и китайский Синьцзян. Афанасьевские памятники Алтая представлены могильниками и поселениями Балыктуюль, Ело, Кара-Тенеш, Теньга, Большой Толгоек, Арагол, Курота и др.[3]

Хозяйство

Медь использовалась для изготовления украшений, игл, шильев, небольших ножей. Афанасьевские мастера ещё не знали литья, медные предметы обрабатывались ковкой. Хозяйство афанасьевцев было комплексным. Наряду с традиционными для неолитической Сибири сетевым рыболовством и охотой, получило развитие скотоводство. Находки костей домашних животных в могилах и культурном слое поселений свидетельствуют, что афанасьевцы разводили коров, лошадей, овец. Комплексное хозяйство позволило им жить оседло, в долговременных жилищах.

Несмотря на наличие металлических предметов, большинство орудий ещё изготавливались из камня и кости. Посуду делали из глины и дерева. Для починки деревянных сосудов иногда использовали медные пластинки, которыми оковывались края сосудов. Глиняная посуда разнообразная: в основном, это остродонные яйцевидные сосуды ёмкостью от 1,5 до 3 литров. Горшки зарывали в очаг, заполненный золой и песком. Среди сосудов встречаются и большие, ёмкостью до 200 литров[4]. Распространены также курильницы на поддоне с ручкой. Орнамент, чаще всего "ёлочка", наносился затупленной палочкой или гребенчатым штампом.

Погребальный обряд

Афанасьевцы стали первой культурой в Сибири с традицией погребения умерших в курганах. Курганы представляют собой круглые насыпи с оградой, сложенной из камней. Современная высота как насыпей, так и оград - 20-40 см, встречаются и совсем не выраженные в рельефе. Могильные ямы овальные, подквадратные или подпрямоугольные, перекрывались бревенчатым накатом или каменными насыпями. Преобладает юго-западная ориентировка погребённых, иногда с отклонениями. Сопроводительный инвентарь включает керамические сосуды, украшения из кости и металла (медные, серебряные и золотые серьги), костяные, каменные и металлические орудия[5].

Происхождение и этническая принадлежность

Предположительно культура была создана мигрантами из Восточной Европы, в частности, носителями ямной культуры, ассимилировавшими местное население, что подтверждается и генетическими исследованиями[6]. Сменилась окуневской культурой на Енисее и каракольской культурой на Алтае.

Наследниками афанасьевцев были племена тагарской культуры, дожившей до III в. до н. э.[7], по другой версии, тагарцы были скифами, а потомки афанасьевцев — тохарами, которых именно скифы-тагарцы вытеснили в Синьцзян. Большинство исследователей ассоциируют афанасьевскую культуру с (прото-)тохарами[8][9].

Последние данные как антропологии[10], так и генетики[6], свидетельствуют о том, что Таримские мумии оставили потомки не афанасьевцев, а, вероятно, андроновцев.

Антропологический тип

Афанасьевцы являлись носителями протоевропеоидного антропологического типа. Афанасьевцы с территории Хакасии характеризуются очень длинным, довольно широким, средневысоким долихокранным черепом, очень сильно наклонным лбом, а также сильно развитым надбровьем, низкими и широкими орбитами, больше прямоугольной формы, большим межорбитным расстоянием, высоким носом… Таким образом, контакты между европеоидами и монголоидами на данной территории, возможно, происходили уже на самых ранних этапах.

— В. П. Алексеев, «Сибирь как очаг расообразования», 1968[11].

Антропологический материал не даёт подтверждений традиционной идее о том, что единственными и непосредственными предками афанасьевцев были носители ямной культуры. Лишь у групп из Сальдяра и Карасука III параллели с ямниками занимают первое место. В большинстве случаев аналогии с катакомбниками у афанасьевцев находятся на первых местах. Нет ни одной афанасьевской серии, у которой не было бы близких связей с катакомбными группами. Для двух групп Алтая (с реки Урсул, из Куроты II) и для суммарной алтайской серии отмечено отсутствие связей с ямниками. Для суммарной алтайской серии и половины алтайских групп наиболее отчетливы краниологические аналогии с катакомбниками Подонья. Группа из Афанасьевой Горы и суммарная минусинская ближе всего к поздним катакомбникам Нижнего Поднепровья, а алтайская из Куроты II ближе всего к полтавкинцам. Эти результаты согласуются с археологическими данными С. В. Цыба о значительной роли полтавкинских и катакомбных племён в этногенезе афанасьевцев. Для суммарной группы Минусинской котловины аналогии с носителями срубной культуры отчетливее, чем с катакомбниками и ямниками, что, скорее всего, является проявлением значительной стабильности и однородности антропологического типа в степях Восточной Европы на протяжении бронзового века вопреки смене культур и, видимо, вопреки грацилизации[10].

Наибольшее краниологическое сходство с афанасьевским населением демонстрируют ямники Волго-Уралья. С их миграцией на Алтай связывается появление афанасьевской культуры[12].

Палеогенетика

Представительницы афанасьевской культуры обладали митохондриальными гаплогруппами J2a2a, T2c1a2 и U5a1a1[13]. У афанасьевцев из Батени (Bateni) определены митохондриальная гаплогруппа T1a1 и Y-хромосомная гаплогруппа R1b1a1a2a2[14], у хакасских афанасьевцев определена Y-хромосомная гаплогруппа R1b, у монгольского афанасьевца — Y-хромосомная гаплогруппа Q[15]. Большинство (из четырёх протестированных) мужских образцов афанасьевской культуры принадлежало к одной субгаплогруппе R1b1a1a[16]. Также у афанасьевцев определены митохондриальные гаплогруппы A, N1a1a1a1, U5a1 и Y-хромосомные гаплогруппы R1b1a1a2-M269[en]>R1b1a1a2a1a-P311/L52, R1b1a2a2-CTS1078/Z2103, J1a-CTS5368[17].

Как и у ямников, в геноме афанасьевцев преобладают аллели, связанные со светлой кожей и голубыми глазами[18].

См. также

Примечания

  1. Теплоухов С. А. Древние погребения в Минусинском крае. Материалы по этнографии, т. III, в. 2, Л., изд. Русского Музея. Л., 1927.
  2. Баженов А. И., Бородаев В. Б., Малолетко А. М. Владимировка на Алтае - древнейший медный рудник Сибири. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. — 108 с.
  3. История Алтая (недоступная ссылка). Дата обращения: 31 августа 2019. Архивировано 24 марта 2009 года.
  4. Бронзовый век Архивировано 28 августа 2006 года.
  5. Вадецкая Э.Б., Поляков А. В., Степанова Н. Ф. Свод памятников афанасьевской культуры. — Барнаул, 2014. — С. 378. Архивная копия от 11 апреля 2021 на Wayback Machine
  6. 6,0 6,1 Hollard C, Zvénigorosky V, Kovalev A, et al. New genetic evidence of affinities and discontinuities between bronze age Siberian populations Архивная копия от 8 августа 2021 на Wayback Machine // Am J Phys Anthropol. 2018:1-11.
  7. История Народа Хунну Архивировано 20 марта 2007 года.
  8. J. Mallory, V. H. Mair. The Tarim Mummies: Ancient China and the Mystery of the Earliest Peoples from the West. London.
  9. Клейн Л. С. Миграция тохаров в свете археологии // Stratum plus. Т. 2. С. 178—187.
  10. 10,0 10,1 Козинцев А. Г. О ранних миграциях европеоидов в Сибирь и Центральную Азию (в связи с индоевропейской проблемой) (рус.) // Археология, этнография и антропология Евразии. — 2009. — № 4 (40). — С. 125-136. Архивировано 31 января 2022 года.
  11. Алексеев В. П. Сибирь как очаг расообразования // Проблемы исторической этнографии и антропологии Азии. — М.: Наука, 1968. С. 133.
  12. Хохлов А. А., Солодовников К. Н., Рыкун М. П., Кравченко Г. Г., Китов Е. П. Краниологические данные к проблеме связи популяций ямной и афанасьевской культур Евразии начального этапа бронзового века Архивная копия от 15 августа 2019 на Wayback Machine // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2016. № 3 (34). С. 86—106.
  13. Morten E. Allentoft et al. «Population genomics of Bronze Age Eurasia», 2015. Дата обращения: 12 июня 2015. Архивировано 30 апреля 2016 года.
  14. Vagheesh M Narasimhan et al. The Genomic Formation of South and Central Asia Архивная копия от 1 апреля 2018 на Wayback Machine, March 31, 2018
  15. Hollard C. Peuplement du sud de la Siberie et de l'Altai a l'age du Bronze: apport de la pfleogenetique Архивная копия от 25 декабря 2019 на Wayback Machine, 2014
  16. Clémence Hollard et al. New genetic evidence of affinities and discontinuities between bronze age Siberian populations, 2018
  17. Choongwon Jeong et al. A dynamic 6,000-year genetic history of Eurasia's Eastern Steppe Архивная копия от 3 ноября 2020 на Wayback Machine, 2020
  18. Афанасьевская и окуневская археологические культуры Южной Сибири генетически различны. Дата обращения: 4 июня 2022. Архивировано 26 февраля 2021 года.

Литература