Аугсбургское исповедание

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Аугсбурское исповедание»)
Аугсбургский рейхстаг

А́угсбургское испове́дание (лат. Confessio Augustana, нем. Augsburger Bekenntnis) — самый ранний из официальных вероисповедальных документов, до сих пор являющийся богословской нормой для лютеран. Был выработан Меланхтоном при участии Георга Спалатина и одобрен Лютером как изложение исповедания веры лютеранской церкви. Документ был представлен Карлу V на рейхстаге в Аугсбурге 25 июня 1530 года, вошедшем в историю как Аугсбургский рейхстаг. Католики в ответ написали папское опровержение (Confutatio Pontificio), а от лица православных ответил Константинопольский патриарх Иеремия II[1].

В ответ на опровержение (Confutatio) впоследствии была написана Апология Аугсбургского исповедания.

Содержание

Аугсбургское исповедание состоит из 28 вероучительных положений (статей, артикулов). Разногласия с католическим учением выражены весьма осторожно, поскольку Меланхтон по характеру очень мягок и дипломатичен, а Лютер ещё лелеет надежду, что император созовёт Вселенский собор.

Артикул Название Описание
I О Боге Лютеране верят в триединого Бога и отвергают другие толкования относительно природы Бога.
II Первородный грех Лютеране верят, что люди от рождения — грешны: они (люди) не боятся Бога, не надеются на него и полны всевозможных вожделений. Единственным лекарством против греха является крещение посредством Духа Святого.
III О Сыне Божием (Иисус Христос) Лютеране верят, что Иисус воплотился и истинно воспринял природу человека, посему в его личности соединены две природы. Именно Христос возвращает людей к Богу.
IV Об оправдании Человек не может оправдаться перед Богом делами, но только верой.
V О церковном служении Лютеране верят, что таинства — это орудия Святого Духа, коими Бог спасает людей.
VI О новом послушании Лютеране верят, что добрые дела следуют за верой, но не являются условием спасения.
VII О Церкви Лютеране верят в единую Святую Церковь — это церковь, где верно проповедуются Евангелия и отправляются таинства.
VIII Что есть церковь? Несмотря на то, что в церкви много лицемеров, таинства церкви действенны, ибо они совершаются силой Духа Святого.
IX О крещении Лютеране настаивают, что крещение необходимо для спасения, ибо в крещении обретается благодать. Поэтому детей следует крестить.
X О Причастии Лютеране верят, что Христос истинно присутствует в хлебе и вине в момент Причастия.
XI Об исповеди Лютеране не отрицают исповеди, но считают, что перечисление грехов не обязательно.
XII О покаянии Покаяние начинается с сокрушения и заканчивается верой, которая исходит из Евангелия.
XIII Об употреблении таинств Таинства (Крещение и Причастие) — это прямые установления Бога.
XIV Об ординации пасторов Лютеране позволяют отправлять таинства только тем, кто надлежащим образом призван к этому.
XV О церковных обрядах Лютеране верят, что церковные обряды полезны для поддержания порядка, но участие в них автоматически не приводит к спасению, равно как и обратное.
XVI О мирских делах Мирские учреждения трактуются как божественные установления, посему христиане могут и должны преуспевать в своих мирских профессиях, ибо таково их призвание в этом мире.
XVII О втором пришествии Лютеране верят во Второе Пришествие Иисуса Христа, который придёт судить живых и мёртвых.
XVIII О свободе выбора Свобода выбора проявляется в мирских делах, но не в делах спасения.
XIX О причине греха Причиной греха является не Бог, а злая воля демонов и порочных людей.
XX О добрых делах Добрые дела являются знаком присутствия веры в человеке, но ими нельзя заслужить спасение.
XXI О почитании святых Лютеране почитают святых, но не поклоняются им, ибо спасают не они, но Иисус Христос. Они лишь примеры для подражания.
XXII Необходимость причащения из чаши. Лютеране считают, что причастие должно быть двумя видами (Хлебом и Вином) для всех, а не только для клира.
XXIII Критика целибата Лютеране считают, что безбрачие клира есть относительно недавнее, чисто человеческое, установление. Священники имеют законное право вступать в брак.
XXIV Акцент на просветительском характере обрядов Попытки найти спасение через обряды и обеты (в том числе и монашеские) противоречат Евангелию.
XXVIII Ограничение власти священников За церковью сохраняется лишь проповедь и отправление таинств, в этом её предназначение. Для прочего существуют гражданские власти.

Впоследствии, в латинском издании 1540 года, Меланхтон изменил учение о причащении в интересах сближения с кальвинистами, отчего получилось две редакции Аугсбургского исповедания: invariata и variata. Последняя принималась в основание при заключении всех религиозно-политических договоров. Аугсбургское исповедание во второй редакции было подписано Кальвином и прочими немецкими реформатами, а потому из лютеранского исповедания веры оно превратилось в общепротестантское.

Конфессиональные лютеране, подчёркивая своё несогласие с пост-протестантами, часто подчёркивают, что придерживаются артикулов веры так, как они изложены «в неизменном (или подлинном)» Аугсбургском исповедании.

31 октября 1999 года в том же Аугсбурге глава Ватиканского Совета Единства кардинал Эдуард Кассиди и президент Всемирной Лютеранской Федерации епископ Христиан Краузе подписали «Совместную декларацию о доктрине оправдания»[2]. Мировая общественность восприняла этот акт как примирение между католиками и лютеранами. На самом же деле текст документа не даёт оснований для подобных выводов. Договаривающиеся стороны заявили: «Мы совместно признаём, что будем приняты Богом исключительно из милости, по вере во Христа Спасителя, а никак не вследствие личных заслуг». Авторы документа вводят в оборот понятие «дифференцированного консенсуса», позволяющего каждой стороне, используя схоластическую риторику, оставаться при своём мнении. Более двухсот католических епископов и богословов выступили против подписания совместного заявления как именно «профанации принципов Церкви в угоду сиюминутной мирской политике». Конфессиональные лютеране не менее скептично относятся к этому событию, особенно в контексте того, что следующий год был объявлен Папой «годом индульгенций».

См. также

Примечания

  1. Аугсбургское исповедание // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Joint Declaration on the Doctrine of Justification. www.vatican.va. Дата обращения: 24 июня 2018. Архивировано 6 декабря 2019 года.

Литература

Ссылки