Атомизация общества

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Атомизация общества — это распад связей в обществе, социальное разобщение, социальная изоляция индивидов друг от друга в масштабах целого общества.

Атомизация общества выражается в значительном снижении доверия между людьми, утрате навыков коллективного решения проблем и коллективного взаимодействия. Чем более атомизированое в стране общество, тем ниже вероятность появления в такой стране независимых от государства профсоюзов, НКО, общественных организаций, политических партий и других общественных институтов[1]. В то же время, возрастает цинизм общества в отношении возможности такого взаимодействия, который начинает ошибочно восприниматься как жизненная мудрость и понимание «настоящей» природы людей.

Доцент Института общественных наук РАНХиГС, политолог и бывший член Совета по правам человека при президенте РФ Екатерина Шульман называет Россию и Китай примерами атомизированных обществ, ставших такими из-за тоталитарных политических режимов своего прошлого (КПСС и КПК XX века соответственно)[1]. В начале 2000-х годов стало заметно, что российское общество начало преодолевать советскую атомизацию. Этот процесс скачкообразно усилился в 2010-х, когда, несмотря на проводимую в этот же период государственную политику создания данному процессу препятствий (внедрение ярлыка «иностранный агент», постоянные проверки со стороны госорганов и т. д.), стали появляться тысячи общественных объединений граждан разного масштаба, от чатов по подъездам домов, до всероссийских общественных организаций с сильными международными связями (например, общественное движение наблюдателей «Голос» и другие) и первых независимых от государства и работодателей профсоюзов (например, профсоюз «Альянс врачей» или Конфедерация труда России).

Шульман также упоминает, что большинство тоталитарных режимов в истории человечества на словах превозносили ценности коллективизма, при этом на деле уничтожали все независимые от государства связи между людьми и не позволяли появляться новым, чтобы оставить человека одного незащищённого перед государственной машиной, полностью от неё зависящего[2]. Инструментами сознательной государственной политики атомизации общества в тоталитарных режимах, в частности, в СССР, были, например, уничтожение религиозной общины, ликвидация сельской общины путем насильственной мобильности населения и насильственной урбанизации, ликвидация независимых от государства профсоюзов и создание государственных организаций, имитирующих профсоюзную деятельность[3].

Доцент РАНХиГС Екатерина Шульман высказывала мнение, что в отсутствие искусственно созданных, например государством, условий, общество, со временем, естественным образом преодолевает атомизацию, так как она чужда социальной природе человека.

Примечания

  1. 1,0 1,1 «Запрос есть такой, что закрученные гаечки немного потряхивает». Дата обращения: 23 июля 2019. Архивировано 23 июля 2019 года.
  2. Екатерина Шульман, политолог: «Постсоветский человек вышел в мир с отрицательными социальными навыками». Дата обращения: 24 июля 2019. Архивировано 24 июля 2019 года.
  3. Угрозы подлинные и мнимые (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 июля 2019. Архивировано 23 июля 2019 года.