Атовмян, Левон Тадевосович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Левон Тадевосович Атовмян
Основная информация
Дата рождения 12 (25) мая 1901(1901-05-25)
Место рождения Ашхабад
Дата смерти 16 января 1973(1973-01-16) (71 год)
Место смерти Москва
Страна Флаг СССР СССР
Профессии композитор
Инструменты виолончель, фортепиано
Жанры классическая музыка
Коллективы Симфонический оркестр Комитета кинематографии

Лево́н Тадево́сович Атовмя́н (Атовмья́н) (12 (25) мая 1901, Ашхабад16 января 1973, Москва) — советский музыкально-общественный деятель, композитор, педагог. Отец композитора Дмитрия Атовмяна (1952—2004). В музыковедческой литературе и нотных изданиях встречаются оба варианта написания фамилии: Атовмян и Атовмьян.

Биография

Происходил из армянской семьи. Обучался в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества. Учился игре на виолончели у В. Л. Кубацкого, на фортепиано у И. А. Добровейна, композиции у С. Н. Василенко[1]. С 1919 по 1929 год служил в Красной Армии, в 1920 году стал членом РКП(б), заведовал музыкальной частью Русской экспериментальной мастерской театра (РЭМТ) в Тбилиси, где написал музыку к ряду театральных постановок. Там же, в Тбилиси, в 1926—1929 годах брал уроки по композиции у С. Паниева.

В 1929 году переехал в Москву, где в 1929—1933 годах занимал посты ответственного секретаря секции композиторов и члена президиума Всероссийского общества драматургов и композиторов. В декабре 1931 года на пленуме Совета Всероскомдрама вместе М. Ф. Гнесиным и Д. Д. Шостаковичем выступал с критикой позиции РАПМ[2]. Вместе с С. С. Прокофьевым занимался нотным обменом сочинений советских и зарубежных композиторов до создания Музыкального фонда СССР[3]. В 1932—1935 годах был председателем Московского горкома композиторов. С 1934 по 1936 год исполнял обязанности заместителя директора драматических театров под руководством Ю. А. Завадского и В. Э. Мейерхольда и оперной студии Большого театра.

В 1936 году переехал в Ашхабад, где до 1938 года был начальником Управления по делам искусств Туркменской ССР и преподавал инструментоведение и дирижирование в Музыкальном техникуме. С 1939 по 1948 год директор и заместитель председателя правления Музыкального фонда СССР[1]. Секретным Постановлением ЦК ВКП (б), утверждённым на заседании Политбюро 24 января 1948 года, вместе с А. И. Хачатуряном и В. И. Мурадели был освобождён от руководящей работы в Союзе советских композиторов[4]. Атовмян был смещён с должности директора Музфонда и вскоре после Первого съезда Союза композиторов был лишён членства в этой организации, хотя и с последующим восстановлением.

В 1953—1963 годах занимал должности директора и художественного руководителя Государственного симфонического оркестра Комитета кинематографии[1].

Н. Я. Мясковский посвятил Л. Т. Атовмяну свою Двадцать пятую симфонию, op. 69 (1945—1946)[5].

Скончался в Москве,похоронен на Армянском кладбище города Москвы.

Творчество

Среди собственных немногочисленных произведений выделяются песни и музыка к драматическим спектаклям. На материале некоторых сочинений Д. Д. Шостаковича составил музыку к балетам «Цветы», «Директивный бантик», «Барышня и хулиган» и другим[1]. Известен как автор обработок отдельных песен народов мира (русские, французскую, чешскую, шотландскую) и инструментовок произведений русских и советских композиторов: мазурки из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин», номеров из балетов П. И. ЧайковскогоЛебединое озеро») и А. К. Глазунова («Барышня-служанка» и «Раймонда»), некоторых сочинений Ю. А. Шапорина и В. Я. Шебалина. Л. Т. Атовмян сделал более 40 переложений симфонической, оперной и балетной музыки для фортепиано в две и четыре руки.

  • Русские народные песни в обработке советских композиторов для голоса и дуэта с фортепиано / Сост. Л. Атовмян, М. Иорданский. М.—Л.: Госмузиздат, 1947.
  • Попурри из Балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Инструментовка для эстрадного ансамбля. М.: Музгиз, 1956.
Переложения и инструментовки сочинений С. С. Прокофьева
  • «Ромео и Джульетта», балет ор. 64. Переложение для фортепиано в две руки.— М.: Музфонд, 1944. Переиздано Музгизом в 1946 году[6].
  • «Здравица», кантата op. 85. Переложение для пения с фортепиано. — М.—Л.: Музгиз, 1946.
  • «Золушка», балет ор. 87. Переложение для фортепиано в две руки. — М., 1954.
  • Сюита из вальсов Ф. Шуберта для фортепиано. Инструментовка для малого симфонического оркестра. — М.: Музгиз, 1958.
  • Симфония № 1 «Классическая», ор. 25. Переложение для фортепиано в четыре руки. — М.: Советский композитор, 1960.
Переложения симфоний Д. Д. Шостаковича для фортепиано в две руки

Также переложения для фортепиано музыки Шостаковича к кинофильмам «Овод», «Мичурин», «Пирогов».

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Музыкальная энциклопедия, 1973.
  2. Власова, 2010, с. 122.
  3. Прокофьев, 1977, 358. Прокофьев — Н. Я. Мясковскому, 18 февраля 1933 года, Париж, с. 395.
  4. Власова, 2010, с. 266.
  5. Иконников А. А. Художник наших дней Н. Я. Мясковский. — Изд. 2-е доп. и перераб.. — М.: Советский композитор, 1982. — С. 395. — 448 с.
  6. Прокофьев, 1977, Комментарий 3 к письму 400, с. 546.

Литература

  • Атовмьян Л. Т. // Музыкальная энциклопедия : в 6 т. / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М. : Советская энциклопедия. Советский композитор, 1973. — Т. 1. — 1072 стб.
  • Власова Е. С. 1948 год в советской музыке. — М.: Классика — XXI, 2010. — 456 с. — ISBN 978-5-89817-323-4.
  • Прокофьев С. С., Мясковский Н. Я. Переписка / Вступ. статья Д. Б. Кабалевского; сост. и подг. текста М. Г. Козловой и Н. Р. Яценко; комм. В. Л. Киселёва; предисл. и указатели М. Г. Козловой. — М.: Советский композитор, 1977. — 600 с.
  • Рядом с великими. Атовмьян и его время / Сост. Нелли Кравец. — М.: ГИТИС, 2012. — 492 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-91328-104-3.

Ссылки