Атеизм в Албании

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Нерелигиозность, атеизм и агностицизм распространены среди албанцев наряду с доминирующими исламом и христианством[1]. Большинство албанцев ведут светский образ жизни и отвергают религиозные предписания, которые могут существенно определять или определяют их образ жизни[2].

Нерелигиозность в Албании распространилось в период развития идей антиклерикализма и секуляризации, характерных для албанского национализма[en] периода поздней Османской империи. Хотя тогдашние деятели и позволяли себе время от времени нападки в адрес религии, первым публичным противником всяких верований выступил в 1934 году Исмет Тото[en][3], примеру которого в 1935 году последовал Анастас Пласари[4]. Начиная с 1946 года, при коммунистическом режиме в Албании, религиозная деятельность сначала была ограничена[5], а в 1967 году с провозглашением Энвером Ходжей атеистического государства религиозная практика в стране была объявлена вне закона[6], хотя на частном уровне подобные практики сохранялись, пока не были введены дополнительные ограничения. Этот антирелигиозный режим был впервые ослаблен в 1985 году, а в 1990 году и вовсе упразднён[7] при его преемнике Рамизе Алии[8][9]. Опрос, проведённый ПРООН, показал, что подавляющее большинство албанцев согласны с тем утверждением, что национализм, недостаточная религиозность и запрет любого вероисповедания во время коммунистического режима помогли заложить основы современной религиозной терпимости в Албании[10].

Современные оценки численности нерелигиозного населения сильно разнятся. Количество албанцев, объявивших себя атеистами, составляет от 2,5 %[11] до 8 %[12] или 9 % , в то время как по другим оценкам, число нерелигиозных граждан составляет 39 %, из которых «атеистами» себя назвали 9 %, а «нерелигиозными» — 30 %, 61 % респондентов не согласились с тем, что религия «важна» для их жизни, и 72 % отметили, что «не практикуют» её[13]. Многие албанцы, называющие себя мусульманами или христианами, соблюдают лишь некоторые из обрядов своей веры или вовсе не соблюдают никаких. На основании исследований, проведённых в 2008, 2009 и 2015 годах, Албания с 39 % нерелигиозного населения оказалась на 20-м месте среди наименее религиозных стран мира[14].

Религиозная идентичность в Албании обычно определяется семейным происхождением, а не личным практическим выбором[15][16]. Несмотря на повсеместное отсутствие религиозной практики, опросы показали и отрицательное отношение части албанцев к людям, громко заявляющим о своём атеизме[17][18].

История

Фаик-бей Коница, деятель Албанского национального возрождения, который через два года после своего перехода из ислама в католицизм написал обличение против всех религий.
Энвер Ходжа буквально воспринял слова Пашко Васы, запретив публичные религиозные практики, хотя на частном уровне они продолжались.

В конце османской эпохи, для преодоления религиозных разногласий среди албанцев, делившихся в религиозном плане на мусульман-суннитов, православных христиан, мусульман-бекташей и католиков албанские националисты[en] с самого своего появления призывали албанцев игнорировать религиозные различия, утверждая, что вызывающий разногласия сектантский религиозный фанатизм чужд албанской культуре. Они выступали за то, что некоторые историки называют «гражданской религией» албанизма[19]. В известной своей поэме «О, моя Албания![en]» (алб. O moj Shqypni) Пашко Васа призвал албанцев "поклясться не обращать внимания [букв."смотреть «] на церковь или мечеть», потому что «вера албанца — это албанизм» (алб. feja e shqiptarit është shqiptaria)[19].

Деятели Албанского национального возрождения в XIX веке, такие как Фаик Коница, Яни Врето[en] и Зеф Юбани, часто высказывали антирелигиозные мысли. Так Коница в 1897 году заявил, что «любая религиозная вера вызывает у него рвоту» (алб. Më vjen për të vjellur nga çdo fe)[20]. Но первым апологетом атеизма в современной Албании традиционно считается Исмет Тото[en], публицист и революционер[3], чья антирелигиозная полемическая работа 1934 года «Ссора с духовенством» (алб. Grindje me Klerin), стала одной из первых известных работ на албанском языке, выступавших против религиозного исповедания. За ней в 1935 году последовала «Болезнь религии» (алб. Sëmundja Fetare), ещё одна важная антирелигиозная полемика Анастаса[4]. Стихотворение Blasfemi Мигени, которого многие считали атеистом, также относится к антирелигиозным[21][22]. Ещё одной важной фигурой того времени был политик и мэр Гирокастры Хюсен Ходжа[en], дядя Энвера Ходжи, который имел репутацию «радикального атеиста и антиколониалиста». Его атеистические взгляды повлияли на мировоззрение племянника[23].

Примечания

  1. Albania and the European Union: The Tumultuous Journey Towards Integration and Accession. — ISBN 978-1-84511-308-7. Архивная копия от 12 января 2020 на Wayback Machine
  2. Religious Tolerance in Albania. Дата обращения: 31 мая 2022. Архивировано 27 октября 2018 года.
  3. 3,0 3,1 Jorgaqi. Ismet Toto, intelektuali kryengritës, Shqiptarja.com (22 декабря 2013). Архивировано 9 ноября 2017 года. Дата обращения 31 мая 2022.
  4. 4,0 4,1 Archived copy. Дата обращения: 31 мая 2022. Архивировано 28 июля 2017.
  5. Albania – Hoxha's Antireligious Campaign. Дата обращения: 31 мая 2022. Архивировано 4 ноября 2016 года.
  6. Tarifa, Fatos. To Albania, with Love. — University Press of America, 2007. — P. 68. — ISBN 978-0-7618-3590-5. Архивная копия от 16 апреля 2017 на Wayback Machine
  7. Albania – The Revival of Religion. Country Data. Дата обращения: 31 мая 2022. Архивировано 26 ноября 2015 года.
  8. Vickers, Miranda & Pettifer, James (2000), Albania: From Anarchy to a Balkan Identity, NYU Press, с. 99,109, ISBN 081478805X, <https://books.google.com/books?id=Gm8TCgAAQBAJ&pg=PA99>  Архивная копия от 12 января 2020 на Wayback Machine
  9. Mustafa, Mentor. What Remained of Religion in an "Atheist" State and the Return of Religion in Post-Communist Albania // MESS and RAMSES II. Vol. 7, Mediterranean Ethnological Summer School. — Univerza v Ljubljani, Filozofska fakulteta, 2008. — P. 67. — ISBN 978-961-237-279-8.
  10. Religious Tolerance in Albania 45–46. Дата обращения: 31 мая 2022. Архивировано 27 октября 2018 года.
  11. 2011 Census-AL (алб.). INSTAT (2011). Дата обращения: 31 мая 2022. Архивировано 26 марта 2017 года.
  12. Zuckerman, Phil. Atheism: Contemporary Numbers and Patterns // The Cambridge Companion to Atheism. — Cambridge University Press, 2006. — P. 47–66. — ISBN 9780521842709.
  13. Instantanés d'Albaníe, un autre regard sur les Balkans (2005). Дата обращения: 31 мая 2022. Архивировано 14 июня 2007.
  14. Mapped: The world's most (and least) religious countries (англ.), The Telegraph. Архивировано 16 августа 2021 года. Дата обращения 31 мая 2022.
  15. Hayden (2002). «Antagonistic Tolerance. Competitive Sharing of Religious Sites in South Asia and the Balkans». Current Anthropology 43 (2): 205–219 [208]. doi:10.1086/338303.
  16. De Rapper, Gilles. «Religion in Post-Communist Albania: Muslims, Christians, and the idea of 'culture' in Devoll, Southern Albania». Anthropological Notebooks 14, 2(2008) : Pages 31-45. Page 33: «Notwithstanding the level of religious practice and feelings (which of course varies from one individual to another), everyone is aware of belonging — at least by family origin — to a particular 'religion' (fe), Muslim or Christian. It thus possible to say that in Devoll, as elsewhere in Albania and the Balkans, one belongs to a religious community by attribution rather than by adherence. Belonging to a religious community, or 'religion', is not only a matter of faith. The social implications of religious attribution are visible at different levels of social life.»
  17. How religious are Albanian and Bosnian Muslims?, Discover. Архивировано 9 января 2012. Дата обращения 31 мая 2022.
  18. Ylli Rugova. Ateizmi po behet tabu, Gazeta Express (23 сентября 2014). Архивировано 18 августа 2017 года. Дата обращения 31 мая 2022.
  19. 19,0 19,1 Duijzings, Ger. «Religion and the Politics of 'Albanianism'». In Schwandler-Stevens and Jurgen, Albanian Identities: Myth and History. Pages 61-62. Page 62: «nationalist rhetoric declared it [religion/millet] to be unimportant (and that religious fanaticism to be alien to the Albanian soul)», page 61:"From the beginning, national ideologists propagated a kind of 'civil religion' of Albanianism, which was epitomized in Vaso Pasha’s famous and influential nationalist poem O moj Shqypni («O poor Albania»): «Awaken, Albanians, wake from your slumber. Let us all be brothers, swear an oath not to mind church or mosque. The faith of the Albanian is Albanianism!'»
  20. Myslimanët shqiptarë, "në anën e gabuar të historisë", Gazeta Shqip (11 сентября 2014). Архивировано 9 апреля 2019 года. Дата обращения 31 мая 2022.
  21. Pamfleti. Migjeni pa pasardhës, si i vetmi ekspresionist shqiptar/ -nga Moikom Zeqo- Pamfleti (англ.), Pamfleti (13 October 2015). Архивировано 24 февраля 2021 года. Дата обращения 31 мая 2022.
  22. T'ja lëmë Zotit plakën | 27.al (алб.), 27.al (13 prill 2016). Архивировано 1 марта 2021 года. Дата обращения 31 мая 2022.
  23. GazetaBlic. Enver Hoxha dhe një nga misteret më të mëdha në histori - GazetaBlic (англ.), GazetaBlic (15 марта 2016). Архивировано 3 августа 2017. Дата обращения 31 мая 2022.