Асса (фильм)
Асса | |
---|---|
Жанр | драма |
Режиссёр | Сергей Соловьёв |
Автор сценария |
Сергей Ливнев Сергей Соловьёв |
В главных ролях |
Сергей Бугаев Татьяна Друбич Станислав Говорухин |
Оператор | Павел Лебешев |
Композитор | Борис Гребенщиков |
Художник-постановщик | Марксэн Гаухман-Свердлов |
Кинокомпания | Киностудия «Мосфильм». Творческое объединение «Круг» |
Длительность | 144 мин. |
Страна | СССР |
Язык | русский |
Год | 1987 |
Следующий фильм | 2-Асса-2 |
Ссылки | |
Кинопоиск | ID 43545 |
IMDb | ID 0094683 |
«А́сса» — советский кинофильм режиссёра Сергея Соловьёва, снятый в 1987 году. Первая часть его трилогии, в которую входят также фильмы «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989) и «Дом под звёздным небом» (1991)[1].
В картине приняли участие популярные рок-музыканты (в том числе Виктор Цой), в саундтрек вошли песни Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум», группы «Браво» с солисткой Жанной Агузаровой и группы «Кино». Таким образом, фильм «Асса» стал одним из основных киносвидетельств русского рока, достигшего пика своего развития во второй половине 1980-х годов.
Фильм в основном был снят в Ялте в ноябре—декабре 1986 года. Премьера фильма состоялась 25 марта 1988 года в московском ДК МЭЛЗ в рамках арт-рок-парада «Асса»[2][3][4]. По словам Соловьёва, сам фильм снимался два месяца, после чего режиссёр потратил ещё восемь месяцев на его выход.
В 2009 году вышел фильм «2-Асса-2», ставший продолжением фильма «Асса» (с отсылкой к кинокартине «Анна Каренина»).
Сюжет
Действие фильма происходит зимой 1980 года[5] в Ялте. Молодая медсестра Алика за три года до описываемых событий сошлась со своим пациентом Андреем Валентиновичем Крымовым — цеховиком, криминальным авторитетом и крупным финансовым махинатором. Ожидая любовника в зимней Ялте, она на одну ночь снимает комнату в доме случайного знакомого, молодого человека по прозвищу Бананан.
Постепенно Алика увлекается Банананом и всё меньше времени проводит с Крымовым, вызывая у того ревность и раздражение. Бананан работает ночным сторожем в театре и поёт со своими друзьями в одном из городских ресторанов. Про себя он говорит: «Я живу в заповедном мире моих снов». В это же время в самом театре проходят гастроли труппы артистов-лилипутов. Один из них, Альберт, является давним другом и бывшим сообщником Крымова.
Между тем за самим Крымовым пристально наблюдают сотрудники спецслужб (милиции и КГБ). В Ялте Крымов планирует осуществить кражу скрипки Гварнери. Саму операцию он поручает Альберту в оплату недавно всплывшего старого долга. Альберт, не желая возвращаться к криминалу, кончает жизнь самоубийством, выбросившись за борт теплохода. Его жена Зоя тяжело воспринимает смерть мужа. После её отъезда Алика находит в их комнате пистолет, переданный Альберту Крымовым.
Один из сообщников передаёт Крымову снимок Алики и Бананана, сфотографировавшихся вместе в фотоавтомате, что выводит его из себя. Сначала Крымов пытается запугать Бананана, чуть не утопив его во время дальнего заплыва в море, а после пытается подкупить, подстраивая ему крупный выигрыш на скачках и предлагая на пару недель покинуть Ялту, пока он с Аликой не уедет. Но Бананан отказывается и тем самым подписывает себе смертный приговор: подручные Крымова убивают его, а тело бросают в море. Крымов уговаривает Алику уехать с ним, но, получив отказ, сообщает об убийстве Бананана. Потрясённая Алика в состоянии аффекта стреляет в Крымова из пистолета и убивает его, а затем звонит в милицию (звонок остаётся за кадром). Приехавшие сотрудники органов правопорядка производят осмотр места происшествия и личный досмотр, после чего уводят арестованную. Перед тем как покинуть номер, она ставит кассету с песней Жанны Агузаровой «Чудесная страна», которую когда-то дал ей Бананан, и плачет.
В эпилоге фильма негр Витя, друг Бананана, приводит в ресторанную группу нового исполнителя. Это Виктор Цой, который в фильме играет самого себя. Не дожидаясь конца нудного инструктажа директора ресторана о правилах поведения артиста эстрады, Цой выходит на сцену ресторана и поёт свою песню «Мы ждём перемен». Во время исполнения кадры сменяются — перед Цоем появляется огромная аудитория зрителей с огоньками в поднятых руках.
Параллельно в фильме присутствует ещё одна сюжетная линия, переносящая на экран эпизоды книги, которую читает Крымов, — «Грань веков» Натана Эйдельмана (о последних днях жизни и убийстве российского императора Павла I 12 (24) марта 1801 года).
В ролях
- Станислав Говорухин — Андрей Валентинович Крымов (Сван), криминальный авторитет, цеховик
- Татьяна Друбич — Алика, медсестра, любовница Крымова
- Сергей Бугаев — Бананан, певец в ресторане, возлюбленный Алики
- Дмитрий Шумилов — негр Витя, друг Бананана
- Виктор Бешляга — Альберт Петрович, лилипут, бывший сообщник Крымова
- Анита Жуковская — Зоя, жена Альберта
- Александр Баширов — Шурик Бабакин, сообщник Крымова, лже-майор ВВС
- Илья Иванов — Аркадий Петрович (Шар), сообщник Крымова
- Герман Шорр — Чирей, сообщник Крымова
- Анатолий Сливников — Гоша (Амбал), сообщник Крымова
- Светлана Тормахова — Марья Антоновна, мама Бананана
- Андрей Халявин — Вадим (Борода), сотрудник КГБ
- Ирена Куксенайте — Лена, спутница Бороды
- Дмитрий Долинин — Павел I
- Александр Домогаров — Александр I
- Кирилл Козаков — Платон Зубов
- Александр Иншаков — ударивший Бабакина в ресторане
- Александр Спорыхин — Баранов, задержанный в отделении милиции
- Музыканты (камео):
- Голос от автора — Натан Эйдельман
Съёмочная группа
- Сценарий — Сергей Ливнев, Сергей Соловьёв
- Режиссёр-постановщик — Сергей Соловьёв
- Главный оператор — Павел Лебешев
- Главный художник — Марксэн Гаухман-Свердлов
- Композитор — Борис Гребенщиков
- Звукооператор — Екатерина Попова
- Оригинальная музыка к фильму — Борис Гребенщиков и группа «Аквариум»
- Директор картины — Владимир Дудин
История создания
Название
Рабочее название фильма «Асса» — «Здравствуй, мальчик Бананан!»; под этим названием проходили кинопробы. Имя главного героя фильма — «Бананан» — было у персонажа песни «Здравствуй, мальчик Бананан» (прозвучавшей в фильме), сочинённой и исполненной Юрием Чернавским на его известном рок-альбоме «Банановые острова»[6], который был записан в феврале 1983 года.
- Название фильма было предложено Сергеем Бугаевым, исполнителем роли Бананана. Из интервью с Сергеем Соловьёвым:
— Кстати, откуда это название «Асса» вообще взялось?
— Это всё благодаря Серёже Бугаеву, «Африке». Поначалу фильм назывался «Здравствуй, мальчик Бананан» или ещё как-то, в том смысле, что «здравствуй, новый мальчик». А как-то ночью Серёжа пришёл ко мне и говорит: «Назовите фильм „Асса“!» — «Но почему „Асса“?» — «Не важно, если хотите фильму успеха, назовите „Асса“, — твердит Африка. — А почему, я вам завтра скажу». Только чтобы отвязаться, я пообещал ему. На следующий день он разродился каким-то словоблудием про «чистых» и «нечистых» спасённых тварей, про ветхозаветного Ноя, который, сойдя на землю со своего ковчега, вскричал: «Ас-с-са!!» А потом, поняв, как он меня всем этим утомил, Бугаев сказал: «Ну не хотите так, тогда можете это название рассматривать как аббревиатуру: „Автор Соловьёв Сергей Александрович“»[7].
- Сам лозунг «Асса» в рок-среду ввёл художник Олег Котельников, этот лозунг широко использовался в среде, связанной с «Камчаткой»[8].
- В 2012 году Сергей Бугаев на ялтинском показе фильма «2-Асса-2» представил следующую версию происхождения названия:
Мы когда снимали картину в Ялте, то много выпивали массандровского вина. Однажды в слове «Массандра» зачеркнули первую букву, а потом и несколько последних. И получился красивый напиток «Асса». Мы потом даже предлагали переименовать винзавод в «Ассу» и выпускать напиток с таким красивым названием.
Актёры
Все вокальные партии песен героя Сергея Бугаева — Бананана — исполняет Сергей Рыженко, снявшийся в роли самого себя[7]. Первоначально на роль Бананана планировалось взять Бориса Гребенщикова, а на роль Крымова режиссёру предлагали пригласить Александра Розенбаума. По поводу последнего у Соловьёва были опасения, а Гребенщиков отказался, сославшись на то, что между им и героем большая разница в возрасте и что каждый должен заниматься своим делом. Вместо себя музыкант отправил к Соловьёву молодого художника Сергея Бугаева. Одна из песен, которую за кадром исполнил в фильме Гребенщиков — «Город золотой», в сцене, где влюблённые Алика и Бананан, предчувствуя, что ничему не суждено сбыться, безмолвно «плывут» то вверх, то вниз в кабинке ялтинской канатки. В трактовке киноведа Александра Казакевича песня в исполнении Гребенщикова выступает в фильме лейтмотивом истории любви так ни разу и не поцеловавшихся в кадре Алики и Бананана — любви мучительной, страстной, жертвенной[10][11].
Главную героиню зовут Алика — так автор сценария Сергей Ливнев, у которого в то время был роман с актрисой Аликой Смеховой, решил запечатлеть имя возлюбленной, впоследствии ставшей его женой[12]. Татьяна Друбич устами своей героини Алики в фильме говорит о своём имени: «Дурацкое имя, вот и всё. Мама хотела назвать Александрой, а отец — Ликой. Сошлись на среднем. Получилось Алика. Дикость, как, впрочем, любой компромисс».
Места съёмки
Фильм снимался в Ялте зимой 1986-1987 годов. Алика и Крымов жили в гостинице «Ореанда». Ресторан, в котором играл Бананан, где обедали Крымов с Аликой, а также происходила драка с Бабакиным и куда устраивался на работу Виктор Цой (на место Бананана), находился в правом крыле гостиницы «Таврида». Рядом расположена канатная дорога «Ялта — Горка» (от набережной Ялты до холма Дарсан), на которой катались Алика и Бананан. Она стала достопримечательностью города после выхода фильма на экраны. Сцены, где за Крымовым ведут видеонаблюдение, сняты в Никитском ботаническом саду.
Небольшая неточность связана с поездкой Крымова и Бананана из Ялты в Симферополь, на ипподром. События фильма происходят в 1980 году, тогда как Симферопольский ипподром прекратил своё существование ещё в начале 1970-х годов[13]. Эпизод снимали на московском ипподроме.
Эпизод с исполнением песни «Хочу перемен» снимался в Зелёном театре ЦПКиО имени Горького в Москве. Вместо оплаты массовки съёмочная группа организовала бесплатный концерт «Кино», в ходе которого и был снят эпизод. В связи со съёмочной спецификой песня исполнялась под фонограмму. Остальной концерт был отыгран вживую[14]. Публика, пришедшая на бесплатный концерт, была так возмущена долгой подготовкой к съёмке сцены, что перевернула пожарную машину, стоявшую наготове по соображениям техники безопасности[14].
Исторические сцены снимались в Михайловском замке в Ленинграде.
Отсылки
- В одном из эпизодов Крымов напевает «Песню о друге» Владимира Высоцкого. Станислав Говорухин, сыгравший роль Крымова, был режиссёром фильма «Вертикаль», в котором эта песня исполнялась автором:
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а — так…
По ходу фильма персонажи картины цитируют и исполняют многие литературные и музыкальные произведения.
- Фраза Бананана «Не для денег родившийся футурист Владимир Маяковский» — это упоминание малоизвестного и не сохранившегося фильма Маяковского «Не для денег родившийся» (экранизация романа Джека Лондона «Мартин Иден»)[15].
- В кинотеатре Алика и Бананан смотрят фильм «Тихая улица» с участием Чарли Чаплина.
- Крымов цитирует Пушкина:
Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился лёгкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам тёмною струёю
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал;
Татьяна пред окном стояла,
На стёкла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.
- Фраза Бананана «Кто там у тебя приплыл на пароходе? Принц Датский?», обращённая к Алике, отсылает к трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет».
- Артисты театра лилипутов исполняют отрывки из оперетты «Сильва» Имре Кальмана.
- В сцене прогулки Крымова, Альберта и Зои по Никитскому ботаническому саду звучит хоральная прелюдия фа минор «Ich ruf zu dir Herr Jesus Christ» И. С. Баха.
- Негр Витя, изображая иностранного артиста, в вестибюле гостиницы напевает песни «Beyond the Sea» и Стинга «Moon over Bourbon Street» (хотя альбом «The Dream of the Blue Turtles» с этой песней вышел только в 1985 году, то есть после событий, описанных в фильме)[16]. Кроме того, в комнате Бананана висит фотография Ника Кейва, взятая с альбома The Firstborn Is Dead, вышедшего только в 1985 году.
- В одном из эпизодов Алика и Крымов слушают по радио песню Джо Дассена «Salut».
- Монолог лже-майора о Гагарине — чистая импровизация актёра Александра Баширова[17], который не смог запомнить текст, написанный в сценарии[18]. В фильме есть ещё одна отсылка к Гагарину: его портрет висит в комнате Бананана.
- Первоначальный отказ администрации гостиницы «Ореанда» в проведении съёмок удалось уладить только после телеграммы, в отчаянии отправленной Сергеем Соловьёвым на адрес генсека Михаила Горбачёва. Дошедшая по воле случая непосредственно до адресата, телеграмма привела его в такую ярость, что вопрос был немедленно улажен[19].
- Портрет Брежнева, мимо которого идут персонажи фильма, изготовлен специально для съёмок местным художником. Появление портрета на набережной спустя несколько лет после смерти генсека вызвало у местного населения самые невероятные предположения[20].
- Идею поместить пальму на вращающийся проигрыватель у Бананана авторы фильма взяли, побывав на шоу-концерте группы «Кабинет», первой группы в СССР, игравшей в середине 1980-х годов в стиле ска.
- Арт-объекты из комнаты Бананана — коммуникативная труба (англ. The Communication Tube[21]) и железный занавес (англ. Iron Curtain[22]) — созданы группой «Гнездо» (направление «московский аналитический концептуализм»).
Саундтрек
- Группа «Кино»
- Виктор Цой — вокал
- Георгий Гурьянов — ударные
- Юрий Каспарян — гитара
- Игорь Тихомиров — бас-гитара
- Андрей Крисанов — бас-гитара
- Сергей «Африка» Бугаев — ударные
- Тимур Новиков — художник
- «Аквариум»
- Борис Гребенщиков — вокал
- Всеволод Гаккель — вокал, виолончель
- Дюша Романов — вокал, флейта
- Александр Титов — вокал, бас-гитара
- Александр Ляпин — гитара
- Пётр Трощенков — ударные
- «Браво»
- Жанна Агузарова — вокал
- Евгений Хавтан — гитара
- Павел Кузин — ударные
- Фёдор Пономарёв — саксофон, клавишные
- Тимур Муртузаев — бас-гитара
- «Союз композиторов»
- Александр Синицын — вокал, гитара
- Михаил Михайлюк — клавишные
- Майя Манташева — вокал
- Авторы песен:
- Борис Гребенщиков
- Виктор Цой
- Евгений Хавтан
- Александр Синицын
- Владимир Матецкий
- Юрий Чернавский
- Анри Волохонский
См. также
- Перестроечное кино
- Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви
- Дом под звёздным небом
- 2-Асса-2
Примечания
- ↑ Трилогия «Асса» / «Чёрная роза — эмблема печали…» / «Дом под звёздным небом» на сайте студии «АИР». Архивировано 28 сентября 2007 года..
- ↑ Львовски М. «Ассе» — 30. Что осталось за кадром на съёмках в Крыму . mk.ru (3 апреля 2018). Дата обращения: 13 апреля 2021. Архивировано 13 апреля 2021 года.
- ↑ Лебедева Ю. «Асса» в массы . artguide.com (16 апреля 2018). Дата обращения: 13 апреля 2021. Архивировано 13 апреля 2021 года.
- ↑ Репертуар апреля 1988 года: «Асса», «Мосфильм» // Новые фильмы : журнал. — 1988. — Апрель (№ 04). — С. 1—2. — ISSN 0130-7738.
- ↑ Кузнецова, 1990, с. 134.
- ↑ Барабанов, 2008, с. 28.
- ↑ 7,0 7,1 К юбилею Сергея Соловьёва . Сегодня вечером. Первый канал (31 августа 2019). — Часть 2. Дата обращения: 23 ноября 2019. Архивировано 24 ноября 2019 года.
- ↑ Екатерина Борисова. Друг народа // FUZZ : Журнал. — 2003. — Вып. № 11. Архивировано 11 января 2012 года.
- ↑ Название «Асса» возникло от винной этикетки «Массандра», когда остальные буквы были залиты вином Архивная копия от 22 декабря 2015 на Wayback Machine // yalta.org.ua
- ↑ Голенчик К., Казакевич А. «Асса. Кто любит, тот любим» . Документальный фильм. Культура (2016). Дата обращения: 13 декабря 2019. Архивировано 13 декабря 2019 года.
- ↑ К юбилею Сергея Соловьёва. Часть 2: Сегодня вечером . Первый канал (31 августа 2019). — Хронометраж факта 47.00—49.00. Дата обращения: 23 ноября 2019. Архивировано 24 ноября 2019 года.
- ↑ Барабанов, 2008, с. 35.
- ↑ Памятные киноместа в Крыму // crimea.naiti.ru Архивировано 18 сентября 2008 года.
- ↑ 14,0 14,1 Барабанов, 2008, с. 199.
- ↑ Фильмография Маяковского // notabene.in Архивировано 25 октября 2007 года.
- ↑ Барабанов, 2008, с. 148.
- ↑ Груз 200. Груз из 1984-го // Музыкальный портал «Fuzz» Архивировано 20 мая 2015 года.
- ↑ Барабанов, 2008, с. 161.
- ↑ Барабанов, 2008, с. 146.
- ↑ Барабанов, 2008, с. 141.
- ↑ Группа «Гнездо» (недоступная ссылка). Московский концептуализм. Дата обращения: 20 апреля 2017. Архивировано 21 апреля 2017 года.
- ↑ Железный занавес (недоступная ссылка). Московский концептуализм. Дата обращения: 20 апреля 2017. Архивировано 21 апреля 2017 года.
Литература
- Барабанов Б. «Асса»: Книга перемен. — СПб.: Амфора, 2008. — 279 с. — ISBN 978-5-367-00683-4.
- Кузнецова М. Живые души в мёртвый сезон // Экран. — 1990. — С. 134.
Ссылки
- Фильм «Асса» в онлайн-кинотеатре «Мосфильма»
- Фильм «Асса» на сайте проекта «Чапаев»
- Фёдоров А. Необходимо время . Сайт Александра Фёдорова. Дата обращения: 11 ноября 2012. Архивировано 19 ноября 2012 года.
- Фильмы по алфавиту
- Фильмы 1987 года
- Фильмы Сергея Соловьёва
- Фильмы СССР 1987 года
- Фильмы студии «Мосфильм»
- Фильмы-драмы СССР
- Музыкальные фильмы СССР
- Молодёжные фильмы СССР
- Фильмы на русском языке
- Исторические фильмы о 1800-х годах
- Перестройка в культуре и искусстве
- Фильмы о рок-музыке
- Неофициальное искусство СССР
- Фильмы:Персонаж:Александр I
- Виктор Цой
- Фильмы о Крыме
- Молодёжь СССР 80-х