Асака (Узбекистан)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Город
Асака
узб. Asaka/Асака
40°38′ с. ш. 72°14′ в. д.HGЯO
Страна  Узбекистан
Область Андижанская
туман Асакинский
История и география
Прежние названия до 1924Асаке
до 1937Зеленск (Зеленский)
до 1991Ленинск
Часовой пояс UTC+5:00
Население
Население 107 400 человек (2017)
Официальный язык узбекский
Цифровые идентификаторы
Телефонный код +99874

asaka.uz  (узб.)
Асака на карте
Асака
Асака

Асака́ (узб. Asaka/Асака) — город районного подчинения, административный центр Асакинского района Андижанской области Узбекистана. Население — 107 400 жителей (2017).

Происхождение названия

Относительно происхождения названия города существуют разные версии. Некоторые учёные (например, профессор Т. Ширинов) связывают название с племенами саков, которые проживали в Ферганской долине в VI—V веках до н. э. Александр Македонский, который проходил этими землями на пути из Средней Азии в Скифию в IV веке до н. э., назвал их ассакенами (от саки — среднеазиатские скифы). Их слово ассаке— «всадник». Археолог Б. Матбабаев в качестве доказательства этой версии приводит изображения коней, найденные на камнях в восточной части долины, и выдвигает гипотезу о том, что в этих местах было развито племенное коневодство.

В русский язык название вошло в киргизской форме Ассаке, с традиционным в этом случае удвоением «с». При СССР посёлок Ассаке получает название Зеленск, в честь И. А. Зеленского, который в 1924—1931 годах возглавлял Среднеазиатское бюро ЦК ВКП(б). После ареста Зеленского в 1937 году преобразован в город и переименован в Ленинск. В 1991 году городу возвращено его историческое название, но в узбекской форме Асака[1].

История

До 1898 года на месте этого города находился кишлак Ассаке, ставший центром так называемого «Киргизско-Андижанского восстания»[2].

Город с момента присвоения статуса в 1937 находился в областном подчинении, но с 2010 года имеет статус города районного подчинения[3].

География

Расположен в Ферганской долине на канале Шахрихансай.

Через город проходит линия железной дороги Андижан — Коканд, а в его черте находится железнодорожная станция Асака. Город также является узлом автомобильных дорог, идущих на Маргилан, Фергану и Андижан.

Население

Промышленность

Асака является центром автостроительной промышленности Узбекистана. В конце 1990-х годов в городе был возведён завод по производству автомобилей UzDaewoo, позже переименованный в ЗАО СП «General Motors — Uzbekistan».

Автозавод GM-Uzbekistan является практически градообразующим предприятием. По проекту он должен был выйти на проектную мощность в 2002 году[4].

Также в городе имеется ряд других заводов:

  • АО «Avtokomponent». www.autocomponent.uz. Дата обращения: 15 июня 2020. (выхлопные системы и трубы для автомобилей),
  • СП «Уз-Донг-Вон Ко» (недоступная ссылка). Архивировано 24 октября 2019 года. (выхлопные системы и трубы для автомобилей),
  • маслоэкстракционный,
  • кислородный.

Около города также производится добыча нефти и природного газа.

Образование

В Асаке имеются 4 колледжа (индустриальный, медицинский, народного хозяйства и экономики), торговый техникум, дошкольное педагогическое училище, а также академический лицей.

Известные уроженцы

Примечания

  1. Поспелов Е. М. Географические названия мира: Топонимический словарь. — М.: АСТ, 2001. — 329 с. — ISBN 5-17-016407-6.
  2. Г. П. Фёдоров. «Моя служба в Туркестанском крае. (1870—1910). XVIII».. www.vostlit.info. Дата обращения: 15 июня 2020. Архивировано 12 августа 2020 года.
  3. Постановление Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 19 ноября 2010 года № 200-II «Об объединении территорий города Асака и Асакинского района Андижанской области и отнесении города Асака к категории городов районного подчинения»
  4. Однако до настоящего времени[когда?] завод по производству автомобилей не вышел на проектный уровень производства автомобилей. Например, в 2006 году было произведено ~160 000 единиц. Одной из многих причин недостижения плановых мощностей явилось банкротство стратегического инвестора автозавода — корейского концерна «Daewoo Motors Inc.». Также выявились значительные экономические просчёты по объёмам реализации продукции завода, что было следствием низкой покупательной способности населения (объёмы внутреннего спроса в стране не достигли запланированного уровня).

Ссылки