Арьев, Андрей Юрьевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Андрей Арьев
Андрей Арьев.jpg
Имя при рождении Андрей Юрьевич Арьев
Место рождения Ленинград, РСФСР, СССР
Род деятельности литературовед, литературный критик, прозаик, редактор

Андре́й Ю́рьевич А́рьев (род. 18 января 1940, Ленинград) — советский и российский литературовед; прозаик, эссеист, литературный критик, редактор.

Биография

В 1964 году окончил отделение русского языка и литературы филологического факультета ЛГУ[1]. Дипломное сочинение написал о романах Вениамина Каверина, с которым и в дальнейшем поддерживал отношения: фрагментарно их переписка опубликована в книгах Каверина «Вечерний день» (1982) и «Литератор» (1988).

После окончания университета работал в Северо-Западном издательстве (Архангельск), затем в Лениздате. Участвовал в экспедициях на Сахалин, Курильские острова и в Таджикистан. Одно время водил экскурсии в музее-заповеднике «Михайловское». Затем начал работать в журнале «Звезда», был консультантом отдела прозы, заместителем главного редактора. С 1972 года публиковал собственные прозаические произведения, как в советской периодике, так и в самиздате и за рубежом. С 1984 года — член Союза писателей СССР. Печатался как литературовед и литературный критик в различных периодических изданиях, таких как «Вопросы литературы», «Звезда», «Знамя», «Новый мир», исторический альманах «Минувшее» и другие. Автор более чем 400 печатных работ. Область интересов — русская культура XIX—XXI вв.

С 1992 года[2] является вместе с Яковом Гординым соредактором журнала «Звезда».

В 2000 году выпустил книгу «Царская ветка», посвященную осмыслению эволюции русской лирической поэзии XIX – XX вв.. Будучи другом Сергея Довлатова со студенческих времён, после смерти Довлатова являлся составителем его собрания сочинений и комментатором его произведений; опубликовал воспоминания о нём. Автор ряда статей о творчестве Владимира Набокова. Автор книги «Жизнь Георгия Иванова. Документальное повествование».

Автор статей об Иване Крылове, о Федоре Тютчеве, Федоре Достоевском, Александре Блоке, Осипе Мандельштаме, Михаиле Булгакове, Леониде Добычине, Владимире Набокове и других литераторах прошлого, а также о своих современниках: Дмитрии Лихачёве, Риде Грачеве, Александре Панченко, Дмитрии Бобышеве, Викторе Сосноре, Александре Кушнере, Андрее Битове, Иосифе Бродском, Игоре Адамацком, Викторе Кривулине, Олеге Охапкине, Сергее  Стратановском и др.

Действительный член Академии русской современной словесности, учредитель и председатель Довлатовского фонда, член редколлегии журнала «Художественный вестник», член жюри русско-итальянской премии «Белла», председатель жюри премии «Русский Букер» (2014), дважды лауреат Царскосельской художественной премии (2015, 2021). Эссеистика и филологические работы переведены на английский, голландский, итальянский, французский, эстонский языки. Живет в Пушкине, Санкт-Петербург.

Библиография

Книги

  • Царская ветка. СПб., 2000
  • Жизнь Георгия Иванова. СПб., 2009
  • «За медленным и золотым орлом»: О петербургской поэзии. СПб., 2018
  • Андрей Арьев, Елена Скульская, Александр Генис. Три города Сергея Довлатова. М., 2020 (первоначально вышла на эстонском (Tallinn,  2018).

Публикации в журналах и альманахах

Публикации в сборниках

  • Пути ушедших лет, пути грядущих дней // Лен. панорама: Лит.-крит. сб. Л., 1984
  • Что пользы если Моцарт будет жив… (Михаил Булгаков и Юрий Слезкин) // М. А. Булгаков-драматург и худож. культура его времени. М., 1988
  • Вести из вечности (о смысле лит.-философской позиции В. В. Набокова) // В. В. Набоков: рro et contra. Т. 2. СПб., 2001
  • По большому счету // «Каждая книга – поступок»: Воспоминания о В. Каверине. М., 2007
  • Взаимно искажая отраженья. Ирина Одоевцева и «Посмертный дневник» Георгия Иванова // Россия и Запад: Сборник статей в честь 70-летия К. М. Азадовского. М., 2011
  • Нечувствительный Лосев // Лифшиц / Лосев / Loseff. М., 2017
  • Свеча горела. О Кирилле Бутырине // Памяти Кирилла Бутырина. СПб., 2017
  • О соответствиях: Неизбежность непереводимого // Эткиндовские чтения VIII, IX. М., 2017
  • Изгнание, где твое жало? // Текст и традиция. Вып. 6. СПб., 2018
  • Вкус застолья (Лев Лосев и Александр Блок) // Энергия Кризиса: Сборник в честь И. П. Смирнова. М., 2019

Составитель

  • Малоизвестный Довлатов: сб. / сост. и подгот. СПб., 1995; 1996; 2017
  • Довлатов С. Собр. прозы: в 3 т. / сост. и предисл. СПб., 1993; 2-е изд. 1995; 3-е изд. 2017
  • Довлатов С. СС: в 4 т. / вст. ст., сост. и подг. СПб., 1999; То же. 2001–2010
  • Иванов Г. Одоевцева И. Гуль Р. Тройственный союз: Переписка 1953–1958 годов / публ., сост., комм. А. Арьева, С. Гуаньелли. СПб., 2010
  • Георгий Иванов. Стихотворения / сост., вст. ст., подгот. текста и прим.  СПб., 2005; 2-е изд. 2010, 3-е изд. 2021)
  • Царскосельская антология / сост., вст. ст., подгот. текста и прим.  СПб., 2016 

Вступительные статьи

  • Смысл легенды // М. А. Гордин. Жизнь Ивана Крылова. М., 1985
  • Преображение ума // Димитрий Панин. Держава созидателей. М., 1993
  • За четверть века до начала сеанса // Коллекция: Петербургская проза (Ленинградский период) 1960-е. СПб., 2002.
  • Современник метели // Федор Чирсков. Маленький городок на окраине Вселенной. СПб., 2007
  • Крошка Цахес по прозванию СССР: О прозе Елены Чижовой // Елена Чижова. Крошка Цахес. Лавра. СПб., 2009.
  • Отплытие // Л. Добычин. Полное собр. соч. и писем. СПб., 2013

Биографические статьи в энциклопедиях и словарях

  • Русские писатели 20 века: Биографический словарь. М., 2000
  • Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги: Биобиблиографический словарь. В 3 т. СПб.-М.,2005
  • Литературный Санкт-Петербург. XX век: Энциклопедический словарь. В 3 т. СПб., 2015

Характеристика творчества

Вениамин Каверин писал об Арьеве:

Его основная черта – умение почувствовать в любом современном произведении его исторический смысл. Он мыслит всей совокупностью исторических представлений в деле развития литературных направлений и школ. Поэтому он измеряет ценность художественного произведения не его быстротекущей злободневностью, а местом в долголетнем, медленно развивающемся процессе движения всей литературы в целом.

В. Каверин. Литератор. М., 1988. С. 254–255

В 2018 году Арьев выпустил книгу «За медленным и золотым орлом». О петербургской поэзии», которая состоит из вереницы сцепленных между собой звеньев, начиная с пушкинского «Медного всадника» до наших дней. На основании их анализа, автор приходит к определению феномена петербургской культуры, суть которой — создание «парадиза над бездной».

Даже проблемы отечественного «почвенничества» предстают у Арьева «в петербургской дымке». В эссе «Пузыри земли (К теории почвенничества)» он пишет:

«Создатели почвеннической теории к крестьянскому сословию не принадлежали, да и вообще к сельской жизни имели отношение вполне косвенное. Выкристаллизовавшие свои теории в петербургском журнале “Время” Достоевский и Аполлон Григорьев – самые городские, самые интеллигентские наши писатели XIX века. Не только по биографии, но и по духу творчества. Лишь в городе, в котором лучше всего ощущается долг человека перед землей и жажда этой земли, в “умышленном” городе, подобные теории и могли стать мировоззрением. Именно вследствие этого долга и этой жажды так сильны были в Петербурге интеллигентские порывы к самоотрицанию, и до сих пор свойственные едва ли не каждому представителю странного, но все-таки не ставящего корыстных целей “ордена”, увидевшего свет на берегах Невы».

А. Арьев. «Пузыри земли (К теории почвенничества)» //Альманах «Достоевский и мировая культура». М., 1995, № 4. С. 113 – 134

Цикл мыслей, запечатленных в «Пузырях земли», несомненно свойствен многим работам Арьева: «Петербургская пауза», «Интеллигенция без революции: Культура “серебряного века”», «Маленький человек в поисках Бога» и др. Филолог, журналист, сотрудник радио «Свобода» Иван Толстой охарактеризовал Арьева как «стойкого поклонника петербургского типа культуры»[3].

Наиболее объемное филологическое исследование Арьева ― книга «Жизнь Георгия Иванова» (СПб., 2009). О ее «самом оригинальном повороте» Борис Парамонов говорит так:

Арьев «…берет тему Петербурга не в противостоянии русскому так называемому варварству, то есть бескультурью, а в тесной, органической связи с русской и даже православной традицией. Вслед за Бердяевым Арьев видит в этой традиции неразрывную связь апокалиптики и нигилизма. Специфически русское открывается в тематической рамке апофатического богословия – неопределимости Бога, невозможности вынести какое-либо суждение о целостности бытия. А частичные суждения о правде фактов русскому, понятное дело, не интересны».

Сам Арьев пишет об этом в таких выражениях: «Ивановское откровение на чужом дворе погружает в экзистенциальное содержание его поэзии: ему и всегда было петь не о чем. Его стихи “обделены всем” (Блок). Вот на этой обделенности (а какой русский человек не переживает обделенность как доминанту жизни?) и держится вся поэзия Георгия Иванова, в этом и ее сила, и ее горькая прелесть. Это ее нерв. <…>. Конечно, апофатические умонастроения чреваты соскальзыванием в лоно традиционного русского нигилизма, в сильной степени различимого в ивановской художественной рефлексии. Но и весь русский нигилизм едва ли не является оборотной, темной стороной православного апофатизма.<…> в пустоте есть для поэта и некоторый источник. Даже первоисточник, без которого поэзия не существует». (А. Арьев. Жизнь Георгия Иванова. СПб., 2009). Опираясь на эти суждения, Борис Парамонов заключает:

И совсем уже интересно — об органичности изгнания, чужбины, обделенности, неприсутствия для поэта — тема известная нам в мощном исполнении Цветаевой и Бродского, но не менее убедительно, только более изящно, звучащая у Георгия Иванова <…>. “Чужой двор” здесь — это и есть эмиграция. Но задержим внимание: обделенность понимается как доминанта жизни всякого русского человека, как его экзистенциальная судьба. В философии это называется “заброшенность”. Заброшены все, но получается, что русский человек заброшеннее прочих. Это и есть какая-то главная его свобода ― “тайная свобода”, как любит повторять Арьев за Пушкиным».

В статьях об Александре Кушнере эта «тайная свобода» обоснована как доминантное свойство все того же петербургского «маленького человека», «антигероя» (см. «На расстоянье стиха»: Поэзия Александра Кушнера // Арьев А. «За медленным и золотым орлом»: О петербургской поэзии. СПб., 2018. С. 445 – 448 и др.).

Примечания

  1. Информация на litcenter.spb.su (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 января 2010. Архивировано 8 марта 2012 года.
  2. К 90-летию журнала "Звезда". Радио Свобода. 28.01.2014 Архивная копия от 1 ноября 2021 на Wayback Machine.
  3. Интеллигент на краю империи. Беседа с критиком Андреем Арьевым. Дата обращения: 14 января 2010. Архивировано 17 января 2010 года.

Ссылки