Архитектура Узбекистана

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

отличается своеобразием. Многие считают, что архитектура Узбекистана примечательна, несмотря на меняющиеся экономические условия, технический прогресс, демографические колебания и культурные сдвиги, которые пережила страна.

Известные архитектурные центры Узбекистана включают Самарканд, Бухару, Хиву, Шахрисабз, Термез и Коканд. Сохранились также различные древние архитектурные шедевры, в том числе дворцы, мавзолеи, мечети и минареты. Красочная мозаика, религиозные символы и абстрактные геометрические узоры также характеризуют архитектуру Узбекистана.

Археологические исследования Центральной Азии выявили архитектурные тенденции, параллельные ашельской эпохе. Фактически, остатки памятников как каменного, так и бронзового века были найдены в Сурхандарьинской, Ташкентской, Самаркандской, Ферганской и Навоийской областях страны[1]. В средние века узбекская архитектура процветала благодаря тому, что она была центральным звеном на Великом шёлковом пути протяжённостью 11 000 километров (7 000 миль)[2]. Архитектура периода Тимуридов с 14 по 16 века, а также архитектура эпохи Шайбанидов в 16 веке внесли большой вклад в развитие исламской архитектуры[3]. В 21 веке узбекская архитектура характеризуется балансом традиционного дизайна и современных инноваций.

Доисламская архитектура

Самые ранние следы проживания человека на территории Узбекистана относятся к эпохе палеолита[4]. Древние поселения доказывают, что самую раннюю архитектуру можно найти в Сапаллитепе (14-17 вв. до н. э.) и Джаркутане (9-14 вв. до н. э.). Буддийские памятники, а именно Фаяз-тепе и Кара-тепе, также были найдены в Сурхандарьинской области (1-3 вв. н. э.). Каждое из этих мест отражает разные этапы развития цивилизации Центральной Азии.

Древний город Хорезм — важный фактор узбекской архитектуры. Хорезм был основан за 982 года до вторжения Александра Македонского в Среднюю Азию, более 34 веков назад. Поселения древнего Хорезма характеризуются выдающейся архитектурой, такой как Джанбаскала (4 век до н. э.), Кои Крилганкала (2 век до нашей эры — 4 век нашей эры), Топраккала (1 век до нашей эры — 6 век нашей эры) и Аязкала (2 век до нашей эры, на территории Республики Каракалпакстан)[1].

Исламская архитектура

Бухара, Самарканд и Хива сыграли жизненно важную роль в влиянии средневековой архитектуры на Узбекистан. Например, дворцы правителей, аристократические резиденции, рыночные площади, медресе и мавзолеи признаны исключительными архитектурными образцами.

Кырк-Кыз

Особняк Кырк-Кыз («Сорок девушек») в Термезе, датируемый IX и X веками, является прекрасным образцом самобытной загородной усадьбы. Мавзолей Саманидов в Бухаре до сих пор остается прекрасным архитектурным сооружением периода раннего средневековья[5].

Регистан

Площадь Регистан в Самарканде, где есть три медресе

В XI и XII веках Самарканд стал одним из крупных городов региона. Площадь Регистан была названа лордом Керзоном «самой благородной общественной площадью в мире» и остается главным произведением искусства и сердцем древнего города[6].

Регистан обрамлен тремя медресе (исламскими школами) самобытной исламской архитектуры: медресе Улугбека (1417—1420), медресе Тилля-Кари (1646—1660) и медресе Шердор (1619—1636).

Медресе Улугбека было построено в эпоху Тимуридской империи Тимура, известного как Тамерлан. В медресе есть стрельчатая арка (пиштак), или вход с главной площади. Высокие минареты выделяют каждый угол. Над входной аркой — мозаичное панно, украшенное геометрическим стилизованным орнаментом. Здание состоит из мечети и аудиторий, предназначенных для студентов. В стенах по осям расположены великолепные художественные галереи.

Медресе Шердор и Тилля-Кари были построены в 17 веке. На фасадах каждого медресе появляются мозаики с тиграми[7].

Изображение льва на медресе Шердор

Медресе Шердор имеет уникальные особенности, включая фигуры львов, тигров, оленей и человеческие лица. Это не только картины, но и особые символы власти согласно представлениям ислама. Красоту сочетания большого портала, украшенных колонн и других шедевров невозможно по-настоящему запечатлеть на фотографиях, и на них можно только намекнуть[6].

Медресе Тилля-Кари (что означает «покрытое золотом») известно как последнее, самое большое и самое великолепное сооружение на площади Регистан. Медресе Тилля-Кари имеет 120-метровый фасад, снимающий угнетающую симметричную ось площади. Композиция из минаретов по углам придает сил архитектуре медресе. Наружные сцены обогащены полихроматической плиткой с геометрическими узорами. В центре высокий пиштак делает каждый фасад более великолепным[7].

Архитектура времён Тимура хорошо передаёт XIII век. В частности, крепкие замки символизировали сильное правительство, власть и победу исламской цивилизации, в то время как рынки и жилые помещения символизировали роль торговли и сущность сложной городской жизни[5].

Мечеть Биби-Ханым

Одним из величайших памятников узбекской архитектуры является мечеть Биби-Ханым. Он имеет порталы высотой 115 футов, минареты высотой 165 футов, 400 куполов и большой двор. Ворота сделаны из семи различных металлов, а само здание сделано из мрамора и терракоты и украшено мозаикой и сине-золотыми фресками[8].

Период династии Тимуридов (14-16 века) и эпоха Шайбанидов (16 век) славится своими красочными архитектурными решениями, такими как купола бирюзового цвета, примером которых является купол Гур-Эмир (мавзолей Тимура) в Самарканде)[9].

19 век

В конце XIX — начале XX века жилая архитектура стала ориентироваться на простых узбекских граждан. Повседневные здания отражают исторический фон, а также местные и современные условия региона. Например, дом в Бухаре может иметь закрытый характер и быть изолированным от уличного шума и пыли. Его изолированные помещения могут быть построены в соответствии с климатом, создавая уникальный микроклимат, подходящий как для жары, так и для холода. Другой пример — Хива, где есть открытая для ветра высокая терраса для создания благоприятного микроклимата в домах. В Фергане дома имеют раздвижные стены и ставни, часто украшают ниши, ганч (деревянное зодчество) и другие элементы. Несмотря на простоту конструкции, жилая архитектура по всей стране часто бывает рациональной, но все же демонстрирует самобытность узбекской культуры[5].

В заключение отметим, что особенности узбекской архитектуры сочетают традиционный дизайн, оригинальные конструкции и новаторский подход к микроклимату. Города Ташкент, Самарканд, Бухара и Хива славятся фантастическими архитектурными ансамблями, такими как Хазрат Имам, Регистан, Ляби Хаус и Ичан-Кала[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Research paper Архивная копия от 24 октября 2018 на Wayback Machine checked 29 March 2016
  2. Hazel Plush, Travel writer Uzbekistan: the most fascinating country you've never been to (англ.). The Telegraph. Дата обращения: 4 сентября 2020. Архивировано 25 апреля 2021 года.
  3. Middle ages Архивная копия от 12 ноября 2018 на Wayback Machine checked 29 March 2016
  4. Uzbekistan - Cultural life (англ.). Encyclopedia Britannica. Дата обращения: 17 апреля 2019. Архивировано 17 июня 2015 года.
  5. 5,0 5,1 5,2 Article Архивная копия от 28 декабря 2019 на Wayback Machine checked 29 March 2016
  6. 6,0 6,1 Sher-Dar Madrasah Архивная копия от 7 апреля 2016 на Wayback Machine checked 29 March 2016
  7. 7,0 7,1 About Registan Архивная копия от 5 октября 2018 на Wayback Machine checked 29 March 2016
  8. Article web page Архивная копия от 28 декабря 2019 на Wayback Machine checked 29 March 2016
  9. Middle ages web page Архивная копия от 12 ноября 2018 на Wayback Machine checked 29 March 2016

Ссылки