Архитектура Пакистана

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Архитектура Пакистана (англ. Pakistani architecture) — включает в себя различные сооружения, построенные в разные периоды времени на территории государства. С началом цивилизации Инда в середине третьего тысячелетия[1] до н. э., в районе, который охватывает территорию современного Пакистана, началось строительство поселений, некоторые из которых сохранились и по сей день. За этим последовал буддийский архитектурный стиль Гандхара, который заимствовал элементы из Древней Греции. Остатки этого стиля видны в Таксиле[2].

Индская цивилизация

Археологи раскопали многочисленные древние города, среди них Мохенджо-Даро, Хараппа и Кот-Диджи, в этих городах была хорошо продуманная архитектура сооружений. Были раскопаны руины общественных зданий, таких как бани и мастерские. Древесина и суглинка служили строительным материалом. Также на территории городов располагались храмы. В дальнейшем этим объектам был нанесен значительный ущерб[3].

Индуизм и буддизм в архитектурном наследии Пакистана

С приходом на территорию Индии буддизма, был построен ряд архитектурных памятников, которые сохранились и в настоящее время[1]. Кроме того, персидское и греческое влияние привело к развитию греко-буддийского стиля — культурно-религиозного синкретизма, смешение греческой культуры с религией буддизма. Греко-буддизм существовал и развивался с IV века до н. э. по V век н. э. в регионе, включающем современные Афганистан, Пакистан и северо-западную часть Индии (Джамму и Кашмир, Ладакх). Начиная с Александра Македонского в регионе появляется сильное греческое влияние, которое закрепляется с образованием Греко-бактрийского и Индо-греческого царств. Расцвет и активное распространение греко-буддизма приходится на времена Кушанской империи. Греко-буддизм заметно влиял на развитие буддистского искусства, а частично и на само развитие буддистской мысли, особенно Махаяны[4], по крайней мере до того, как буддизм распространился в центральную и северо-восточную Азию: в Китай, Корею, Японию.

Могольская архитектура

Крепость выполненная в стиле могольской архитектуры

Приход ислама в Пакистан, в провинцию Синд, ознаменовал внезапный конец архитектуры буддизма. Тем не менее, произошёл плавный переход к исламской архитектуре. Первые мечети были построены по образцу арабских. Затем широко стал использоваться айван (в исламской архитектуре обозначает сводчатое помещение, с трех сторон обнесённое стеной и открытое с четвёртой стороны. Айваном могут называться: большой сводчатый зал, открывающийся во внутренний дворик и служивший приёмным залом во дворцах или культовых сооружениях; терраса с плоским покрытием, поддерживаемым колоннами или столбами, в среднеазиатских жилищах, мечетях и других сооружениях. Примером использования данного стиля архитектуры могут являться Мечеть Вазир Хана и Жемчужная мечеть в Лахоре.

Британская колониальная архитектура

В период Британской Индии был разработан индо-европейский стиль строительства зданий, из смеси европейских и индийских-исламских компонентов. Среди наиболее известных работ — Дворец Мохатты и Фрир-Холл.

Архитектура независимого Пакистана

После получения независимости, Пакистан стремился выразить свою национальную идентичности через архитектуру. Это отражается в частности, в архитектурных формах мечети Фейсала в Исламабаде. Кроме того, были построены: Минар-э-Пакистан в Лахоре и мавзолей из белого мрамора в Карачи — Мавзолей Джинны. Пакистанский монумент в Исламабаде является одним из последних примеров интеграции культуры, независимости и современной архитектуры.

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО

Галерея

Примечания

  1. 1,0 1,1 Guisepi, R.A. The Indus Valley And The Genesis Of South Asian Civilization Архивная копия от 10 июня 2012 на Wayback Machine. Retrieved on February 6, 2008
  2. Meister , M.W. (1997). Gandhara-Nagara Temples of the Salt Range and the Indus. Kala, the Journal of Indian Art History Congress. Vol 4 (1997-98), pp. 45-52.
  3. Meister , M.W. (1996). Temples Along the Indus. Expedition, the Magazine of the University of Pennsylvania Museum of Archaeology and Anthropology. Vol 38, Issue 3. pp. 41-54
  4. Греческое и персидское влияние отражается на эволюции изображений Махаяны и, возможно, мыслей, Foltz, с. 46

Ссылки