Артёмов, Владимир Алексеевич
Владимир Алексеевич Артёмов |
---|
Владимир Алексеевич Артемов (23 апреля (5 мая) 1897 — 27 ноября 1982) — советский российский психолог, специалист в области психологии речи и обучения иностранным языкам, детской дефектологии, психологии сценического искусства, психологии восприятия и памяти. Доктор педагогических наук (по психологии) (1940), профессор.
Биография
Родился 23 апреля (5 мая) 1897 года в г. Белебей.
В 1918 году окончил философское отделение историко-филологического факультета Московского университета и начал педагогическую деятельность преподавателем логики, психологии и литературы в средних школах г. Яранска Вятской губернии. С 1921 года вёл научно-педагогическую работу в вузах и научно-исследовательских институтах Москвы. В 1940 году защитил докторскую диссертацию «Психология восприятия (Определение и характер восприятия)». Почти 40 лет (до 1973 года) возглавлял кафедру психологии Московского государственного педагогического института иностранных языков им. М. Тореза (ныне МГЛУ). Работал также в МГУ, Московском государственном институте экспериментальной психологии. С 1934 года возглавлял кафедру психологии и лабораторию фонетики и психологии речи (впоследствии стала всесоюзным Центром по подготовке исследователей языка, методики и психологии обучения иностранным языкам) 1-го Московского государственного педагогического института иностранных языков.
В 1920-1930-х гг. занимался исследованиями проблемы формирования характера, индивидуальных особенностей и одаренности детей, уделяя большое внимание анализу роли наследственности в развитии одаренности. Одним из первых разделил понятия одаренности и профессиональной пригодности. Разрабатывал программы обучения и воспитания одаренных детей, настаивая на необходимости открытия специальных классов для одаренных.
Разрабатывал проблемы общей психологии, психологии речи и психологии обучения иностранным языкам, а также экспериментальной фонетики, в частности вопроса производства, восприятия и понимания речи. Он автор коммуникативной теории речи, положенной им в основу созданной им же теории обучения иностранным языкам («Психология обучения иностранным языкам», М., 1969). Под его началом выполнено более полусотни кандидатских диссертаций и несколько докторских.
Был вице-президентом Международного общества по фонетическим знаниям, членом президиума Японского лингвистического общества, членом редколлегий ряда зарубежных фонетических и психологических журналов.
Автор 250 опубликованных работ. В числе его работ:
- О репродуктивных процессах // Проблемы совершенствования психологии. Т. З., 1928;
- Абсолютное и относительное в психологии // Психология. Т. З., 1930;
- Детская экспериментальная психология. Школьный возраст. Т. 2. — М. - Л., 1931;
- Лабораторные занятия по экспериментальной психологии. — М., 1951;
- Экспериментальная фонетика. — М., 1956;
- Курс лекций по психологии. — Харьков, 1958;
- Языковая культура речи. — М., 1961;
- Тон и интонация, Доклад на IV Международном конгрессе по фонетическим знаниям. Хельсинки, 4-9 сент. 1961. — М., 1961.
Литература
- Артемов Владимир Алексеевич Педагогическая энциклопедия. Т. I / под ред. И. А. Каирова. — М.: Советская энциклопедия, 1964
Ссылки
- Владимир Алексеевич Артемов . Дата обращения: 12 апреля 2021. Архивировано 12 апреля 2021 года.
- Артемов Владимир Алексеевич
- Кольцова В. А. Артемов Владимир Алексеевич
- Артемов Владимир Алексеевич
- Артемов Владимир Алексеевич // ИС «Архивы РАН»