Артузи, Джованни

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Джованни Артузи
Основная информация
Профессии теоретик музыки, композитор

Джованни Мария Арту́зи (итал. Giovanni Maria Artusi; около 1540 — 18 августа 1613, Болонья) — итальянский теоретик музыки и композитор. Один из ведущих итальянских теоретиков в эпоху перехода от Ренессанса к барокко, прославившийся консервативной критикой музыкального авангарда своего времени.

Учение

В воззрениях на контрапункт в целом разделял теоретические взгляды своего учителя Джозеффо Царлино, выступил на его стороне в полемике между Царлино и Винченцо Галилеем[1]. Большое внимание уделял употреблению диссонанса, рассматривая его как действенное средство (agente) для выражения драматических аффектов (скорби, плача, боли и т. п.). Допускал разрешение кварты в тритон и малой секунды в приму. В качестве эстетически совершенных образцов рекомендовал композиторам музыку Палестрины, Габриели, Клемента.

Проблемой, привлекшей особое внимание Артузи, было согласованное звучание ансамбля, в особенности инструментального. Он с сожалением констатировал несовершенство современного ему строя. Отвергая напряжённую (синтоническую) диатонику Птолемея, которую поддерживал Царлино[2], считал, что только реализация аристоксеновой идеи равенства тонов и полутонов способна удовлетворить потребности современной инструментальной музыки[3].

Полемика с Монтеверди

В первом и втором томах трактата «О несовершенствах современной музыки» (1600, 1603; первый написан в форме диалога между «модернистом» Лукой и «консерватором» Варио, второй — обмен письмами автора и некоего учёного оппонента) Артузи подверг критике новшества (прежде всего, свободное, «неправильное» употребление диссонанса в контрапункте, хроматизма в мелодике, а также ненадлежащее объединение ладов) некоего неназванного автора, в котором угадывается Клаудио Монтеверди[4]. Оппонент Артузи в трактате 1603 года, отстаивающий музыку Монтеверди, фигурирует под говорящим псевдонимом L’Ottuso Academico[5]. Оттузо (противник Артузи), защищая хроматический полутон, возникающий в результате дезальтерации хроматизированной диатонической ступени (например, gis-g, as-a), называет его типичным для «второй практики» (seconda pratica).

Отвечая на нападки Артузи, Клаудио Монтеверди в 1605 году выдвинул контраргументы (очень кратко), в предисловии к своей Пятой книге мадригалов, пообещав Артузи эссе с ироничным названием «Seconda pratica, overo Perfettione della musica moderna» («Вторая практика, или Совершенство современной музыки»)[6]. Развёрнутый ответ Артузи (под названием «Dichiaratione»), построенный как схолия на предисловие брата 1605 г., дал в 1607 году Джулио Чезаре Монтеверди, в послесловии к сборнику брата «Scherzi musicali» (Музыкальные шутки). Это послесловие, имеющее характер манифеста,— важнейший документ в истории западноевропейской музыки. Из этих текстов очевидно, что братья Монтеверди трактовали «первую практику» (prima pratica) и «вторую практику» (seconda pratica) не как композиционно-технические, а скорее как художественно-эстетические категории.

В «первой практике», основы которой установил Царлино, превыше всего была красота контрапункта. В число видных представителей «первой практики» Джулио Чезаре включает Окегема, Жоскена, Пьера де ла Рю, Вилларта и других великих ренессансных полифонистов. Во «второй практике» безраздельно господствует поэтический текст, которому должны подчиняться мелодия, гармония и ритм. По законам «второй практики» особые аффекты текста вполне оправдывают нерегулярности гармонии и ритма. Изобретателем «второй практики» Джулио Чезаре называет Киприана де Роре, а к её представителям относит Джезуальдо, Маренцио, Луццаски, Кавальери, Якопо Пери, Каччини и других итальянских композиторов XVI — начала XVII веков.

На возражения Клаудио Монтеверди Артузи — под псевдонимом Антонио Браччино да Тоди — ответил в 1605 году (в несохранившемся эссе «Первое музыкальное рассуждение»), а на возражения Джулио Чезаре — в 1608 году («Второе музыкальное рассуждение»). По мнению Артузи, доминирующую роль в многоголосной вокальной композиции должен играть не текст, а ритм, которому должны подчиняться и гармония, и даже поэтический текст.

Сочинения

Из музыкальных сочинений Артузи сохранились только Первая книга канцонетт на 4 голоса (1599) и 8-голосная обработка псалма «Cantate Domino» (1599).

Примечания

  1. В утерянном трактате: Trattato apologetico in difesa dell’opere del <…> Zarlino da Chioggia <…> intorno alle differenze note frà il Dottissimo Zarlino, et … Vincenzo Galilej nobile Fiorentino (1590).
  2. Звуки диатонического тетрахорда твёрдой (или напряжённой, или синтонической) окраски выражаются сверхчастичными (эпиморными) отношениями чисел, а именно 10:9 9:8 16:15. См. подробней Роды мелоса.
  3. В первом трактате «О несовершенствах современной музыки» (1600), ff.34r-34v.
  4. В частности, в трактате 1600 г. Артузи критикует мадригал Монтеверди «Cruda Amarilli» (опубликован в «Пятой книге мадригалов» Монтеверди в 1605 году).
  5. Ottuso итал. — тупой. Относительно идентификации этого персонажа нет единого мнения. Среди кандидатов в разное время музыковеды рассматривали Клаудио Монтеверди, его брата Джулио Чезаре (Монтеверди), Эрколе Боттригари, Альфонсо Фонтанелли, Антонио Горетти.. Возможно, что оппонент Оттузо — плод воображения самого автора трактата, отдающего дань специфике эпистолярного жанра.
  6. Непонятно, сдержал ли Монтеверди своё обещание; в любом случае, о таком документе, который был бы написан рукой Монтеверди, науке ничего неизвестно.

Трактаты

  • Искусство контрапункта, в схематическом виде // L’arte del contraponto ridotta in tavole (Venezia, 1586).
  • Искусство контрапункта, часть 2 // Seconda parte dell’arte del contraponto, nella quale si tratta dell’utile et uso delle dissonanze (Venezia, 1589).
  • Искусство контрапункта // L’arte del contraponto (Venezia, 1598).
  • О несовершенствах современной музыки: две беседы // L’Artusi, overo Delle imperfettioni della moderna musica ragionamenti dui (Venezia, 1600). Английский перевод фрагмента второй беседы в книге: Strunk O. Source readings in music history. New York: W.W. Norton & Co., 1950 (и мн. репринты).
  • О несовершенствах современной музыки, часть 2 // Seconda parte dell’Artusi, overo Delle imperfettioni della moderna musica (Venezia, 1603) [содержит приложение под названием «Considerationi musicali»].
  • Разъяснение трудов многоуважаемого Джозеффо Царлино // Impresa del molto Rev. M. Gioseffo Zarlino da Chioggia <…> dichiarata (Bologna, 1604).
  • Антонио Браччино да Тодо. Второе музыкальное рассуждение в ответ на «Манифест» г-на Клаудио Монтеверди // Discorso secondo musicale di Antonio Braccino da Todi per la dichiaratione della lettera posta ne' Scherzi musicali del sig. Claudio Monteverdi (Venezia, 1608).

Литература

  • Arnold D. «Seconda pratica»: a Background to Monteverdi’s Madrigals // Music and Letters, xxxviii (1957), pp.341-52.
  • Palisca C.V. The Artusi-Monteverdi controversy // The Monteverdi Companion, ed. D. Arnold and N. Fortune. London, 1968, pp. 127-58.
  • Carter T. Artusi, Monteverdi, and the Poetics of Modern Music // Musical Humanism and its Legacy: Essays in Honor of C.V. Palisca, ed. N.K. Baker and B.R. Hanning. Stuyvesant, NY, 1992, pp. 171-94.
  • Palisca C.V. Giovanni Artusi // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London, N.Y., 2001.
  • Palisca C.V. Prima pratica // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London, N.Y., 2001.
  • Игнатьева Н., Насонов Р. Позиция Дж. М. Артузи в споре о второй практике: ценности и интересы // Научный вестник Московской консерватории, 2016, № 2.

Ссылки