Арсеньев, Анатолий Сергеевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Арсеньев Анатолий Сергеевич
Арсеньев, Анатолий Сергеевич.jpg
Место рождения Москва, СССР
Место смерти Москва, Россия
Научная сфера психология, философия
Место работы
Учёная степень
Учёное звание академик РАМН
Награды и премии Орден Отечественной войны II степени

Анато́лий Серге́евич Арсе́ньев (13 ноября 1923, Москва — 16 сентября 2013, Москва) — русский философ и психолог, доктор психологических наук, кандидат философских наук, профессор, специалист по общим проблемам философии и психологии личности.

Биография

Ранние годы и служба в армии

Арсеньев А. С. Родился в Москве в 1923 году, коренной москвич. Окончив с отличием среднюю школу, он в 1941 году ушел добровольцем на фронт, не желая быть в стороне от происходящих в стране событий.

Вначале он был отправлен в Гороховские лагеря под город Горький, затем откомандирован в Ленинградское военное Училище связи им. Ленсовета (г. Уральск). Осенью 1942 года, по окончании училища, был направлен в звании лейтенанта в 217 пушечный артиллерийский полк 3-ей Гвардейской армии Донского фронта.

Вскоре был ранен. Однако, несмотря на тяжелое ранение и лечение в госпитале последствий пулевого ранения в область легкого, находился в строю до мая 1943 года. В 1943 году, в связи с ограничением годности, был уволен в запас и продолжил службу в качестве военного преподавателя радиосвязи (Ташкент, Пржевальск). Награждён Орденом ОВ II степени и медалью «За победу над Германией в ВОВ 1941—1945 г.». Вспоминая о годах войны, он часто с иронией отмечал благосклонное отношение жизни к нему, говоря, что, несмотря на ранение, он почти что дошел до Берлина.

Научная деятельность

Вернувшись в Москву после ВОВ, А. С. Арсеньев в 1945 году пошёл учиться в Институт народного хозяйства им. Плеханова. Затем, почувствовав явный интерес к философии, он поступил в аспирантуру на кафедру философии Московского государственного экономического института, где в 1955 году защитил кандидатскую диссертацию по философии.

А. С. Арсеньев всегда ставил в центр своих интересов Человека и его взаимоотношения и взаимодействия с окружающей средой. Утверждал, что подобное мало чему может научиться у подобного.

В последующие годы А. С. Арсеньев совмещал преподавание в ВУЗах с работой в научно-исследовательских институтах Москвы: Института философии АН СССР, Института истории естествознания и техники АН СССР, Института всеобщей истории АН СССР, Центрального экономико-математического института АН СССР, НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, Института развития личности РАО, Московского городского психолого-педагогического университета. Работа в НИИ его привлекала из-за атмосферы получения научного знания. Наиболее плодотворный и длительный период его работы приходится на 1970—1986 г.г., которые он провел в лаборатории Проблем теории деятельности (Э. В. Ильенков, В. С. Библер, Ф. Т. Михайлов и др.), организованной В. В. Давыдовым с целью философского осмысления наследия Л. С. Выготского в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. Здесь он нашел единомышленников среди сотрудников лаборатории, с которыми он расходился во взглядах лишь в частных вопросах. Участие в дискуссиях и семинарах лаборатории с большой отдачей очень оживляло этот период его деятельности. Дискуссии, организованные с его участием, имели огромный успех, — собиралось столько народу, что не все желающие могли поместиться в Большой аудитории Институт психологии, вмещавшей около 400 человек.

В 2002 году А. С. Арсеньеву была присвоена степень доктора наук по психологии. Интересным фактом является то, что степень доктора наук была присуждена по совокупности работ. А. С. Арсеньев скептически относился к формально-бюрократическому процессу защиты диссертации и был очень рад, что удалось этого избежать.

Творчество

Основная направленность работ А. С. Арсеньева, — разработка проблемы развития человека, как целостного субъекта. Рассматривая человека как постоянно развивающегося субъекта во взаимодействии с окружающим миром, он ставит это положение в центр исходных позиций: его интересует диалектический подход к изучению его развития.

В творческой биографии А. С. Арсеньева 1965—1975 годы были связаны с коренным изменением его представлений о философии, её роли и назначении (Арсеньев, А. С. «Размышления о работе Л. С. Рубинштейна „Человек и Мир“» // Вопросы философии. — 1993. — № 5.).

В этих и последующих работах ему удалось переосмыслить исходные основания наук о Человеке, куда он относил философию, психологию, культурологию и пр. Найденные решения и гипотезы он стремился обсудить с другими, понять реакции совершенно различных людей на возникающие проблемы. Для него характерно стремление популяризировать сложнейшие философские идеи, содержащиеся в работах различных философов-классиков (Гегель, Кант и др.). К числу подобных проблем можно отнести собранные и переосмысленные им единичные упоминания в классической философии об одном из аспектов проблемы развития: отличие логики развития органических от логики механических систем. Эти преобразованные и переосмысленные им основы развивающегося мира, в процессе самодетерминации субъекта, были опубликованы им в понятной и доступной форме в его работах. При этом основой всего им сказанного он считал мысль о необходимости учёта различий логики органических систем, присущей всему живому, и логики механических систем, свойственной вещному миру.

Воззрения

Философию А. С. Арсеньев рассматривал как глубоко личностное размышление об отношении «Человек — Мир» (объективированной, опосредованной разумом форме первичного, служащего началом антропогенеза, непосредственного религиозного отношения Я -Ты). Бесконечность этого отношения выявлена в двух формах: потенциальной бесконечности (ПБ), как «снятии» во времени конечных определенностей в чувственно воспринимаемой «проявленной» области бытия, и актуальной бесконечности (АБ), содержащей все, что может быть достигнуто в ПБ в будущем, связанной с областью непроявленных форм, образов, смыслов.

Эволюция, развитие, творчество связаны с взаимодействием ПБ (что, например, может пониматься как каузальность, адаптация) и АБ (телеологичность, целеполагание, «ароморфозы», эмерджентная эволюция и т. п.), прошлого и будущего. Здесь возникает проблема свободы. Взаимодействие АБ и ПБ приводит к представлению о развитии как интерференции сменяющих друг друга фаз различной глубины и длительности, связанных, как правило, с преобладанием рефлексии (погруженностью в себя, выработкой устойчивого основания, способного противостоять внешней среде восстановлением непосредственных связей с АБ) или трансцендирования (экспансии во внешнюю среду, в область ПБ). Гегелевские «скачки» можно рассмотреть как «прорывы» АБ в ПБ в период «междуфазья», «квазихаоса».

По А. С. Арсеньеву, радикально новый шаг в развитии связан с «возвратом» за пределы основания заканчивающейся фазы и сменой основания на более глубокое. Эти особенности органического развития проявляются не как жесткие законы, но как лежащие глубоко под разнообразием эмпирического бытия общие тенденции, обнаружить которые, в частности, помогает философия. Согласно мнению А. С. Арсеньева, Человек — парадоксальное бесконечно-конечное существо, снимающее свою конечность в области ПБ трансцендированием, благодаря своей причастности АБ, где он уже трансцендентен.

Развитие личности — становление Человека в индивиде. Этическое сознание личности также парадоксально, располюсовано на конечную и бесконечную области. Конечная область (ПБ) связана с групповой системой ценностей, выражается в моральных нормах и требованиях группы к индивиду. Бесконечная (АБ) — в безусловных, не связанных с социальной средой, растущих вместе с внутренним личностным «Я» индивида всеобщих принципах. Внутренний конфликт этих областей — важный фактор личностного развития (Арсеньев А. С. «Взаимоотношение науки и нравственности» в сборнике «Наука и нравственность». — М., 1969). Полностью работа была опубликована при издании одноименного сборника издательством «Прогресс» на иностранных языках). Основные идеи кратко изложены в статье «Научное образование и нравственное воспитание» в сб. «Психологические проблемы нравственного воспитания детей». — М., 1977; в книге под ред. В. В. Давыдова «Философско-психологические проблемы развития образования». — М., 1981).

В антропогенезе А. С. Арсеньев выделял две фазы: Палеолит — преобладание рефлексии, духовного и телесного саморазвития Человека, господство отношения Человек — Мир, и Неолит — преобладание трансцендирования, развитие орудий труда, «неорганического тела человека», господство отношения Субъект — Объект. А. С. Арсеньев считал, что факторы, приведшие человечество к современному глобальному кризису, связаны с неолитической революцией, а сам кризис является завершением, деградацией и разрушением фазы Неолита, за которой, предположительно, может следовать на новом уровне фаза самоизменения Человека (А. С. Арсеньев «Глобальный кризис современности и Россия» // Континент. — 1992. — № 73). Этот кризис захватывает все формы жизни и сознания, в том числе философию. Новая («постнеолитическая», по определению А. С. Арсеньева) философия не может сводиться к построению тех или других (категориальных, логических, понятийных и т. п.) систем. Она может выражать себя лишь в вероятностном ключе, представляя нечто вроде «прогулки» по границе рационального и нерационального, подводящей Человека к ощущению Тайны себя самого и Мира. Её задача по отношению к предшествовавшим формам философии и религии — отделение в них вечного от временного.

Научная деятельность

С 1951 года А. С. Арсеньев вел педагогическую работу в различных вузах Москвы (общий стаж научно-педагогической работы — 58 лет). Им разработано несколько курсов лекций по темам: «Человек и мир», «Философские основания понимания личности», «Проблемы человека в философии и психологии», «На пути к постнеолитической философии» и др.

Результаты философских и психологических исследований А. С. Арсеньева отражены в работах, среди которых: «Анализ развивающегося понятия». М., 1967; (в соавт.: Библер В. С., Кедров Б. М.); «Философско-психологические проблемы развития образования» / Под ред. В. В. Давыдова; «Мышление психолога и проблема личности» // Ежегодник «Культура, традиции, образование». М., 1990; «Глобальный кризис современности и Россия (заметки философа)» // Континент. 1992. № 3 (73); «Размышление о работе С. Л. Рубинштейна „Человек и мир“» // Вопросы философии. 1993. № 5; Десять лет спустя. О творческой судьбе С. Л. Рубинштейна // Вопросы философии. 1998. № 11; Философские основания понимания личности. М., 2001; О проблеме свободы и зависимости человека современной цивилизации: философский очерк//Развитие личности. 2005. № 1, 2.

Основные публикации

Ссылки