Армейский флот

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Армейский флот
Его Царского Величества Всероссийский галерный флот
Первый адмиральский галерный флаг (13.01.1720 — 25.02.1797)Первый адмиральский галерный флаг (13.01.1720 — 25.02.1797)
Страна Флаг России Российская империя
Подчинение Адмиралтейский приказ, Адмиралтейств-коллегия.
Входит в Российский императорский флот
Функция Обеспечение военных операций на суше с моря
Блинов Леонид Демьянович, «Взятие шведских кораблей в устье Невы.» 1890 год.
Гангутская виктория, гравюра Маврикия Бакуа, 1724—1727 годов.
«Сражение при Гренгаме 27 июля 1720 года», художник Ф. Перро. 1841 год.

Армейский флот[1][2][3][4], галерный флот, гребной флот — наименование составной части армии, позднее императорского флота Российской империи, формирований кораблей и судов, основным движителем которых была гребля вёслами, в отличие от корабельного (морского) флота, основным движителем которых были паруса.

Сохранение и использования наименования «Армейский флот» в Русском флоте возможно способствовало комплектование экипажей (гребцов, артиллерийской прислуги) из армейских частей[3] и совместное применение (взаимодействие) с сухопутными (армейскими) войсками, в боевых действиях. Словосочетание «Армейский флот» вышло из употребления в конце XVIII века[1]. Формирования армейского флота, но под другими наименованиями имелись и в вооружённых силах других государств (пример: Шхерный флот).

История

С первых дней существования гребных судов на Руси (России) гребцами на них были сами воины (дружинники), а не рабы (пленники), как в других государствах. Набеги русичей на Византию и южные берега Русского моря (так называли в X—XIV веках Чёрное море) производились уже в IX века на флотилиях парусно-гребных судов (лодок), поднимавших до 50[5] дружинников.

Войско на Руси, следовавшие водою, на судах именовались — плавная рать (предтеча морской пехоты). В феврале 1656 года в Смоленском уезде, в верховьях Западной Двины под руководством воеводы Семёна Змеева началась постройка кораблей (судов) плавной рати (позже, применили словосочетание — армейский флот) из 600 стругов для перевозки войска. К июлю 56-го строительство флота (флотилии) было в основном закончено. Струги имели длину от 8 до 17 саженей (16 — 35 метров) и могли свободно вмещать по 50 стрельцов, казаков или солдат со всем запасом. Прочие суда использовались для доставки продовольствия, эвакуации раненых и больных нижних чинов и перевозки полковой и осадной артиллерии[6].

Во время русско-шведской войны 1656—1658 годов, русское войско захватило форпосты шведов — крепости Даугавгрива и Кокенхаузен (переименован в Царевич-Дмитриев) на Западной Двине. Боярин А. Л. Ордин-Нащокин основал судостроительную верфь в Царевиче-Дмитриеве и начал строительство кораблей для плавания на Балтийском море.

Первые упоминания о массовом применении армейского флота встречаются с 1656 года, 30 июня гребная флотилия Русского войска участвовала во взятии Ниеншанца[7], русский воевода П. И. Потёмкин взял его штурмом, однако после войны и крепость, и окружающие территории остались за Швецией, а 22 июля этого же года разбила отряд шведских кораблей около острова Котлин и захватила 6-пушечную галеру. По окончании войны Россия и Швеция заключили Кардисский мирный договор в 1661 году, по результатам которого Россия возвратила Швеции все отвоёванные русские земли и была вынуждена уничтожить все корабли заложенные в Царевиче-Дмитриеве.

При создании регулярного флота России Пётр Первый определил гребцами военнослужащих солдатских (пехотных) полков Русской Армии, от которых и пошло наименование Армейский флот, а не преступников и пленных как на флотах других государств, где галеры были синонимом каторги, то есть понятием высшего уголовного наказания. Нововведение Петра I значительно повысило боеспособность русского гребного флота, улучшив нравственный элемент личного состава флота[1]. Россия нуждалась в выходе, без посредников Турции, Польши или Швеции, к Европе, а для этого нужен был флот. При создании, к весне 1696 года, Азовского флота, а его основу составляли галеры шло и комплектование экипажей личным составом полков Русской армии, в том числе Преображенского и Семёновского, а также рекрутами-новобранцами. Боевое крещение Армейский флот получил под крепостью Азов, под общим руководством Ф. Лефорта флот блокировал подходы к Азову с моря, а армия под руководством А. С. Шейн, с суши. После интенсивного пушечного обстрела крепости, корабельной и сухопутной артиллерией, армия пошла на штурмом крепости, турецкий гарнизон принял решение капитулировать. К сожалению России, по Прутскому мирному договору, после неудачной войны с Турцией, флот пришлось ликвидировать. На Балтике первоначально, наиболее массовыми кораблями были галеры, способные эффективно действовать особенно в прибрежных (шхерных) районах земель, прилегающих к Ладоге и Неве. Строительство армейского флота на Балтике происходило в 1702—1704 годах на нескольких верфях находящихся на эстуариях рек Сясь, Луга и Олонка. Так при содействии гребной флотилии из 50-ти лодок, первой пала, после осады и штурма крепость Нотебург (Орешек), затем была взята Ниеншанц. В августе 1704 года русские армия и флот, продолжая возвращать русское побережье Балтики, штурмом овладели крепостью Нарва.

Летом 1705 года армейский (гребной) и корабельный (морского) флоты совместными оборонительными действиями отразили нападение на остров Котлин шведских захватчиков. Отряд кораблей (галер и бригантин) АФ, в мае 1708 года, прошёл шхерами до города Борго и высадил десант, который оттеснив шведскик войска и сжёг город. В мае 1710 года армейский флот содействовал формированиям русской армии при взятии Выборга. В последующие годы армейский флот способствовал продвижению русских войск вдоль северного берега Финского залива, благодаря качественно организованному взаимодействию в июле 1713 года был занят Гельсингфорс. 27 июля 1714 года армейский флот одержав Гангутскую викторию, овладел Аландскими островами, обеспечив формированиям русской армии занятие всей шведской провинции — Финляндии, что сделало возможным перенесение военных действий на территорию коренной Швеции. В сентябре — октябре 1714 года армейский флот высадил десант близ города Умео, поведя успешный рейд по тылам противника десант вернулся на корабли. В июле 1716 года около 40 галер армейского флота уже с 5000 десантом сухопутных сил, под командованием Петра I, прибыли в Копенгаген для совместных действий с датскими войсками, для высадки десанта на южный берег Швеции. Высадка не состоялась из-за нерешительных действий союзников России того времени. Принуждение Швеции к миру было продолжено летом 1719 года и весной 1720 года, с участием армейского флота на берега Швеции были высажены несколько десантов. 27 июля 1720 года армейский балтийский флот одержал блистательную Гренгамскую викторию, при этом пленив 4 фрегата шведского флота. Наконец совместные действия сухопутных и морских сил достигли своей цели, весной и летом 1721 года, высадив десанты на побережье Швеции, гребной флот способствовал заключению Ништадтского договора в том же году. Формирования армейского флота действовали и на юге России в период осады Очакова.

Армейский флот к 1745 году имел в своём составе 396 кораблей, из них 253 галеры и скампавеи и 143 бригантины.

Предназначение

  • совместные действия (взаимодействие) с полками (армией) в шхерных и прибрежных районах боевых и военных действий;
  • транспортировка десантов;
  • снабжение передовых отрядов;

Состав

В состав армейского флота входили галеры, струги, скампавеи, бригантины, дубель-шлюпки, прамы и другие гребные суда.

Командующие

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Военная энциклопедия, под редакцией К. Величко, В. Новицкого, А. Фон-Шварца и других, СПб., 1911—1914 годов;
  2. К. И. Самойлов, Морской словарь. — М.-Л.: Государственное Военно-морское издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 год
  3. 3,0 3,1 Военный энциклопедический словарь (ВЭС), М., ВИ, 1984 год, 863 стр. с иллюстрациями (ил.), 30 листов (ил.)
  4. Толковый военно-морской словарь, 2010 год
  5. Самойлов К. И. Морской словарь. — М.Л.: Государственное Военно-морское издательство НКВМФ Союза ССР, 1941.
  6. Курбатов А. А., Курбатов О. А. Инженерно-артиллерийское обеспечение Смоленского и Рижского государевых походов 1654—1656 годав // Военно-исторический журнал. — № 8, 2008. — ISSN 0321-0626.
  7. Морской бой у острова Котлин. (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 октября 2012. Архивировано 1 августа 2012 года.

Литература

  • «Военный энциклопедический словарь» (ВЭС), М., Воениздат, 1984 год, 863 стр. с иллюстрациями (ил.), 30 листов (ил.);
  • «Толковый военно-морской словарь», 2010 год;
  • «Военная энциклопедия.». 2014 год.

Ссылки