Арктические конвои

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Арктические конвои
Основной конфликт: Вторая мировая война
HMS Sheffield convoy.jpg
Дата 21 августа 194130 мая 1945
Место Северный Ледовитый океан, Баренцево море
Итог Арктические конвои сыграли свою роль в разгроме Германии
Противники

 Великобритания
Флаг США (48 звёзд) США
Флаг СССР СССР

Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой Германия

Командующие

Флаг ВМС Великобритании Дадли Паунд
Флаг ВМС Великобритании Брюс Фрэзер
Союз Советских Социалистических Республик Арсений Головко

Кригсмарине Эрих Редер
Кригсмарине Карл Дёниц
Кригсмарине Хуберт Шмундт
Кригсмарине Отто Шнивинд
Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой Ганс-Юрген Штумпф

Силы сторон

78 конвоев, 1400 судов, 17 тыс. человек

неизвестно

Потери

101 корабль (в т.ч. 16 боевых кораблей), 3000 моряков[1]

34 корабля (в т.ч. 30 подводных лодок и линкор "Шарнхорст")

Почтовая марка России 2017 года из серии «Путь к Победе», посвящённая Северным конвоям (ЦФА [АО «Марка»] № 2219)

Арктические конвои — конвои, доставлявшие в СССР грузы по ленд-лизу во время Второй мировой войны. Отправлялись из портов Англии и Шотландии через бассейн Атлантического и моря бассейна Северного Ледовитого океанов в Архангельск и Мурманск. Проход конвоев сопровождался группой прикрытия с упорными боями британского и немецкого флотов[a] (Перейти к разделу «#Борьба с конвоями»).

Арктические конвои доставили в СССР около половины всех грузов по ленд-лизу[2]. Всего с августа 1941 года по май 1945 года было проведено 78 конвоев (около 1400 торговых судов)[1] (Перейти к разделу «#Список арктических конвоев»).

Потери

За неполных 4 года состоялось 78 походов, в которых 85 торговых судов и 16 боевых кораблей ВМФ Великобритании (2 крейсера, 6 эсминцев и 8 других эскортных судов) были потеряны. Погибло 3000 британских моряков[3]. Первые конвои остались незамеченными и не имели потерь. 7 января 1942 года было потоплено первое британское судно «Вазиристан» из конвоя PQ-7[4]. Самым трагичным был конвой PQ-17, который потерял 23 корабля из 36. Конвой покинул берега Исландии 27 июня 1942 года. На 8-ые сутки похода конвой атаковали немецко-финские военно-морские силы.

Не обошлось и без «дружественного огня». Конвой QP-13, состоявший из 35 сухогрузов и 14 кораблей эскорта, следуя из СССР, ошибся с курсом и неподалёку от Исландии попал в минное поле, которым сами же англичане перекрыли Датский пролив, разделяющий Исландию и Гренландию. Капитаны конвойных судов и командиры эскортных кораблей, решив, что их атакуют неприятельские подводные лодки и даже надводные корабли — точно определить это в тумане было невозможно — открыли огонь наудачу, и только чудом не подбили друг друга. В ночь с 6 на 7 июля 1942 года на минах подорвались и затонули шесть судов конвоя QP-13: «Джон Рэндолф», «Хеффрон», «Хиберт», «Массмар», «Нигер» и советский сухогруз «Родина». Среди погибших были супруга и двое детей военно-морского атташе СССР в Лондоне.

Германия потеряла ряд судов, включая один линкор, три эсминца и по меньшей мере 30 подводных лодок, а также значительное количество самолётов. Например, при атаке на конвой PQ-18 немецкая сторона потеряла 40 самолётов[5].

Советские арктические конвои

В советской исторической литературе термин «арктические конвои» применялся исключительно к операциям Северного флота и Беломорской военной флотилии на внутренних арктических сообщениях Советского Союза в период 1941—1944 годов, современное значение термина до перестройки использовалось лишь в «иностранной литературе»[6].

Маршрут

Маршруты северных союзных конвоев. 1941—1945
Британский постер времён Войны

Первое время конвои отплывали из Хваль-фьорда (Исландия), но, начиная с сентября 1942 года, они стали отправляться из залива Лох Ю в Шотландии. Путь конвоев лежал мимо Гебридских и Фарерских островов в 300 км от оккупированной Норвегии в Мурманск и Архангельск) и был особенно опасен из-за прохождения вблизи баз немецкой авиации, подводного и надводного флота, а также из-за преобладающих в этих водах плохой погоды.[7]. Конвой проходил маршрут в 1600 км за 10 дней при средней скорости в 20 км/ч[5].

Названия

Каждый конвой имел в своём названии два буквенно-числовых идентификатора, PQ <номер> или JW <номер> для конвоев в СССР, и QP <номер> или RA <номер> для обратных конвоев[8], исключая самый первый конвой, получивший кодовое имя «Дервиш». Аббревиатура PQ (и QP соответственно) появилась от имени английского офицера П. К. Эдвардса (P. Q. Edwards), занимавшегося конвоями.[9]

Состав

«Дервиш» отправился из Исландии 21 августа 1941 года и прибыл в Архангельск десятью днями позже без потерь. Конвой был относительно небольшим и состоял всего из шести торговых судов. Эскорт состоял из трёх минных тральщиков, трёх эсминцев и трёх противолодочных траулеров.[10]

Командование конвоем осуществлял британский контр-адмирал

Конвой мог состоять из 7[11]-35[12] грузовых судов и 5[11]-16 эскортных военных кораблей, которые могли включать в себя авианосцы («Аргус»), крейсеры («Лондон», «Эдинбург»), эсминцы («Электра», «Кения») и тральщики[13]. С воздуха конвой прикрывала палубная эскадрилья из 40 «Диких Котов» и «Авосек»[5]. В прибрежных советских водах конвой встречали советские эсминцы Северного флота («Урицкий»[14] и «Куйбышев»[15]).

В Советский Союз везли каучук, бомбы, разобранные самолёты Харрикейн, шерсть и ботинки[4]. Обратно конвои везли лес[16] и золото[4].

Стоит отметить четыре конвоя:

  • 30 мая 1942 года уцелевшие суда конвоя PQ-16 прибыли в Мурманск и Архангельск; конвой оказался настолько успешным в плане доставки военных материалов в СССР, что немецкое командование предприняло дополнительные усилия для недопущения прохождения последующих конвоев.
  • В июле 1942 года конвой PQ-17 был рассеян после получения сообщений о выходе отряда немецких линкоров и крейсеров на перехват конвоя. Только 11 из 36 торговых судов конвоя прорвались в советские порты.
  • Бой в Баренцевом море: в декабре 1942 года немецкие надводные корабли, включая тяжёлые крейсера «Адмирал Хиппер» и «Лютцов» вышли на перехват конвоя JW51B. Нападение было отбито силами кораблей эскорта.
  • Бой у Нордкапа: в декабре 1943 года конвой JW55B был атакован немецким линейным крейсером «Шарнхорст», который в ночном бою был потоплен британским линкором «Дюк оф Йорк» и кораблями эскорта.[17]

Список арктических конвоев

1941

В СССР Из СССР
«Дервиш» отправился из Исландии 21 августа 1941; прибыл в Архангельск 31 августа QP-1 отправился из Архангельска 28 сентября 1941; прибыл в Скапа Флоу 10 октября[10]
PQ-1 отправился из Исландии 29 сентября; прибыл в Архангельск 11 октября QP-2 отправился из Архангельска 3 ноября; прибыл в Kirkwall (Оркнейские острова) 17 ноября
PQ-2 отправился из Ливерпуля 13 октября; прибыл в Архангельск 30 октября QP-3 отправился из Архангельска 27 ноября; рассеян в пути, прибыл 3 декабря
PQ-3 отправился из Исландии 9 ноября; прибыл в Архангельск 22 ноября QP-4 отправился из Архангельска 29 декабря; рассеян в пути, прибыл 9 января 1942
PQ-4 отправился из Исландии 17 ноября; прибыл в Архангельск 28 ноября
PQ-5 отправился из Исландии 27 ноября; прибыл в Архангельск 13 декабря
PQ-6 отправился из Исландии 8 декабря; прибыл в Мурманск 20 декабря

1942

в СССР из СССР
PQ-7a отправился из Исландии 26 декабря; прибыл в Мурманск 12 января QP-5 отправился из Мурманска 13 января; рассеян в пути, прибыл 19 января
PQ-7b отправился из Исландии 31 декабря; прибыл в Мурманск 11 января QP-6 отправился из Мурманска 24 января; рассеян в пути, прибыл 28 января
PQ-8 отправился из Исландии 8 января; прибыл в Архангельск 17 января QP-7 отправился из Мурманска 12 февраля; рассеян в пути, прибыл 15 февраля
Объединённый PQ-9 и PQ-10 отправился из Исландии 1 февраля; прибыл в Мурманск 10 февраля QP-8 отправился из Мурманска 1 марта; прибыл в Рейкьявик 11 марта
PQ-11 отправился из Шотландии 14 февраля; прибыл в Мурманск 22 февраля QP-9 отправился из Кольского залива 21 марта; прибыл в Рейкьявик 3 апреля
PQ-12 отправился из Рейкьявика 1 марта; прибыл в Мурманск 12 марта QP-10 отправился из Кольского залива 10 апреля; прибыл в Рейкьявик 21 апреля
PQ-13 отправился из Шотландии; прибыл в Мурманск 31 марта QP-11 отправился из Мурманска 28 апреля; прибыл в Рейкьявик 7 мая
PQ-14 отправился из Шотландии 26 марта; прибыл в Мурманск 19 апреля QP-12 отправился из Кольского залива 21 мая; прибыл в Рейкьявик 29 мая
PQ-15 отправился из Шотландии 10 апреля; прибыл в Мурманск 5 мая QP-13 отправился из Архангельск 26 июня; прибыл в Рейкьявик 7 июля
PQ-16 отправился из Рейкьявика 21 мая; прибыл в Мурманск 30 мая QP-14 отправился из Архангельска 13 сентября; прибыл в Шотландию 26 сентября
PQ-17 отправился из Рейкьявика 27 июня; рассеян в пути, прибыл 4 июля QP-15 отправился из Кольского залива 17 ноября; прибыл в Шотландию 30 ноября
PQ-18 отправился из Шотландии 2 сентября; прибыл в Архангельск 21 сентября: первый конвой в сопровождении авианосца RA-51 отправился из Кольского залива 30 декабря; прибыл в Шотландию 11 января 1943
JW-51A отправился из Ливерпуля 15 декабря; прибыл в Кольский залив 25 декабря
JW-51B отправился из Ливерпуля 22 декабря; прибыл в Кольский залив 4 января 1943: см. Бой в Баренцевом море
FB[en] независимые суда без эскорта

1943

в СССР из СССР
JW-52 отправился из Ливерпуля 17 января; прибыл в Кольский залив 27 января RA-52 отправился из Кольского залива 29 января; прибыл в Шотландию 9 февраля
JW-53 отправился из Ливерпуля 15 февраля; прибыл в Кольский залив 27 февраля RA-53 отправился из Кольского залива 1 марта; прибыл в Шотландию 14 марта
JW-54A отправился из Ливерпуля 15 ноября; прибыл в Кольский залив 24 ноября RA-54A отправился из Кольского залива 1 ноября; прибыл в Шотландию 14 ноября
JW-54B отправился из Ливерпуля 22 ноября; прибыл в Архангельск 3 декабря RA-54B отправился из Архангельска 26 ноября; прибыл в Шотландию 9 декабря
JW-55A отправился из Ливерпуля 12 декабря 1943; прибыл в Архангельск 22 декабря RA-55A отправился из Кольского залива 22 декабря; прибыл в Шотландию 1 января 1944
JW-55B отправился из Ливерпуля 20 декабря; прибыл в Архангельск 30 декабря: см. Бой у Нордкапа RA-55B отправился из Кольского залива 31 декабря; прибыл в Шотландию 8 января 1944

1944

в СССР из СССР
JW-56A отправился из Ливерпуля 12 января; прибыл в Архангельск 28 января RA-56 отправился из Кольского залива 3 февраля; прибыл в Шотландию 11 февраля
JW-56B отправился из Ливерпуля 22 января; прибыл в Кольский залив 1 февраля RA-57 отправился из Кольского залива 2 марта; прибыл в Шотландию 10 марта
JW-57 отправился из Ливерпуля 20 февраля; прибыл в Кольский залив 28 февраля RA-58 отправился из Кольского залива 7 апреля; прибыл в Шотландию 14 апреля
JW-58 отправился из Ливерпуля 27 марта; прибыл в Кольский залив 4 апреля RA-59 отправился из Кольского залива 28 апреля; прибыл в Шотландию 6 мая
JW-59 отправился из Ливерпуля 15 августа; прибыл в Кольский залив 25 августа RA-59A отправился из Кольского залива 28 августа; прибыл в Шотландию 5 сентября
JW-60 отправился из Ливерпуля 15 сентября; прибыл в Кольский залив 23 сентября RA-60 отправился из Кольского залива 28 сентября; прибыл в Шотландию 5 октября
JW-61 отправился из Ливерпуля 20 октября; прибыл в Кольский залив 28 октября RA-61 отправился из Кольского залива 2 ноября; прибыл в Шотландию 9 ноября
JW-61A отправился из Ливерпуля 31 октября; прибыл в Мурманск 6 ноября RA-61A отправился из Кольского залива 11 ноября; прибыл в Шотландию 17 ноября
JW-62 отправился из Шотландии 29 ноября; прибыл в Кольский залив 7 декабря RA-62 отправился из Кольского залива 10 декабря; прибыл в Шотландию 19 декабря
JW-63 отправился из Шотландии 30 декабря; прибыл в Кольский залив 8 января 1945

1945

В СССР Из СССР
JW-64 отправился из Шотландии 3 февраля; прибыл в Кольский залив 15 февраля RA-63 отправился из Кольского залива 11 января; прибыл в Шотландию 21 января
JW-65 отправился из Шотландии 11 марта; прибыл в Кольский залив 21 марта; был дважды торпедирован (повреждён U-968, потоплен U-995) транспорт «Томас Дональдсон».[18] RA-64 отправился из Кольского залива 17 февраля; прибыл в Шотландию 28 февраля
JW-66 отправился из Шотландии 16 апреля; прибыл в Кольский залив 25 апреля RA-65 отправился из Кольского залива 23 марта; прибыл в Шотландию 1 апреля
JW-67 отправился из Шотландии 12 мая; прибыл в Кольский залив 20 мая RA-66 отправился из Кольского залива 29 апреля; прибыл в Шотландию 8 мая
RA-67 отправился из Кольского залива 23 мая; прибыл в Шотландию 30 мая

Стратегическое значение

Северный морской конвой в походе.

Арктические конвои привели к значительным изменениям в расстановке морских сил с обеих сторон, что оказало существенное влияние на ход боевых действий на море на других театрах боевых действий. В результате действий ранних рейдов британских эсминцев в Норвегии, Гитлер пришёл к убеждению, что англичане намереваются вторгнуться в Норвегию снова. Это, вместе с очевидной необходимостью остановить арктические конвои в СССР, заставило Гитлера отдать приказ передислоцировать тяжёлые надводные немецкие корабли, включая линкор «Тирпиц», в Норвегию. Операция «Цербер» была предпринята частично по этой причине.

Как «флот в наличии», «Tirpitz» и другие тяжёлые надводные немецкие корабли связывали силы Королевского ВМФ которые могли быть лучше использованы где-то ещё, например, для сдерживания ВМФ Японии в Индийском океане. Успех рейдов в Атлантике «Гнейзенау» и «Шарнхорст» в 1941 продемонстрировал масштабы немецкой угрозы в Атлантике. Однако, с закрытием союзниками непатрулируемого воздушного «окна» над северной Атлантикой, улучшением радиопеленгационного оборудования (Huff-Duff[en] (англ.)), оснащением самолётов сантиметровым радаром на основе резонансного магнетрона[19] и предоставлением конвоям эскортных авианосцев, возможности для немецких рейдеров в Атлантике были ограничены.

Помимо неудачной попытки перехватить конвой PQ17 в марте 1943 года и рейда на Шпицберген в сентябре 1943, «Тирпиц» провёл большую часть Второй мировой войны в норвежских фьордах. «Тирпиц» подвергался постоянным атакам, пока наконец не был потоплен во фьорде Тромсё 11 ноября 1944 года Королевскими ВВС. Другие тяжёлые суда Кригсмарине никогда не дислоцировались в Норвегии (например, «Гнейзенау»), были вытеснены из портов страны, или были потоплены превосходящими силами противника (например, «Шарнхорст»). В особенности, неудачная атака на конвой JW-51B (Бой в Баренцевом море), когда превосходящая группировка немецких надводных кораблей не смогла нанести поражение британскому эскорту, состоявшему из крейсеров и эсминцев, привела Гитлера в ярость, и привела к переносу акцента с надводных рейдеров к подводным лодкам. Некоторые тяжёлые корабли были физически разобраны и их вооружение использовано в прибрежных укреплениях.

Тем не менее, на дне оказались почти 1700 танков, сотни самолётов, автомобилей и тысячи тонн всевозможных военных грузов. Условно можно сказать, что была уничтожена техника и ресурсы для проведения как минимум одной фронтовой стратегической операции.

Борьба с конвоями

Для борьбы с арктическими конвоями немцы использовали базирующиеся во фьордах Норвегии (базы Алта-фьорд, Тронхейм и Нарвик) корабли:

Также в борьбе с конвоями немцы задействовали 5-й воздушный флот (500 самолётов типа Junkers Ju 88)[4]. Авиация обеспечивала воздушную разведку. Когда конвой обнаруживали, с баз поднимались бомбардировщики (около 40[5]) и, разделившись на звенья, атаковали суда.

Роль разведки

Взлом англичанами кода «Энигмы» сыграл важную роль в конечном успехе арктических конвоев. Хотя упреждающие действия были не всегда возможны, разведывательные данные позволили Королевскому ВМФ подготовиться к боям и конвои могли получать адекватный эскорт. Перехват и потопление линкора «Шарнхорст» были в значительной степени обусловлены способностью англичан читать сообщения, зашифрованные Энигмой.[21]

Конвой PQ-17

В августе 1941 года финские войска захватили городок Сортавала и создали там пункт радиоперехвата. В начале июля 1942 года этот центр перехватил шифрованную телеграмму, переданную кодом Морзе с советской авиабазы в районе Мурманска. Дешифрованный финнами, текст телеграммы содержал полное описание большого конвоя PQ-17 с военными грузами, направляющегося из Исландии в СССР. Финны передали эти материалы немцам, которые вначале планировали использовать для атаки конвоя надводные корабли. Однако, английские подлодки обнаружили попытку выхода в море линкора «Тирпиц»[22], и немецкие надводные корабли вернулись в базу, а удар по PQ-17 был нанесен авиацией и подлодками.

Литературные описания

Англоязычные

Об Арктических конвоях были написаны как минимум два широкоизвестных романа: изданный в 1955 году "Корабль Его Величества «Улисс» шотландского писателя Алистера Маклина, написанный в традициях классической литературы о морской войне, и, изданный в 1967 году, «Капитан» (англ. «The Captain»), голландским автором Жаном де Хартогом (англ. Jan de Hartog). Эти две книги сильно отличаются стилем, характерами персонажей и внутренней философией (Де Хартог был пацифистом, чего нельзя сказать о Маклине). Всё же, они оба ярко передают атмосферу военных действий и недружелюбной природы, требующей от смельчаков огромной выдержки и мужественности. Обе книги были написаны под впечатлением судьбы конвоя PQ-17, однако не рассматривают детально его судьбу.

В 1958 году английский писатель-маринист Дадли Поуп выпустил книгу «Новогодний бой», подробно описывающую бой в Баренцевом море между кораблями ВМФ Великобритании из охранения конвоя JW-51B и атаковавшими их германскими кораблями. Книга отличается захватывающим стилем повествования и патриотическим настроем.

Русскоязычные

Русский писатель Валентин Пикуль описал поход каравана PQ-17 в своем романе «Реквием каравану PQ-17».[23]

Кроме всего, в России действует общественная организация «Полярный конвой», объединяющая в своих рядах ветеранов северных конвоев 1941—1945 годов.[24] леном «Полярного конвоя» являлся кинорежиссер Александр Сорокин, смонтировавший документальную ленту «Блокада» и оригинальный фильм в интердикт-манере «Отец и сын» о предыстории создания балета «Сonvoy PQ.17», рассказывающего об отце Билла Коулмана — Жозефе, канадском моряке-ветеране — одним из случайно выживших участников того самого конвоя.[25]

Песня Александра Городницкого «Памяти конвоя PQ-17».

Память

  • В Мурманске установлен памятник участникам Северных конвоев.
  • В Исландии в городе Исафьордюр (Ísafjörður) скульптором Владимиром Суровцевым был установлен памятник морякам из арктического конвоя QP-13.
  • На южной оконечности Манхеттена находится мемориал со стелами, на которых поимённо перечислены погибшие во время войны американские моряки.
  • В 1992 году Банком России выпущена памятная монета «Северный конвой».
  • 31 августа 2014 года в Санкт-Петербурге открыт памятник морякам полярных конвоев в 73-ю годовщину прибытия в СССР первого конвоя «Дервиш»[26].
  • Имя присвоено скверу на углу улицы Седова и Большого Смоленского проспекта в Санкт-Петербурге — Сквер Полярных Конвоев[27].
  • В 2018 году в Санкт-Петербурге зарегистрирован Фонд сохранения исторической памяти «Международный Центр Северных Конвоев» (МЦСК).
  • В 2020 году ветераны арктических конвоев, получат от правительства России медали в честь 75-летней годовщины последнего рейса[1][b].

Галерея

См. также

Примечания

Комментарии

  1. По условиям ленд-лиза ответственность за доставку грузов из английских портов в советские лежала на советской стороне. Однако, как выяснилось, советский Северный флот не располагал необходимыми для этого силами и средствами. В результате, охрану конвоев взял на себя британский флот при небольшом участии флота США.
  2. По данным российского посольства в Британии, на апрель 2020года года живы около 550 ветеранов арктических конвоев[1].

Сноски

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Россия наградит последних британских ветеранов арктических конвоев
  2. Татьяна Брицкая «Мы были друзьями, но нам не доверяли» // Новая газета. — 2017. — № 47-48 (2624—2625). 05.05.2017
  3. Арктические конвои Второй мировой войны
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Арктические конвои: сквозь огонь и полярную ночь
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Арктический конвой JW-64
  6. А. В. Басов. Арктические конвои. // Советская военная энциклопедия в 8-ми томах, под ред. Гречко А. А. Москва, Воениздат, 1976—1980. Том 1: А — Бюро военных комиссаров, 1976, с 236.
  7. Bob Ruegg and Arnold Hague Convoys to Russia 1941—1945 ASIN B000S9V1TW ISBN 0-905617-66-5 (англ.)
  8. Последними из этой серии были «PQ-18» и «QP-15»/ C декабря 1942 года конвои, идущие в СССР, имели литер «JW», обратно — «RA». Порядковый номер начинался с 51.
  9. Arnold Hague The Allied Convoy System 1939—1945: Its Organization, Defence and Operation ISBN 1-55125-033-0 ISBN 978-1-55125-033-5 (англ.)
  10. 10,0 10,1 Russian Convoy series (англ.)
  11. 11,0 11,1 PQ-5
  12. PQ-16
  13. Дервиш (арктический конвой)
  14. Конвой PQ-1
  15. PQ-2
  16. Конвой QP-1
  17. Успех был обеспечен возможностью пристрелки в темноте по радиолокационным засечкам всплесков снарядов, хотя были применены и осветительные снаряды
  18. «Томас Дональдсон» — Журнал «Нептун» — Все краски моря (недоступная ссылка)
  19. Angela Hind. "Briefcase 'that changed the world'". BBC News (5 февраля 2007).
  20. Ленд-лиз. Северные конвои. Стратегическое значение
  21. Sebag-Montefiore, Hugh. Enigma: The Battle for the Code (англ.). — London: Phoenix, 2001. — P. 293—303. — ISBN 0-7538-1130-8.
  22. Илья Бестужев. Самый длинный фронт. — Litres, 2018. — 49 с. — ISBN 978-5-04-102592-2.
  23. «Реквием каравану PQ-17» на lib.aldebaran.ru
  24. Владимир Морган. Реквием по героям-морякам и северным конвоям союзников (недоступная ссылка). NewCanada.com. — Статья была опубликована в русско-канадской газете The Yong Street Review, №221 за 2004 год. Дата обращения: 2 марта 2022. Архивировано 10 августа 2004 года.
  25. Владимир Морган. Через годы, через расстояния… (недоступная ссылка). NewCanada.com. — Статья была опубликована в русско-канадской газете The Yong Street Review, №222 за 2004 год. Дата обращения: 2 марта 2022. Архивировано 10 августа 2004 года.
  26. В Санкт-Петербурге откроется памятник морякам полярных конвоев // RT на русском, 31 августа 2014 года
  27. Садам и скверам дали имена // Санкт-Петербургские ведомости. — 2019. — 22 ноября.

Литература

Ссылки