Арктика (ледокол, 1972)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Арктика»
Атомный ледокол «Арктика»Атомный ледокол «Арктика»
Флаг СССР Россия
Класс и тип судна Ледокол класса КМ(*) ЛЛ2[2] А
Порт приписки Мурманск
Номер ИМО 7429061
Позывной UCKH
Организация Российская Федерация
Оператор ФГУП «Атомфлот» госкорпорации «Росатом»
Изготовитель Балтийский завод, Ленинград[1]
Спущен на воду 26 декабря 1972 года
Введён в эксплуатацию 25 апреля 1975 года[2]
Выведен из состава флота август 2008 года
Статус утилизируется
Награды и почести Орден Октябрьской Революции
Основные характеристики
Водоизмещение 21 000 т (стандартное)
23 460 т (полное)
Длина 147,9 м
Ширина 30,0 м
Высота 55,0 м
17,2 м (борта на миделе)
Осадка 11,0 м
Двигатели 2 ядерных реактора ОК-900А по 171 МВт
Мощность 55 МВт (75 000 лошадиных сил) на валах
Движитель 3 гребных винта фиксированного шага с 4 съёмными лопастями
Скорость хода 18,6 узлов (полная) по чистой воде
Автономность плавания 4 года (перезагрузка топлива)
7,5 месяцев (по запасам провизии)
Экипаж 145 человек
Пассажировместимость 128 человек
Ледокол «Арктика» в Карском море, 1980 год.

А́томный ледоко́л «А́рктика» проекта 10520 — советский атомный ледокол проекта 10520 типа «Арктика», головное судно этого проекта. Ледокол стал первым в истории судном достигшим Северного полюса в надводном плавании, и вторым в мире атомным ледоколом. Не следует путать данный ледокол с одноимённым ледоколом проекта 22220.

Ледоколы типа «Арктика»

История

Строительство

Атомный ледокол «Арктика», головной корабль серии проекта 10520, заложен 3 июля 1971 года на Балтийском заводе в Ленинграде. Спуск на воду произведен 26 декабря 1972 года. Окончание ходовых испытаний — 17 декабря 1974 года. Приём в эксплуатацию и подъём государственного флага на ледоколе — 25 апреля 1975 года.

«Леонид Брежнев»

10 ноября 1982 года умер Леонид Ильич Брежнев. Согласно постановлению ЦК КПСС было решено увековечить память Л. И. Брежнева. Есть версия, что из-за опечатки в постановлении[источник не указан 674 дня] имя было присвоено не строящемуся ледоколу, а действующему, и в период с 1982 года и до 1986 года ледокол «Арктика» носил имя «Леонид Брежнев», вместо строящегося ледокола, который впоследствии был назван «Советский Союз»[3].

Ледоколы типа «Арктика»

Позднее на Балтийском заводе в Ленинграде по проекту атомного ледокола «Арктика» было построено ещё 5 атомных ледоколов: «Сибирь» (1977)[4], «Россия» (1985), «Советский Союз» (1989), «Ямал» (1992), «50 лет Победы» (2007). Все эти ледоколы относятся к ледоколам типа «Арктика».

Капитаны ледокола «Арктика»

  • Кучиев, Юрий Сергеевич, 1972—1980 г.г. (1972—1975 постройка)
  • Красовский Владимир Николаевич, 1976—1977 г.г.
  • Голохвастов Василий Александрович, 1977—1995 г.г.
  • Шестопалов Валерий Иванович, 1980 г.(лето — осень, один рейс)
  • Ламехов, Анатолий Алексеевич, 1981—1984 г.г.
  • Майнагашев, Бронислав Семёнович, 1987 г. (ремонт — одна смена)
  • Улитин Григорий Алексеевич, 1985—2003 г.г.
  • Баринов Александр Николаевич, 1996—2000, 2003—2009 г.г.
  • Куликов Владимир Семёнович, 2001—2005 г.г.
  • Лобусов Дмитрий Викторович, 2005—2007 г.г.
  • Арутюнян Владимир Грачавич, 2007—2008 г.г.

2008 год — вывод ледокола из эксплуатации.

  • Папко Сергей Прокопьевич, 2009—2010 г.г.
  • Власенко Евгений Владимирович, 2008—2011 г.г. (старший помощник капитана, и. о. капитана)

В 2011 году экипаж с ледокола снят, ледокол выведен в «холодный» отстой в ожидании утилизации.

Службы ледокола

Штурманский состав и палубная команда

Атомно-механическая служба

Электромеханическая служба

Служба радиационной безопасности (РБ)

Служба контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИПиА)

Радиослужба

UKTY — позывные ледокола с 1974 года.

Для поддержания связи ледокол оснащен[5]

  • УКВ радиотелефонной станцией;
  • радиостанцией спасательных средств;
  • станцией морской спутниковой связи;
  • УКВ радиотелефонной станцией с цифровым избирательным вызовом;
  • радиостанцией промежуточных и коротких волн с цифровым избирательным вызовом;
  • судовой земной станцией системы ГМССБ;
  • спутниковым аварийным радиобуем системы ГМССБ;
  • приёмником службы НАВТЕКС;
  • приёмником расширенного группового вызова;
  • приёмником цифрового избирательного вызова;
  • приёмником КВ буквопечатающей аппаратуры;
  • УКВ аппаратурой двусторонней радиотелефонной связи.

Радиопозывным ледокола был UKTY. Позже был присвоен новый позывной — UCKH, который сохранился и по настоящее время.

Служба воздушной разведки

На ледоколе имеется возможность базирования вертолёта и лётного состава для проведения ледовой разведки.

Медицинская служба

На ледоколе имеется медицинский блок, который включает в себя, помимо всего прочего, стоматологическую установку и операционную.

Служба быта

Отдельные походы ледокола

Внешние видеофайлы
Логотип Rutube «Первый ледокол на Северном полюсе»
Логотип Дзен «Советские атомоходы Сибирь и Арктика (1976-77)»

Поход на Северный полюс 1977 года

Мемориал в честь покорения ледоколом «Арктика» Северного полюса в 1977 году в областном краеведческом музее Мурманска

Поход был посвящён 60-летию Великого Октября. Впервые в истории кораблём в надводном положении был достигнут Северный полюс.

Российско-Германская высокополярная арктическая экспедиция 1998 года

4 — 27 июля 1998 года атомный ледокол «Арктика» осуществлял проводку немецкого научно-исследовательского судна «Поларштерн» (нем. "Polarstern"). Целью экспедиции являлось исследование хребта Альфа, входящего в область Центрально-Арктических поднятий Северного Ледовитого океана, восточнее хребта Ломоносова.

4 июля в Баренцевом море (приблизительно 75°30′ с. ш. 35°00′ в. д.HGЯO) встретились ледокол «Арктика», вышедший 2 июля из Мурманска, и «Поларштерн», вышедшее 27 июня из Бремерхафена[6].

Проводка экспедиции СП-33

В 2004 году ледокол «Арктика» проводил научно-экспедиционное судно «Академик Фёдоров», с борта которого была высажена дрейфующая станция «Северный Полюс-33».

Последний рейс

«Арктика» на отстое в Мурманске, июль 2012 года

21 августа 2008 года у ледокола закончился срок действия документов Морского Регистра РФ. По мнению некоторых руководителей, техническая и экономическая целесообразность дальнейшей эксплуатации ледокола отсутствует. Запас ядерного топлива в реакторах требует замены.

3 октября 2008 года была остановлена атомная энергетическая установка ледокола «Арктика».

В 2011 году экипаж с ледокола снят, ледокол выведен в «холодный» отстой в ожидании утилизации.

Судно исключено из Регистровой книги судов с 31 июля 2012 года[7].

Попытка сделать из списанного ледокола корабль-музей не увенчалась успехом[8]. В декабре 2018 года корабль был отбуксирован из Мурманска в акваторию завода «Нерпа» — для дальнейшей утилизации[9].

В массовой культуре

«Арктика» на почтовой марке

В 1977 году Почта СССР выпустила почтовый блок в честь похода ледокола «Арктика» к Северному полюсу, а в 1978 году — почтовую марку с изображением ледокола.

[1] В приложении к журналу «Юный техник» Для умелых рук 1978 года в 7-ом номере есть чертежи выкроек для постройки модели ледокола из бумаги в масштабе 1:400.

Ледокол послужил прототипом для корабля «Северный Ветер» из игры «Анабиоз: Сон Разума»[источник не указан 1274 дня].

Примечания

  1. Технические характеристики атомных судов
  2. «Советские атомные ледоколы». «Мортехинформреклама», Москва 1988
  3. «Великий, могучий „Советский Союз“», Рабочая Газета, 25.11.2006. Дата обращения: 28 августа 2008. Архивировано 21 мая 2015 года.
  4. В разделе указаны года спуска на воду (могут отличаться от годов принятия в эксплуатацию).
  5. Российский Морской Регистр Судоходства Архивировано 1 марта 2007 года.
  6. Перевод дневников исследовательской экспедиции ледокола «Поларштерн» при поддержке атомохода «Арктика» в 1998 году. Дата обращения: 28 августа 2008. Архивировано 22 февраля 2008 года.
  7. Информация о судне Архивная копия от 6 января 2012 на Wayback Machine // Russian Maritime Register of Shipping, «Исключено из Регистровой книги судов с 02.08.2012»
  8. Атомфлот: Музея на ледоколе «Арктика» не будет. Дата обращения: 20 ноября 2019. Архивировано 29 ноября 2020 года.
  9. Списанный атомный ледокол «Арктика» доставлен на место разделки. Дата обращения: 20 ноября 2019. Архивировано 21 сентября 2020 года.