Арзуманов, Игорь Ашотович

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
И́горь Ашо́тович Арзума́нов
Арзуманов, Игорь Ашотович.jpg
Дата рождения 5 марта 1960(1960-03-05)
Место рождения Грозный, Чечено-Ингушская ACCP, СССР
Дата смерти 15 марта 2022(2022-03-15) (62 года)
Место смерти Иркутск, СССР
Страна Флаг СССРФлаг России
Научная сфера религиоведение, философия, культурология, правоведение
Место работы Читинский государственный университет
Иркутский государственный университет
Российская академия правосудия
Альма-матер Красноярский институт искусств
Иркутский государственный университет
Учёная степень кандидат философских наук,
доктор культурологии
Учёное звание профессор
Научный руководитель М. Н. Фомина
И. К. Кучмаева
Известен как религиовед, философ, культуролог и правовед

И́горь Ашо́тович Арзума́нов (род. 5 марта 1960, Грозный, Чечено-Ингушская ACCP, СССР15 марта 2022, Иркутск, Россия[1]) — российский религиозный деятель, религиовед, философ, культуролог и правовед. Кандидат философских наук (2004), доктор культурологии (2008), профессор.

Протоиерей Русской православной церкви (в 2000 году запрещён в служении). Настоятель Свято-Троицкого храма г. Улан-Удэ (15 сентября 1992 года — январь 1998 года). Благочинный Бурятского округа (29 марта 1994 года — январь 1998 года).

Биография

Родился 5 марта 1960 года в Грозном[1][2][3].

В 1987 году окончил музыкальный факультет Красноярского института искусств по специальности «фортепиано»[4].

В 20042009 годах преподавал в Читинском государственном университете[1][5]. В 2004–2006 годы — руководитель научно-исследовательской лабораторией по этноконфессиональным проблемам Байкальского региона при Читинском государственном университете[1].

В 2004 году в Читинском государственном университете под научным руководством доктора философских наук профессора М. Н. Фоминой защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Трансформация конфессионального поля Забайкалья в свете религиозных инноваций (XX—XXI вв.)» (специальность 09.00.13 — религиоведение, философская антропология, и философия культуры); официальные оппоненты — доктор философских наук, профессор В. И. Антонов и кандидат философских наук С. М. Авдеев[1][6].

С 2008 года — доцент и с 2010 года — профессор кафедры истории и теории государства и права, с 2015 года — профессор кафедры конституционного права и теории права Юридического института Иркутского государственного университета. С 2009 года — профессор кафедры политологии и отечественной истории Иркутского государственного университета[5].

В 2008 году в Государственной академии славянской культуры защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора культурологии по теме «Трансформация пространства религиозной культуры Байкальского региона в трансазиатском контексте (XX—XXI вв.)» (специальность 24.00.01 — теория и история культуры); научный консультант — доктор философских наук, профессор И. К. Кучмаева; официальные оппоненты — доктор философских наук, профессор К. И. Никонов, доктор философских наук, профессор М. В. Силантьева, доктор исторических наук, профессор Г. С. Митыпова[1][7].

В 2012 году окончил Юридический институт ИГУ по специальности «Юриспруденция»[5].

Профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Восточно-Сибирского филиала Российской академии правосудия[8].

Руководитель научно-исследовательской работы (НИРС) по кафедре теории и истории государства и права Юридического института Иркутского государственного университета[9].

Руководитель научно-исследовательскими группами для участия в Международных гуманитарно-правовых школ 2010, 2011, 2012 гг[9].

Руководитель Научно-исследовательской комиссии «Политико-правовые характеристики религиозного пространства стран Северо-восточной Азии и АТР» при Иркутском отделении Российской ассоциации политической науки (ИРО РАПН)[9].

Координатор грантовой программы «Проблемы развития правового статуса отдельных территорий 19-20 вв. Опыт России (Восточная Сибирь) и Франции (Савойя)». ЮИ ИГУ — Савойский университет[9].

Член Российской ассоциации политической науки (иркутское отделение)[1][9].

Член Российской ассоциации международных исследования (МГИМО (У) МИД России)[1][1][9].

Член редакционного совета «Известий Иркутского государственного университета» серия «Политология. Религиоведение» (Редактор рубрики «Политико-правовые характеристики религиозного пространства Северо-восточной Азии»)[1][9].

Член редакционного совета Сибирского юридического вестника ИГУ[9].

Член Диссертационного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций (Культурология, специальность: теория и история культуры – 24.00.01) при Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете имени Н. Г. Чернышевского[9].

Церковная деятельность

В 1990 году рукоположён во иерея[2][3].

С 1 декабря 1991 года — клирик, с 15 сентября 1992 года — настоятель Свято-Троицкого храма Улан-Удэ[2][3].

25 мая 1992 года был избран председателем совета прихода Одигитриевского собора[10].

С 29 марта 1994 года — благочинный Бурятского округа, с января 1998 года переведён в город Читу[2][3][11].

Запрет в служении и сфабрикованное обвинение в педофилии

В 2000 году епископом Читинским и Забайкальским Евстафием запрещён в служении без права устройства в какую-либо епархию, поводом для чего стало письмо некоего юноши, «сироты, прибившегося к церкви», содержавшее обвинение благочинного в педофилии[12][13]. Религиоведы Сергей Филатов и Роман Лункин отмечали по этому поводу, что «поскольку суда не было, это обвинение нельзя считать юридически доказанным, но сообщения бурятских СМИ привели к тому, что для общественного мнения Бурятии совершение Игорем Арзумановым преступления — очевидный факт»[14].

6 октября 2000 года на основании письма и публикаций в СМИ Прокуратура Республики Бурятия возбудила уголовное дело в отношении И. А. Арзуманова по статье 132 ч. 2 УК РФ (насильственные действия сексуального характера), которое было направлено в следственный отдел МВД Республики Бурятия. Через четыре месяца следствия дело было приостановлено, а прессе началась травля Арзуманова, про которого писали, что «насильник» находится на свободе[15].

6 сентября 2002 года уголовное дело было возобновлено и направлено на доследование в прокуратуру Октябрьского района Улан-Удэ. Проведена вторая судебно-медицинская экспертиза (первая проводилась ещё до возбуждения уголовного дела и показала несостоятельность обвинений) в отношении объявленного пострадавшим юноши-послушника. В заключении эксперты пришли к выводу, что в отношении молодого человека не совершались систематические действия сексуального характера (мужеложство). Несмотря на это, следствие вынесло обвинение И. А. Арзуманову и объявило его во всероссийский розыск[15].

В ноябре 2002 года была проведена третья по счёту комиссионная судебно-медицинская экспертиза с участием самых опытных и авторитетных специалистов, подтвердившая выводы двух предыдущих экспертиз. Молодой человек, которого следствие считало потерпевшим, за почти три года разбирательства смог назвать лишь один эпизод с изнасилованием, который, по его же словам, могли подтвердить свидетели. В то же время все проходившие по делу свидетели опровергли подобные суждения, а также подчёркивали, что юноша является умственно отсталым. Прокуратура Октябрьского района Улан-Удэ из-за отсутствия доказательств закрыла дело в связи с отсутствием события преступления[15].

Однако, после обращения адвоката Ивлева в Октябрьскую районную прокуратуру с ходатайством о реабилитации Арзуманова, прокурор Октябрьского района Улан-Удэ 13 января 2003 года отменил постановление следователя о прекращении уголовного дела и возобновил его с формулировкой о неполноте расследования. Тем не менее 9 февраля уголовное дело было снова прекращено в связи с непричастностью Арзуманова к этому преступлению. В постановлении о прекращении уголовного дела от 9 февраля 2003 года сказано: «В ходе следствия доводы С. о совершении в отношении него преступления подтверждения не нашли. Показания свидетелей полностью опровергают слова потерпевшего»[16].

Повторно обращение адвоката Ивлева с заявлением о реабилитации Арзуманова привело ко вторичной, несмотря на законодательный запрет о возобновлении дела на том же основании, отмене прокурором Октябрьского района постановления следователя по причине недостаточности расследования. Были возобновлены допросы свидетелей, повторно проведены следственные эксперименты, но в очередной раз вина Арзуманова не доказана[17].

6 марта 2003 года, после обжалования адвокатом решения прокурора, Октябрьский районный суд признал действия последнего незаконными. Прокурор подал кассационную жалобу в Верховный Суд Российской Федерации, но она оставлена без удовлетворения. Таким образом, решение об окончательном прекращении дела вступило в законную силу и обжалованию не подлежит[17].

21 мая 2003 года адвокат Ивлев в третий раз подал заявление о реабилитации Арзуманова, но получил ничем не обоснованный отказ Октябрьской районной прокуратуры Улан-Удэ[17].

В августе 2004 года Октябрьский районный суд признал действия прокурора Октябрьского района Улан-Удэ Бурлакова незаконными[17]. 3 сентября прокуратура Октябрьского района Улан-Удэ направила в те газеты, которые в ходе следствия занимались травлей Арзуманова, письменные требования опубликовать опровержения ранних публикаций и сообщить о его полной реабилитации[17].

Как показало расследование улан-удэнских журналистов, письмо оказалось подделкой и было сфабриковано завистниками популярного среди прихожан священника[18].

Научная деятельность

Научная деятельность Игоря Арзуманова охватывает вопросы, связанные с юридической антропологией, юридической герменевтикой, теоретико-правовыми проблемами в области государственного управления и регулирования этно-конфессиональной сферы общественных отношений в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, а также политико-правовые характеристики религиозной культуры Байкальского региона, глобализационные и конституционно-правовые особенности проведения вероисповедной политики России и стран Азатско-Тихоокеанского региона, международные проблемы институтов интеллектуальной собственности — «традиционного знания» этно-конфессиональных систем Байкальского региона[5].

Научные труды

Монографии

  • Арзуманов И. А. Трансформация конфессионального пространства Байкальской Сибири (XX—XXI вв.): комплексно-методологические аспекты исследования. — Иркутск: Издательство Иркутский государственный университет, 2006. — 211 с. ISBN 5-9624-0082-8
  • Арзуманов И. А. Методологические концепты вероисповедной политики России в Восточной Сибири XVIII-XXI вв.: философско-правовой аспект исследования. — Улан-Удэ: Издательство БНЦ СО РАН, 2007. — 191 с. ISBN 978-5-7925-0206-2
  • Арзуманов И. А. Трансформация пространства религиозной культуры Байкальского региона в трансазиатском контексте (XX–XXI вв.): монография. — Иркутск: Издательство Иркутского государственного университета, 2008. — 319 с. ISBN 978-5-9624-0262-8
  • Арзуманов И. А., Дагбаев Э. Д., Жамбалова С. Г.,Митыпова Г. С., Очирова Ц. Б. Исторический портрет Шулутского (Ацагатского) дацана в контексте религиозной политики России ХIХ в. – нач. ХХI в. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2012. – 187 с.
  • Арзуманов И. А. Этноконфессиональный фактор социокультурного освоения Сибири XIX—XXI вв. // География Сибири в начале XXI века: в 6 т. / В. М. Плюснин (гл. ред.) [и др.]. Ин-т географии им. В.Б. Сочавы СО РАН. — Т. 1. Историческая география / отв. ред. Ю. А. Зуляр, В. А. Снытко. – Новосибирск : Академическое изд-во «ГЕО», 2014. — С. 209-219. — 318 с.
  • Арзуманов И. А. Государственное регулирование этноконфессиональных общественных отношений в России в XIX—XXI вв. (на примере Байкальского региона)»: монография. — Иркутск: Издательство Иркутского государственного университета, 2014. – 428 с

Учебные издания

  • Каноническое право: учеб.-метод. комплекс / сост. И. А. Арзуманов. — Иркутск: Издательство Иркутского государственного университета, 2011. — 83 с.
  • Каноническое право: учеб.-метод. пособие / сост. И. А. Арзуманов. — Иркутск: Издательство Иркутского государственного университета, 2011. — 117 с.
  • Арзуманов И. А., Ганусенко И. В. Русское гражданское право во второй половине ХΙХ века: особенности нормативного закрепления отдельных институтов / Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2012. — 137 c.
  • Арзуманов И. А., Ганусенко И. В., Казарин В. Н. Русское государственное право во второй половине ХΙХ века: особенности нормативного закрепления отдельных институтов / Учебное пособие. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2014. — 150 c.
  • Арзуманов И. А., Шишкин С. И. Программы комплексного развития территорий в Российской Федерации: правовое регулирование и практика реализации : учебное пособие : в 3 с. Ч. 1 : Комплексное развитие территорий: правовые основы понятийного анализа. — Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015. - 85 с.
  • Арзуманов И. А., Личичан О. П. Программы комплексного развития территорий в Российской Федерации: правовое регулирование и практика реализации : учебное пособие : в 3 ч. Ч. 2 : Социально-экономическое развитие территорий как фактор стратегического планирования- Иркутск : Изд-во ИГУ, 2016. - 139 с.
  • Арзуманов И. А. Вениамин (Благонравов) // ВСОРГО в лицах: биобиблиографический словарь. Вып. 5 / под ред. Ю. А. Зуляра, Л. М. Корытного. - Иркустк: Изд-во Института географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, 2016. — С. 25-27. — 107 с.

Статьи

на русском языке
  • Арзуманов И. А. Философско-мировоззренческий аспект исследования религиозного пространства // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. — Вып. № 3 (12). — 2005. — С. 203-208.
  • Арзуманов И. А. Философско-антропологический аспект исследования религиозного пространства // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. — Вып. № 3 (12). — 2005. — С. 208-212.
  • Арзуманов И. А. Философско-культурологический аспект исследования религиозного пространства // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. — Вып. № 5 (14). — 2005. — С. 269-280.
  • Арзуманов И. А. Конфессиональные детерминанты социального и политического аспектов исследования религиозных процессов // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. — Вып. № 5 (14). — 2005. — С. 280—287.
  • Арзуманов И. А. Глобализационные вызовы и цивилизационные ответы в социокультурном пространстве Монголии – этноконфессиональная проекция. // Сибирский юридический вестник. — №. 3 (28) (июль-сентябрь) 2006 г. — С. 3-11.
  • Арзуманов И. А. Методологические аспекты моделирования религиозного пространства Забайкалья / Образование, культура и гуманитарные исследования Восточной Сибири и Севера в начале XXI в. Международный научный симпозиум г. Улан-Удэ 28-30 сентября 2005 г. // Образование, культура и гуманитарные исследования Восточной Сибири и Севера в начале XXI в. международный научный симпозиум г. Улан-Удэ 28-30 сентября 2005 г. (Текст). В 2-х т. Т.2: материалы V международного научного симпозиума 28-30 сентября 2005 г. г. Улан-Удэ – оз. Байкал: Байкальские встречи V / ФГОУ ВПО Вост.-Сиб, гос. акад. культуры и искусств; науч. ред. Р. И. Пшеничникова. — Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ. — С. 157-163.
  • Арзуманов И. А. Религиозный фактор формирования социополитического пространства Байкальской Сибири. / Научно-практическая конференция «Правовые и экономические проблемы формирования новых субъектов РФ» г. Иркутск 28 февраля 2006 г. // Правовые и экономические проблемы формирования новых субъектов РФ. Материалы научно-практической конференции. — Иркутск, 2006. — С. 3-12.
  • Арзуманов И. А. Цивилизационная доминанта социополитического аспекта исследования религиозного пространства Центральной Азии: к методологии вопроса. / VI Всероссийская научно-практическая конференция «Кулагинские чтения» (материалы конференции). – Чита: ЧитГУ. 2006. Ч. I. С. 273-277.
  • Арзуманов И. А. Межцивилизационный дуализм Запад-Восток в контексте тантралогии. // Вестник Иркутского государственного технического университета. — № 3 (27). — 2006. — С. 120-126.
  • Арзуманов И. А. Конфессиональный аспект толерантности: теоретико-правовой аспект. // Вестник Иркутского государственного технического университета. — № 1 (29). — 2007 г. — С. 21-26.
  • Арзуманов И. А. Нормативно-правовая стратификация религиозного пространства: понятийно-семантический аспект цивилизационного подхода // Вестник Иркутского государственного технического университета. — № 2 (30). — 2007. — С. 189-195.
  • Арзуманов И. А. Вероисповедная политика: философско-правовой аспект идеологической стратификации. / Трансформация политических режимов в Российской Федерации и странах Центральной и Северо-Восточной Азии: Международная научно-практическая конференция (Иркутск, 29-30 мая 2007г.): материалы. — Иркутск: Иркут. гос. ун-т, 2007. — С. 191-206.
  • Арзуманов И. А. Вероисповедная политика России в Восточной Сибири – в контексте принципа государственного этатизма. / Роль государства в хозяйственном и социокультурном освоении Азиатской России XVII – начала XX века: Сборник материалов региональной научной конференции. — Новосибирск, 2007. — С. 136-143.
  • Арзуманов И. А. Нормативно-правовые аспекты идеологических детерминант вероисповедной политики России XX-XXI в. / Межконфессиональные отношения на рубеже тысячелетий: материалы междунар. науч.-практ. конференции. 14-15 июня 2007 г. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2007. — С. 14-21.
  • Арзуманов И. А. Методологические концепты вероисповедной политики России в контексте Центрально-Азиатской проблематики. / Гражданское общество: история и современность: сб. статей в 2 ч. / Забайк. гос. гум.-пед. ун-т. — Чита:ЗабГГПУ, 2007. — Ч. 2. — С. 167-170.
  • Арзуманов И. А. Вероисповедная политика как фактор структуризации социокультурного пространства Восточной Сибири / Религия в российском пространстве: исторический, политический и социокультурный аспекты / Материалы Первой Всероссийской заочной конференции преподавателей религиоведения вузов, колледжей и школ (7-10 октября 2007 г.) / Под ред. проф. Ю. Ф. Абрамова. — Иркутск: Изд-во Оттиск, 2008. С. 9-15.
  • Арзуманов И. А. Религиозное пространство Байкальского региона как стабилизирующий фактор индустриального развития Сибири / Индустриальное Развитие Сибири в контексте модернизационных процессов: Материалы науч. конф., посвящ. 85-летию профессора Е. Е. Тамаханова / Отв. ред. С. В. Калмыков. Ч. II — Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2008. — С. 89-98.
  • Арзуманов И. А. Трансформация религиозного пространства центрально-азиатского региона (XX-XXI вв.): геополитический аспект исследования. / Религия и гражданское общество: цивилизационные вызовы и возможные ответы: Материалы VI международного семинара 1-3 ноября 2006 г., г. Ялта / Под ред. Т. А. Сенюшкиной – Симферополь: Таврия, 2007. С. 15-18. Украина. 0. 25 п.л.
  • Арзуманов И. А. Нормативно-правовые аспекты конфессионализации шаманизма в Байкальском Регине XX-XXI вв. / Этничность и власть. Материалы VI международного семинара 14-16 мая 2007 г. , г. Ялта, Алупка // Под ред. Т.А. Сенюшкиной – Симферополь : Таврия, 2008. 172 с. — С. 5-9.
  • Арзуманов И. А. Социокультурные аспекты миссии православия: к вопросу о роли старообрядчества в освоении Забайкалья и Дальнего Востока (XVIII-начало XIX вв.) // Иркутский историко-экономический ежегодник. — Иркутск: Издательство БГУЭП, 2008. — С. 354-357.
  • Арзуманов И. А. Социокультурная динамика конфессионализации шаманизма в Забайкалье XX-XXI вв. (по материалам фондов Музея истории Бурятии им. М. Н. Хангалова) / Музейные ценности в современном обществе. // Материалы Международной научной конференции, посвященной 130-летию Омского государственного историко-краеведческого музея Омск, 14-17 мая 2008 г. — С. 103-106.
  • Арзуманов И. А. Философско-правовой аспект идеологической трансформации вероисповедной политики России в Байкальском регионе XX-XXI вв. // Этничность и власть. Материалы VI международного семинара 14-16 мая 2007 г., г. Ялта, Алупка / Под ред. Т. А. Сенюшкиной. — Симферополь : Таврия, 2008. — С. 9-11.
  • Арзуманов И. А. Ценностно-культурологические аспект вероисповедной политики России в трансазиатском контексте: к вопросу о конфессиональной толерантности / Проблемы государственного строительства России и Китая : Междунар. науч.-практ. конф. (Иркутск, 24-25 июня 2008 г.). — Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008. — C. 273-284.
  • Арзуманов И. А. Базисно-методологические принципы вероисповедной политики России в Восточной Сибири (XVIII нач. XX вв.) в контексте культурно-цивилизационного подхода. / Сибирь в изменяющемся мире. История и современность : материалы всероссийской научно-теоретической конференции, посвященной памяти профессора В. И. Дулова. — В 2-х кн.: Кн. 1. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2008. — С. 27-32.
  • Арзуманов И. А. Базисно-методологические принципы вероисповедной политики России в Восточной Сибири (XVIII — нач. XX вв.) в контексте культурно-цивилизованного подхода // Сибирь в изменяющимся мире. История и современность : материалы Всерос. науч.-теорет. конф., посвящ. памяти проф. В. И. Дулова : в 2 кн. — Иркутск, 2008. — Кн. 1. — С. 27-32.
  • Арзуманов И. А. Вероисповедная политика как фактор структуризации социокультурного пространства Восточной Сибири // Религия в Российском пространстве: исторический, политический и социокультурный аспекты : материалы 1-й Всерос. заоч. конф. преподавателей религиоведения вузов, колледжей и школ, 7-10 окт. 2007 г. / [отв. ред, Ю. Ф. Абрамов]. — Иркутск, 2008. — С. 9-15.
  • Арзуманов И. А. Культурно-религиоведческие аспекты миссии русской православной церкви в Байкальском регионе XX- XXI вв.// Известия Иркутского государственного университета . Сер. Политология. Религоведение. — Иркутск, 2008. — № 1. — С. 293-303.
  • Арзуманов И. А. Религиозное пространство Байкальского региона как стабилизирующий фактор индустриального разви-тия Сибири / И. А. Арзуманов // Индустриальное развитие Сибири в контексте модернизационных процессов : материалы науч. конф. , посвящ. 85-летию проф. Е. Е. Тамаханова. — Улан-Удэ, 2008. — Ч. 2. — С. 89-98.
  • Арзуманов И. А. Социо-культурные аспекты миссии православия: к вопросу о роли старообрядчества в освоении Забайкалья и Дальнего Востока (XVIII- начало XIX вв.) // Иркутский историко-экономический ежегодник : 2008 / [гл. ред. В. М. Левченко]. — Иркутск, 2008. — С. 354-357.
  • Арзуманов И. А. Социокультурная динамика конфессионализации шаманизма в Забайкалье XX-XXI вв. (по материалам фондов Музея истории Бурятии им. М. Н. Хангалова // Музейные ценности в современном обществе : материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 130-летию Ом. гос. ист.-краевед. музея. Омск, 14-17 мая 2008 г. — Омск, 2008. — С. 103-106.
  • Арзуманов И. А. Социофункциональная стратификация шаманизма в пространстве религиозной культуры Забайкалья XYIII-XXI вв. / И. А. Арзуманов // Вторые университетские социально-гуманитарные чтения 2008 года : материалы / науч. ред. Н. С. Коноплёв. — Иркутск, 2008. — С. 24-29.
  • Арзуманов И. А. Философско-культурологические аспекты трансформации вероисповедной политики России в Байкальском регионе XX-XXI вв.// Сибирский юридический вестник. — 2008. — № 1. — С. 25-29.
  • Арзуманов И. А. Философско-правовой аспект идеологической трансформации вероисповедной политики России в Байкальском регионе XX-XXI вв. // Этничность и власть : материалы VI Междунар. семинара. Ялта, Алупка, 14-25 июня 2007 г. / под ред. Т. А. Сенюшкиной. — Ставрополь ; Таврия, 2008. — С. 9-11.
  • Арзуманов И. А. Методолонгические концепты вероисповедной политики России в восточной Сибири – к вопросу о понятийно-семантической структуризации / Религия и гражданское общество кризис идентичности и новые вызовы постсекулярного общества. Материалы VII международного семинара 8-10 ноября 2007 г., г. Ялта / Под ред. Т. А. Сенюшкиной. – Севастополь: НПЦ ЭКОСИ-гидрофизика, 2008. — С. 9-12.
  • Арзуманов И. А. «Церковь» - доктринально-аксиологические детерминанты понятийного дискурса в контексте православной культуры / Религия и гражданское общество кризис идентичности и новые вызовы постсекулярного общества. Материалы VII международного семинара 8-10 ноября 2007 г., г. Ялта / Под ред. Т. А. Сенюшкиной. — Севастополь: НПЦ ЭКОСИ-гидрофизика, 2008. —С. 12 – 14.
  • Арзуманов И. А. Теоретико-методологические аспект понятийной стратификации религиозного пространства / Религия и гражданское общество кризис идентичности и новые вызовы постсекулярного общества. Материалы VII международного семинара 8-10 ноября 2007 г., г. Ялта / Под ред. Т. А. Сенюшкиной. — Севастополь: НПЦ ЭКОСИ-гидрофизика, 2008. — С. 14-18.
  • Арзуманов И. А. Ценностно-культурологические аспекты вероисповедной политики России в трансазиатском контексте: к вопросу о конфессиональной толерантности. // Проблемы государственного строитель-ства России и Китая : материалы Междунар. науч. — практ. конф. Иркутск, 24-25 июня 2008 г. / редкол. : О. П. Личичан (гл. ред.), В. Н. Казарин. Ф. С. Галенпольский , Н. Н. Буланова, О. С. Токарева. — Иркутск, 2008. — С. 273-284.
  • Арзуманов И. А. Улан-Баторская община местнорусских в историко-религиоведческом контексте (XX-XXI вв.). / Проблемы отечественной истории: источники, историография, исследования. Сборник научных статей / Редкол.: М. Н. Барышников, А. В. Голубев и др.; отв. ред. М. В. Друзин. — СПб.: К.; Мн.: Санкт-Петербургский институт истории РАН; Институт истории Украины НАН Украины; Белорусский гос. ун-т, 2008. — С. 488-498.
  • Арзуманов И. А. Социокультурные характеристики трансформации вероисповедной политики России в Восточной Сибири : советский период. / Внутренняя Азия в геополитической и цивилизационной динамике: материалы IV междунар. науч. – практ. конф. «Егуновские чтения». — Улан–Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2008. — С. 6-11.
  • Арзуманов И. А. «Религиозное пространство» и «пространство религиозной культуры» - опыт культур-методологической стратификации // Вопросы культурологии. — № 5. — 2009. — С. 21-26.
  • Арзуманов И. А. Институциональная трансформация старообрядчества Байкальской Сибири (XX–XXI вв.) в историко-культурном контексте // Вопросы культурологии. — № 7. — 2009. — С. 57-62.
  • Арзуманов И. А. Культуро-цивилизационный дуализм Запад – Восток в контексте тантралогии XX–XXI в. // Вопросы культурологии. — № 9. — 2009. — С. 34-39.
  • Арзуманов И. А. Морфология пространства религиозной культуры: философско-методологические возможности категории «религиозное пространство» // Вестник Читинского государственного университета. — № 2 (53). — 2009. — С. 182-186.
  • Арзуманов И. А. Морфология пространства религиозной культуры: ценностно-культурологические детерминанты религиозного пространства // Вестник Читинского государственного университета. — № 1. — 2009. — С. 130-138.
  • Арзуманов И. А. Семантико-морфологический дискурс культурно-цивилизационного подхода к категории «религиозное пространство» // Вестник Читинского государственного университета. — № 2. 2009. — С. 93-100.
  • Арзуманов И. А. Философско-религиоведческий контекст конфессиональной инновации в подходе к пространству религиозной культуры Байкальского региона // Вестник Читинского государственного университета. — № 2. — 2009. — С. 101-109.
  • Арзуманов И. А. Религиозная культура Байкальского региона: методологические аспекты миссии протестантизма и постпротестантские инновации (ХIХ-ХХI вв) // Вестник Бурятского государственного университета. — Вып. 6. — Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2009. — С. 317-323.
  • Арзуманов И. А. Нормативно-правовая стратификация буддизма в контексте вероисповедной политики России XX-XXI вв. : понятийно-семантический аспект. // Сибирский юридический вестник. — 2009. — № 1. — С. 97-104.
  • Арзуманов И. А. Религиозная культура Байкальского региона: историко-религиоведческий анализ нормативно-правовой стратификации буддизма // Научный вестник Белгородского государственного университета. — № 2 (57). — Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. — С. 46-57.
  • Арзуманов И. А. Религиозное пространство Байкальского региона (XX-XXI вв.) : политический аспект стратификации. \ Третьи университетские социально-гуманитарные чтения 2009 года : материалы в 2 т. Т. 1. — Иркутск : Изд-во Иркутского гос. ун-та, 2009. — С. 76-83.
  • Арзуманов И. А. Культур-конфессиональный фактор в процессах консолидации социополитического пространства Байкальской Сибири // Известия Иркутского государственного университета серия «Политология. Религиоведение». — 2009. — № 1 (3). — С. 244-251.
  • Арзуманов И. А. Религиозная инновация: понятийно-семантический контекст (на примере конфессионального пространства Центрально-азиатского региона) // Соционавтика — интернет-журнал социальных дискурс-исследований.
  • Арзуманов И. А. Миссиологические доминанты Байкальского региона XX-XXI вв. в контексте проблем реализации положений ст. 14 Конституции РФ / Православие: миссионерство и дипломатия в Сибири: материалы всерос. науч.-практ. конф. (14-15 января 2010 г. , г. Улан-Удэ). — Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2010. — С. 316-334.
  • Арзуманов И. А. Вероисповедная политика и гражданский гуманизм (к вопросу от реализации положений ст. 13 Конституции РФ) // Известия Иркутского государственного университета серия «Политология. Религиоведение». — 2010. — № 2 (5). — С. 113-123.
  • Арзуманов И. А., Гавриленко А. А. Отчёт о IV Международной летней правовой школе (г. Познань, Польша, 03.07.2010 – 19.07.2010) // Сибирский юридический вестник. — 2010. — № 4. — С. 147-152.
  • Арзуманов И. А. Ламаизм: к вопросу о практике вероисповедной политики России имперского периода в Байкальском регионе (по материалам НАРБ) // Известия Иркутского государственного университета серия «Политология. Религиоведение». — 2011. — № 2 (7). — С. 221-225.
  • Арзуманов И. А., Митыпова Г. С. Некоторые страницы деятельности Бандидо Хамбо-ламы Чойнзон-Доржи Иролтуева (1843-1918 гг.) (по материалам РГИА и НАРБ) // «Известия Иркутского государственного университета» серия «Политология. Религиоведение». — 2011. — № 2 (7) — С. 225-235.
  • Арзуманов И. А., Безик К. С., Зубович М. М. Отчет о V Международной летней правовой школе «Право и культура в глобальном мире: гражданско-правовой аспект» (г. Санкт-Петербург, 26.06.2011 – 6.07.2011) // Сибирский юридический вестник. — 2011. — № 4 (55). — С. 133-140.
  • Арзуманов И. А. «Религиозно-этические основы правового пространства» // Польское и российское законодательство: новые и старые дилеммы. — Познань, 2011. — С. 43-61.
  • Арзуманов И. А. Профилактика правонарушающего поведения в контексте христианской девиантологии // Польское и российское законодательство: новые и старые дилеммы. — Познань 2011. — С. 109-121.
  • Арзуманов И. А., Камедина Л. В. Восстановление идеационального концепта русской культуры в творчестве Ф.М. Достоевского / Гуманитарный вектор. Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского. — № 3 (31). — 2012. — С. 46-53. — 254 с.
  • Арзуманов И. А., Камедина Л. В. Духовная культура и вопросы конфессиональной толерантности в трансазиатском контексте. // Учёные записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университет им. Н. Г. Чернышевского. — 2012. — 4 (45). — С. 13-18. — 240 с.
  • Арзуманов И. А., Юрковский А. В. Модернизационные аспекты вероисповедной политики стран Северо-восточной Азии XX-XXI в. Часть 1. // Известия Иркутского государственного университета серия «Политология. Религиоведение» 2012. — № 2 (9) в 2-х частях, Ч. 1. — С. 106-115. — 273 с.
  • Арзуманов И. А. Государство, право и гражданское общество: проблемы соотношения в эпоху позднего модерна / Правовая политика современной России : материалы науч.-практ. Конф., посвящ. 75-летию образования иркутской области. Иркутск, 10 ноября 2012 г. / ФБГОУ ВПО «ИГУ», Юрид. ин-т. — Иркутск : Изд-во ИГУ, 2012. – С. 3-6. — 400 с.
  • Арзуманов И. А. Конституционализм и вероисповедная политика в Северо-Восточной Азии / Межкультурная коммуникация: современная теория и практика. Материалы VII Конвента РАМИ. 28-29 сентября 2012 г., МГИМО—Университет. — М.: Изд-во АСПЕКТ-ПРЕСС, изд-во "МГИМО-Университет". — 2013. — С. 161-166.
  • Арзуманов И. А. Идеологический элемент правовой системы: к вопросу о методологических доминантах структурного анализа / Правовая система России: традиции и инновации: материалы X Всероссийской научно-теоретическойконференции. В 5 ч. Санкт-Петербург, 25-27 апреля 2013 г. / Под общ. ред. Н. С. Нижник. — СПб.: Изд-во СПб университет МВД России, 1013. Ч. I. – 352 с. С. 121-126.
  • Арзуманов И. А., Юрковский А. В. Модернизационные аспекты вероисповедной политики стран Северо-восточной Азии XX-XXI в. Методологические аспекты анализа Часть 2. // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». — 2013. — № 1 (10). — С. 63-72. — 218 с.
  • Арзуманов И. А. Политико-правовые и методологические аспекты курса «Политика и религия». Ч. 1 // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». — 2013. — № 1 (10). — С. 123-131. — 218 с.
  • Арзуманов И. А. Политико-правовые и методологические аспекты курса «Политика и религия». Ч. 1 // [[Известия Иркутского государственного университета[[ серия «Политология. Религиоведение» 2013. — № 1 (10). — С. 123-131.
  • Арзуманов И. А. Политико-правовые и методологические аспекты курса «Политика и религия». Ч. 2 // Известия Иркутского государственного университета серия «Политология. Религиоведение» 2013. — № 2 (11). — С. 218-225.
  • Арзуманов И. А. Специфика государственного регулирования этноконфессиональной сферы Восточной Сибири имперского периода. Ламаизм. Часть 1 // Сибирский юридический вестник. — 2013. — № 4 (63). — С. 3-11.
  • Арзуманов И. А. Специфика государственного регулирования этноконфессиональной сферы Восточной Сибири имперского периода. Ламаизм. Часть 2 // Сибирский юридический вестник. — 2014. —№ 1 (64). — С. 3-10.
  • Арзуманов И. А. Рецензия на монографию.: «Религиозные основания уголовно-правовых запретов: от архаического политеизма к русскому православию» Георгиевский Э.В.: монография / Э.В. Георгиевский. – М.: Юрлитинформ, 2014. 336 с. // Сибирский юридический вестник. — 2014. — № 2 (65). — С. 111-115.
  • Арзуманов И. А. Рецензия на монографию «Духовные смыслы русской словесной культуры» доктора культурологии, профессора Забайкальского государственного университета Л. В. Камединой. / Камедина Л. В. Духовные смыслы русской словесной культуры. Чита: ЗабГУ, 2014. // Гуманитарный вектор. — № 2(38) 2014. — С. 191-195.
  • Арзуманов И. А. Политико-правовые и методологические аспекты курса «Политика и религия». Ч. 3 // Известия Иркутского государственного университета серия «Политология. Религиоведение» 2014. — № 8 (11). — С. 152-161.
  • Арзуманов И. А. Религиозно-культурные и философско-правовые аспекты формирования гражданского единения россиян // Учёные записки Забайкальского государственного университета. Серия : Философия, культурология, социология, социальная работа. — 2014. — № 4 (57). — С. 123-129.
  • Арзуманов И. А. Проблемы соотношения итогов судебной реформы 1864 г. и сибирские реформы М. М. Сперанского: правовой и этеонфессиональный аспекты. Ч. 1. // Сибирский юридический вестник. — 2014. — № 4 (67). — С. 6-15.
  • Арзуманов И. А. Проблемы соотношения итогов Судебной реформы 1864 г. и Сибирской реформы М.М. Сперанского: правовой и этноконфессиональный аспекты Ч. II (судопроизводство и ламаизм в источниках обычного права инородцев Восточной Сибири). // Сибирский юридический вестник. — 2014. — № 4 (67). — С. 6-15.
  • Арзуманов И. А. Макрометодологические основания исследования феномена государственного регулирования этноконфессиональной сферы общественных отношений. Ч. 1 Философско-правовой подход регулирования // Юрист ВУЗа. - 2014. - № 10. - С. 44-57.
  • Арзуманов И. А. Макрометодологические основания исследования феномена государственного регулирования этноконфессиональной сферы общественных отношений. Ч. 2 " Этнос": структурно-функциональные и политико-правовые характеристики понятия // Юрист ВУЗа. - 2014. - № 11/12. - С. 28-40.
  • Арзуманов И. А. Макрометодологические основания исследования феномена государственного регулирования этноконфессиональной сферы общественных отношений. Ч. 3 «Конфессия»: структурно-функциональные и культурно-правовые характеристики социального регулирования // Юрист вуза. — 2015. — № 1 — С. 65-80.
  • Арзуманов И. А. Политико-правовые и методологические аспекты курса «Политика и религия». Ч. 4 Проблемы укрепления поддержания гражданского единения в регионе: философско-культурологические, искусствоведческие и религиоведческие аспекты (по вопросам Всероссийского научно-практического форума. Пермь, 17-19 сентября 2014 г.) // Известия Иркутского государственного университета серия «Политология. Религиоведение» 2015. Т 12,. 261 с. с. С. 175-183.
  • Арзуманов И. А. Содержание и структура государственного регулирования этноконфессиональных общественных отношений. Ч. 1 «Государственное регулирование»: сущность понятийной структуризации // Юрист ВУЗа. — 2015. — № 5-6. — С. 43-55.
  • Арзуманов И. А. Содержание и структура государственного регулирования этноконфессиональных общественных отношений. Ч. 2 «Государство» и «Государственное регулирование»: дефинитивное и теоретико-правовое соотношение понятий // Юрист ВУЗа. — 2015. — № 7. — С. 41-53.
  • Арзуманов И. А. Содержание и структура государственного регулирования этноконфессиональных общественных отношений. Ч. 3 Теоретико-правой анализ государственного управления и государственного регулирования в контексте этноконфессиональной политики // Юрист ВУЗа. — 2015. — № 8. — С. 32-49.
  • Арзуманов И. А. Содержание и структура государственного регулирования этноконфессиональных общественных отношений. Ч. 4 Особенности государственного регулирования в контексте этноконфессиональных общественных отношений. // Юрист ВУЗа. — 2015. — № 9. — С. 46-58.
  • Арзуманов И. А. Габриэль Феликсович Шершеневич – польский дворянин в российских университетах // Выдающиеся польские и российские цивилисты : материалы VIII польско-российской летней школы права (Санкт-Петербург, 24 - 26 июня 2014 г.) / под ред. Л. Москва ; рец.: О. Городов, Д. Соколовска ; Иркут. гос. ун-т, Юрид. ин-т, Университет им. Адама Мицкевича, С.-Петерб. гос. ун-т. – Познань : Wydawnictwo Naukowe UAM, 2015. – 650 с. С.120-135.
  • Арзуманов И. А. Государственная модернизация старообрядческих инститтутов Забайкалья в XIX в.: к вопросу об этноконфессиональной методике реализации унификационной функции государства. // Старообрядчество : история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (г. Улан-Удэ, 7-8 августа 2015 г.) - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2015. – 392 с. С. 12-20.
  • Арзуманов И. А. Глобальные факторы модернизации вероисповедной политики и конфессионального пространства стран Северо-Восточной Азии рубежа XX-XXI в. // Православие и дипломатия в странах Азиатско-Тихоокеанского региона: материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Улан-Удэ – Посольск, 29-30 января 2015 г.) / науч. ред. Г. С. Митыпова. - - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2015. – 304 с. С. 45-51.
  • Арзуманов И. А. Государственное регулирование этноконфессинальными общественными отношениями в военный период: к вопросу о мобилизационной трансформации правовой культуры // Война. Народ. Победа. (посвящается 70 - летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне): материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 28 апреля 2015 г.: в 2 ч. Ч. II / под общ. ред. Н. С. Нижник. Спб.: Изд-во Спб ун-та СВД России, 2015. – С. 46-51. — 224 с.
  • Арзуманов И. А. Противостояние правовых идеологий в Центральной Азии в контексте проблемы правопонимания: этноконфессиональное измерение / Межкультурная коммуникация в условиях глобализации: проблема культурных границ в современном мире (Материалы Конвента РАМИ, апрель 2014 г.): Научное издание / Под ред. А. В. Шестопала, М.В. Силантьевой.; отв. ред. А. В. Мальгин. - Издательство "МГИМО - Университет", 2015. — С. 129-133. — 305 с.
  • Арзуманов И. А. Правоохранительная система в механизме государства: особенности формирования региональных органов в Восточной Сибири в первой половине XIX века // Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции): Материалы международной научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 28 апреля 2016 г. / под ред. Н. С. Нижник. В 2-х томах. Т. I. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. — С. 277-280. — 394 с.
  • Арзуманов И. А., Личичан О. П. Миграция, межнациональное и межрегиональное согласие как факторы политики расселения и комплексного развития территорий / Государство, общество и церковь: укрепление межнационального и межрелигиозного согласия, развитие и совершенствование механизмов взаимодействия : Междунар. науч.-практ. конф., г. Новосибирск, 11—13 мая 2016 г. / под науч. ред. Л. В. Савинова. — Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2016. — 384 с. С. 20-24.
  • Арзуманов И. А., Бузько О. П., Шишкин С. И. Теоретические проблемы социально-экономического развития территорий. / Правовое регулирование экономических отношений в Российской Федерации : тез. докл. всерос. науч.-практ. конф. г. Иркутск, 12 нояб. 2016 г. / ФГБОУ ВПО «ИГУ», Юрид. Ин-т. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2016. — С. 3-6. – 202 с.
  • Арзуманов И. А., Личичан О. П. Демографический фактор стратегическим документов комплексного развития территорий / Социально-демографические процессы в XXI веке: кризис, вызовы, стратегии безопасности: сб. науч. Тр. / ФГБОУ ВПО «ИГУ»; Служба ЗАГС Иркутской области; [науч. ред.: Т. И. Грабельных, А. В. Аргучинцев]. – Иркутск: ООО Оперативная типография «На Чехова», 2017. – 330 с. С. 21-24.
  • Арзуманов И. А. Государственная модернизация старобрядческих институтов Забайкалья в XIX в. как фактор методики формирования правосознания / Всероссийская научная конференция «Старообрядчество: история, историография, источниковедение (XVII-XXI вв.) // Известия Иркутского государственного университета серия «Политология. Религиоведение» 2017. — Т 19. — С. 92-99.
  • Арзуманов И. А. Конфессиональный и миграционный факторы процессов комплексного развития территорий. // Десятые Байкальские социально-гуманитарные чтения. В 2 т. Т.1. : материалы / ФБГОУ ВПО «ИГУ». — Иркутск: Изд-во ИГУ, 2017. — С. 155-163. — 436 с.
  • Арзуманов И. А. Канонической право как этический фактор правосознания. // Право и этика в глобальном обществе риска: IX Байк. Междунар. Пр. шк. (23-28 авг. 2016г.) : материалы ФБГОУ ВО «ИГУ», Юрид. Инст. (отв. Ред. Д. В. Шорников) - Иркутск: изд-во ИГУ. 2016. – С. 8-17. – 321 с.
  • Арзуманов И. А., Кузьмин И. А. Формирование системы предупреждения преступности в контексте развития института юридической ответственности у инородцев Восточной Сибири (первая половина XIX века) // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2016. — Т. 26, № 1. — С. 149–157.
  • Арзуманов И. А. Миссия религиозных институтов как фактор гражданского единения: к постановке вопроса // Известия Иркутского государственного университета серия «Политология. Религиоведение». — 2016. — Т 16. — С. 20-28.
  • Арзуманов И. А. Правовое регулирование функционирования институтов римско-католической церкви в России в первой четверти XX века. // Сибирский юридический вестник. — 2016. — № 2 (73). — С. 3-7.
  • Арзуманов И. А., Личичан О. П. Факторы комплексного развития территорий и административных единиц. Социальные и теоретико-правовые аспекты понятия «развитие». Часть 1. / Сибирский юридический вестник. — 2016. — № 2 (73). — С. 3-7.
  • Арзуманов И. А., Шишкин С. И. Политико-правовые и социально-экономическтиеаспекты понятия «территориия» как фактора комплексного развития Часть 1. // Сибирский юридический вестник. — 2016. — № 3 (74). — С. 9-15.
  • Арзуманов И. А., Личичан О. П. Факторы комплексного развития территорий и административных единиц. Социальные и теоретико-правовые аспекты понятия «развитие». Часть 2. // Сибирский юридический вестник. — 2016. — № 3 (74). — С. 32-39.
  • Арзуманов И. А., Личичан О. П. Факторы комплексного развития территорий и административных единиц. Социальные и теоретико-правовые аспекты понятия «развитие». Часть 3. // Сибирский юридический вестник. — 2016. — № 4 (75). — С. 73-79.
  • Арзуманов И. А. Влияние Сибирской реформы М. М. Сперанского на формирование органов самоуправления инородцев Восточной Сибири // Самоуправление. — 2016. — С. 41-45.
  • Арзуманов И. А. Государственная модернизация старобрядческих институтов Забайкалья в XIX в. как фактор методики формирования правосознания // Известия Иркутского государственного университета серия «Политология. Религиоведение». — 2017. — Т 19. — С. 92-99.
  • Арзуманов И. А., Шишкин С. И. Политико-правовые и социально-экономические аспекты понятия «территория» как фактора комплексного развития Часть 2. // Сибирский юридический вестник. — 2017. — № 1 (76). — С. 3-9.
  • Арзуманов И. А., Личичан О. П. Факторы комплексного развития территорий и административных единиц. Социальные и теоретико-правовые аспекты понятия «развитие». Часть 4.1.: Миграция как фактор социально-экономических процессов // Сибирский юридический вестник 2017. — № 1 (76). — С. 34-42.
  • Арзуманов И. А., Личичан О. П. Демографический фактор стратегическим документов комплексного развития территорий / Социально-демографические процессы в XXI веке: кризис, вызовы, стратегии безопасности: сб. науч. Тр. / ФГБОУ ВПО «ИГУ»; Служба ЗАГС Иркутской области; [науч. ред.: Т. И. Грабельных, А. В. Аргучинцев]. – Иркутск: ООО Оперативная типография «На Чехова», 2017. — С. 21-24. — 330 с.
  • Арзуманов И. А. Государственная модернизация старобрядческих институтов Забайкалья в XIX в. как фактор методики формирования правосознания // Всероссийская научная конференция «Старообрядчество: история, историография, источниковедение (XVII-XXI вв.) // Известия Иркутского государственного университета серия «Политология. Религиоведение». - 2017. — Т 19. С. 92-99.
  • Арзуманов И. А. Конфессиональный и миграционный факторы процессов комплексного развития территорий. // Десятые Байкальские социально-гуманитарные чтения. В 2 т. Т.1. : материалы / ФБГОУ ВПО «ИГУ». — Иркутск : изд-во ИГУ. 2017. – С. 155-163. – 436 с.
  • Арзуманов И. А. Канонической право как этический фактор правосознания. // Право и этика в глобальном обществе риска: IX Байк. Междунар. Пр. шк. (23-28 авг. 2016г.) : материалы ФБГОУ ВО «ИГУ», Юрид. Инст. (отв. Ред. Д. В. Шорников) — Иркутск : изд-во ИГУ. 2016. – С. 8-17. – 321 с.
  • Арзуманов И. А. Правовые основы взаимодействия правоохранительных органов и институтов самоуправления инородцев Восточной Сибири в первой пол. XIX в. // Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции): Материалы XIV международной научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 27–28 апреля 2017 г. / под ред. Н. С. Нижник. В 2-х томах. Т. II. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2017. — С. 138-140. — 362 с.
  • Арзуманов И. А. Глобализационные аспекты этноконфессиональной политики стран Северо-Восточной Азии XX-начало XXI вв. // Концепт: философия, религия, культура. — 2017. — № 1 (1). — С. 43-55. — 167 с.
  • Арзуманов И. А., Бузько О. П. Органы местного самоуправления как субъект программирования комплексного развития территорий // Сибирский юридический вестник. — 2019. — № 1.
на других языках
  • Arzumanov I. A. Anfangder russich-ortodoxen Mission im Baikalgebiet. Das Leben des heiligenInnocentij des ersten Bischofs von Irkutsk 1727-1731. / Europa in der Friihen Neuzeit: Festschrift fiir Gunter Muhlpfordt / hrsg. von Erich Donnert. - Koln ; Weimar ; Wien : Bohlau Bd: 6. Mittel-, Nord- und Osteuropa. – 2002. — P. 1037-1039. — 1114p.
  • Arzumanov I. A. Socio-integration imperatives of Russia's religious policy in XX-XXI centuries: philosophical and legal aspects. // Law Research Institute Chungbuk National University  (англ.), 2007. — pp. 83–97.

Публицистика

  • Арзуманов И., Бычков, О.  Тибетская теократия: интересы в России // Сибирь. — 2002. — № 2. — С. 147-155
  • Арзуманов И. А. Тибетский буддизм – историко-логический экскурс региональной специфики. // Миссионерское обозрение. — № 12 (122) 2005, декабрь. — С. 27-31.
  • Арзуманов И. А. Социополитические детерминанты становления автокефалии ламаистской церкви России. // Миссионерское обозрение. — № 1 (123) 2006, январь. — С. 26-31.
  • Арзуманов И. А. Анализ социополитических последствий трансформации ламаистской церкви России. // Миссионерское обозрение. — № 2 (124) 2006, февраль. — С. 28-31.
  • Арзуманов И. А. Социополитические детерминанты становления автокефалии ламаистской церкви России // Миссионерское обозрение. — № 3 (125) 2006, март. — С. 23-31.
  • Арзуманов И. А. Этноконфессиональная проекция социокультурного пространства Монголии в XX-XXI веке // Миссионерское обозрение. — № 7 (141) 2007, июль. — С. 26-29.
  • Арзуманов И. А. Анализ социополитических последствий трансформации ламаистской церкви России // Миссионерское обозрение. — № 8 (142) Белгород, 2007, август. — С. 26-29.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Скорбим // Иркутский государственный университет, 17.03.2022
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Об истории храма // Троицкое слово. — 2003. — № 3.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Жалсараев А. Д. Верхнеудийские домовые храмы, церкви и часовни // Эгрегор. Системный интегратор, 2012
  4. Несынов В. И. Памяти моего доброго друга, протоиерея Игоря Арзуманова // Яндекс.Дзен, 23.03.2022
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Арзуманов Игорь Ашотович // Официальный сайт Юридического института ИГУ
  6. Арзуманов И. А. Трансформация конфессионального поля Забайкалья в свете религиозных инноваций (XX-XXI вв.) : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 : Чита: ЧитГУ, 2004. — 140 c. РГБ ОД, 61:05-9/81
  7. Арзуманов И. А. Трансформация пространства религиозной культуры Байкальского региона в трансазиатском контексте (XX-XXI вв.) : диссертация ... доктора культурологии : 24.00.01 / Арзуманов Игорь Ашототович; [Место защиты: Государственная академия славянской культуры]. — М.: ГАСК, 2009. — 347 с.
  8. Профессорско-преподавательский состав кафедры // Официальный сайт Восточно-Сибирского филиала Российской академии правосудия
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 9,5 9,6 9,7 9,8 Арзуманов Игорь Ашотович // Официальный сайт Российского совета по международным делам
  10. Свято–Одигитриевский храм г. Улан-Удэ. Электронный город Улан-Удэ
  11. История и возрождение. Официальный сайт органов МСУ Хоринского района Республики Бурятия
  12. Филатов, Лункин, 2005, с. 73, 76.
  13. Березин, 27.09.2000.
  14. Филатов, Лункин, 2005, с. 73.
  15. 15,0 15,1 15,2 Кислов, Красиков, Буянова, Мальцева, Мальцев, 2004, с. 17.
  16. Кислов, Красиков, Буянова, Мальцева, Мальцев, 2004, с. 17—18.
  17. 17,0 17,1 17,2 17,3 17,4 Кислов, Красиков, Буянова, Мальцева, Мальцев, 2004, с. 18.
  18. Санжиев, 22.09.2004.

Литература