Арабский социализм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Арабский социализм (араб. الاشتراكية العربية‎, al-ishtirākīya al-‘arabīya) — политическая идеология, представляющая собой смешение панарабизма и социализма. Арабский социализм отличается от гораздо более широкой традиции социалистической мысли в арабском мире, появившейся на 50 лет раньше, чем арабский социализм.

Арабский социализм является одной из ключевых составляющих баасизма. Идея была выдвинута сторонниками партии Баас как альтернатива капитализму и европейскому социализму, в том числе и марксизму. Концепция «арабского социализма» и баасистские режимы нередко критиковались как противниками, так и сторонниками социализма как такового.

История

Происхождение

Арабский социализм представляет собой важное политическое течение в арабском мире, хотя его влияние со временем уменьшилось. Пик интеллектуального и политического влияния приходится на 1950-е и 60-е гг., когда он представлял собой идеологическую основу Партии арабского возрождения Баас и, в меньшей степени, движения насеризма. Термин «арабский социализм» был впервые введен Мишелем Афляком, одним из основателей партии Баас, для того, чтобы отличать его версию социалистической идеологии от марксистского социализма и других типов социализма, существующих как в европейских, так и других странах (КНР, СССР и др.) и подчеркнуть его аутентичность и оригинальность.

Упадок

Арабский социализм, интегрированный в арабский национализм и панарабскую идеологию, утерял многие из своих позиций после Шестидневной войны 1967 г., сильно дискредитировавшей Египет при правлении Гамаля Абделя Насера. Идеология арабского социализма продолжала существовать и в последующие годы, но война стала началом фундаментального пересмотра арабской политики, в чём многие видели закат эры арабского социализма. Результатом арабского социализма является светский характер многих арабских государств. Однако идеи арабского социализма до сих пор живут среди интеллигенции арабского мира, и идеи социального эгалитаризма и «третьего пути» между «эгоистическим» Западом и «бездуховным» социализмом остаются важными для современной арабской политической мысли.

Идеология

Для Афляка арабский социализм представлял собой необходимое следствие движения за арабское единство и свободу, так как лишь социалистическая система собственности и развития смогла бы преодолеть экономические последствия колониализма. В то же время он отвергал «традиционный» марксизм с его атеизмом, интернационализмом и материализмом, считая их неподходящими для арабской ситуации. В то время как арабский социализм во многом перенял экономическую и социальную программу европейского социализма, характерные для него интеллектуальные и духовные черты наложили некоторые ограничения на его революционный потенциал: средства производства подлежат национализации, но при сохранении таких традиционных ценностей, как частная собственность и наследование собственности. Такие примитивные общественные структуры, как феодализм, номадизм и племенной строй, религиозные различия и дискриминация женщин, должны остаться в прошлом, но не нарушая при этом социальные связи, составляющие основу арабской идентичности. Арабский социализм часто представляется как «срединный путь» между капиталистическим Западом и коммунистическим Востоком и как современное выражение традиционных арабских ценностей.

Хотя на идею значительно повлияли ислам и религиозность населения, важным отличием от арабского социализма от исламского социализма является то, что первый ограничивал воздействие ислама сферой духовной жизни, а социально-экономическое развитие общества осуществлялось на светской основе, в то время как второй не только выводил социалистическую идею из ислама, но и предусматривал внедрение этой идеи на базе предписаний Корана во все сферы жизни общества. Между этими идеями есть и сходства. Например, приверженцы идеи также отрицали классовый подход, рассматривая общество как «единую семью» без разделения на социальные группы[1].

Арабский социализм невозможно рассматривать вне связи с антиколониальной националистической парадигмой, что проявляется также в политической и экономической доктринах его идеологии. На арабский социализм разочарование значительной части арабской интеллигенции в западной идее «специфического экономического развития», сохраняющих постколониальные страны в качестве придатков бывших метрополий. Например, экономическая программа арабских социалистов часто сосредотачивалась на разрушении связей с бывшими державами-поработителями, на перераспределении земли, конфискованной поселенцами или иностранными правителями и на достижении независимости в экономической сфере как средство достижения политической независимости. Насер сам утверждал: «Социализм это инструмент, приспособленный для наших <арабских> национальных условий и потребностей. Он не может рассматриваться в качестве основной философии или свода нормативных актов. Это только ветвь древа, именуемого национализмом»[1].

Наиболее заметными экономическими успехами были земельные реформы в Египте (1952 г.), в Сирии (1963 г.) и Ираке (1970 г.), а также национализация основных отраслей промышленности и банковского сектора в этих странах. Однако в Египте и Сирии многие из этих реформ были впоследствии отменены (реприватизация). Более успешными они были в Ираке, вероятно, благодаря нефтяному богатству страны, до ирано-иракской войны в 1980 г.

Сторонники арабского социализма

Это список людей, являвшихся приверженцами арабского социализма или оказавших влияние на развитие арабской социалистической школы мысли, хотя некоторые из них никогда не использовании этот термин или даже были его противниками:

Критика

Опора на арабского социализма на религию нередко критиковалась. Советские партийные идеологи говорили о несовместимости религии и социализма в их понимании. Некоторые критики выделяли «приверженность к исламистским формам», считая важным сохранить разрыв между революционно-националистическим и исламистским направлениями на арабском политическом поле.

Критиковалась и социальная модель арабского социализма. Бернард Льюис писал: «Кажется, никто не может сказать доброго слова в адрес арабского социализма. Представители коммерческого, профессионального и среднего классов выдвигают против него обычные обвинения, которые предъявляются к социализму в странах Запада. Левые с презрением отвергают арабский социализм как половинчатый и неэффективный компромисс, не имеющий достоинств ни социализма, ни капитализма»[2].

См. также

Литература

  • Hanna, Sami A., Gardner, George H. Arab socialism: a documentary survey. Brill Archive, 1969.
  • Maxime Rodinson, Marxisme et monde musulman, Paris, Éditions du Seuil, 1972, 698 p.
  • Pratt, N., Democracy& Authoritarianism in the Arab World, Colorado:Lynne, 2007.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Е. М. Примаков. Конфиденциально. Ближний Восток на сцене и за кулисами.
  2. Bernard Lewis. From Babel to Dragomans: Interpreting the Middle East (англ.). — Oxford and New York: Oxford University Press, 2004. — P. 249.